План работы по самообразованию на 2017-2019 учебный год «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» |
Конспекты планов в детском саду | |||
Автор: Фадеева Зоя Борисовна | |||
10.11.2017 00:56 | |||
План работы по самообразованию на 2017-2019 учебный год «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» Актуальность Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, — все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника. Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности. Основой нравственности являются нравственные качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.
Старший дошкольный возраст — важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры. Для решения данной проблемы мной была выбрана работа по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению. В моей работе именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т. В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем». Данная проблема позволила определить тему исследования – «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов». Цель – изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста и повышение своего педагогического мастерства и просвещения. Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
Ведущая педагогическая идея опыта: формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок, определение эффективности использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе различных видов деятельности детей. Методы исследования
Объектом исследования является воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста Предмет исследования – русская народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза – предполагается, что использование русских народных сказок оказывает позитивное влияние на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста в процессе специально организованной деятельности детей, если будут разработаны диагностические методики и тесты, составлены методические рекомендации в помощь воспитателям. Теоретическая база опыта: изучение и анализ научной литературы по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;
Новизна опыта. Научная новизна исследования заключается в изучении на практике эффективности влияния русских народных сказок на нравственное развитие детей дошкольного возраста. Теоретическая значимость заключается в выявлении уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, разработке содержания и форм работы по изучению нравственных сторон русских народных сказок, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, активное участие детей и их родителей в решении проблемы. Практическая значимость заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию. Познавательная значимость сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств. Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете. Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребенке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направлено на развитие чувств детей, а не на их рассудок. Фантазию ребенка легко направить как в положительное русло, так и в отрицательное русло развития. Начинать лучше с волшебных сказок, имеющих простой сюжет. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах. В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально — общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей. В решении задач нравственного воспитания нам помогают сказки. Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание сказок, поэтому начинаем прививать интерес к чтению больших произведений (по главам): А. Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могущем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди". Необходимо продолжать воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к героям, побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка персонажа, помогать детям, понять скрытые мотивы поведения героев. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились образы. В подготовительной группе продолжаем пополнять литературный багаж сказками. Когда запас сказок, которые дети знают и умеют рассказывать, станет достаточно богатым, когда ребенок на элементарном уровне осознает характерные особенности этого жанра (фантастический вымысел, очеловечивание животных, растений, предметов и др., традиционность приемов построения сказочного сюжета (присказка, зачин, концовка, переходим к сочинению сказок. Дошкольники с удовольствием и активно откликаются на предложение стать сказочниками, придумывать свои сказки. Однако умение самостоятельно придумывать связные, законченные сказочные сюжеты формируется не сразу. Поэтому мы сначала изучаем приемы сочинения сказок: обдумыванию замысла, образов, логическому развертыванию сюжета, завершению его. Самыми целесообразными методами формирования нравственных качеств у детей, являются:
Методы ознакомления со сказкой:
Приемы формирования восприятия сказки:
Этапы работы со сказкой
Используя русские народные сказки, при формировании нравственных качеств я планировала добиться следующих результатов:
Критерии эффективности:
План реализации образовательного проекта Длительность работы над опытом 2 года, осуществляется в три этапа. 1этап – подготовительный (сентябрь 2017 — декабрь 2017г). Цель: создание условий для проведения эксперимента. Дата: Форма: Тема (Цель) Сентябрь Наблюдение Ознакомление с нравственными качествами дошкольников. Октябрь Изучение педагогической, психологической и методической литературы Изучение передового опыта педагогов и психологов по нравственному воспитанию дошкольников через русские народные сказки. Ноябрь
Декабрь Составление конспектов НОД; праздников, театральных представлений, оформление папок-передвижек; подготовка материалов для консультации, беседы с родителями и педагогами. Разработка методических материалов по формированию нравственных качеств у дошкольников. 2этап – практический (январь 2018г. – апрель 2019г.) 1 блок — работа с детьми Цель: воспитание нравственных качеств у дошкольников: доброты, отзывчивости, заботы, вежливости, гуманности, милосердия, любовь и уважение к близким, к взрослым и к своим сверстникам через сказка терапию, беседы, инсценировки, выставки рисунков, прослушивание видеозаписи, просмотра мультфильмов. Дата (месяц): Форма проведения: Тематика мероприятий (цель) Январь 2018 – Март 2018 1. Составление списка добрых дел «Мои добрые дела» «Неделя добра» (цель: воспитание в детях нравственных чувств). 2. Чтение и обсуждение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» «Мир не без добрых людей» (цель: учить детей делать выводы, анализируя поступки героев; воспитывать заботливость, внимательность к близким людям, создать мотив быть добрым Апрель 2018 – Сентябрь 2018 1. НОД с фрагментами сказкотерапии, чтение сказки «Царевна-лягушка» «Доброта важнее всего» (цель: формирование таких качеств как послушание – непослушание, дружба, милосердие, смелость) Октябрь 2018 — Декабрь 2018 1. Беседа, инсценировка «Волшебство добрых слов» (цель: формировать культуру поведения, нравственные качества: отзывчивость, доброжелательность; тренироваться в умении дарить окружающим доброту слова и дела). 2. НОД с участием сказочного персонажа «Сказочный денёк» (цель: формировать вежливое отношение к окружающим; развивать способность оценивать свое отношение к другим людям). Январь 2019 — Февраль 2019 1. Папки-передвижки «Вежливые слова», «Добрые поступки», «Желание помочь другим», «Азбука доброты». 2. Просмотр мультфильма «Что такое хорошо и что такое плохо?» «Мои поступки» (цель: формировать поступки и поведение быть добрым; учить различать хорошие и плохие поступки). Март 2019 1. Праздник с участием сказочного персонажа «Дарите людям доброту» (цель: закрепить представления детей о понятиях «добро», «зло»). 2. Выставка детских рисунков «Добрый гном» (цель: учить выражать эмоциональные чувства через рисунок). Апрель 2019 1. Театрализованное представление сказки «Красная шапочка» «Добрая сказка» (цель: формирование доброты и отзывчивости у дошкольников). 2 блок — работа с родителями Сентябрь 2017 – Январь2018 Консультация «Как воспитывать ребенка добрым?» Февраль2018- Март 2018 Выступление на родительском собрании «Воспитывать доброту (цель: показать родителям необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты, побудить к этому). Апрель 2018 – Октябрь 2018 Консультация «Роль книги в нравственном воспитании детей» «Воспитание добром» «Добрые, любимые, родные!» Ноябрь 2018 – Апрель 2019
«Воспитание добром» «Добрые, любимые, родные!» 3 блок — работа с педагогами Май 2018г.
Цель: анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования. Май 2019г. 1. Мониторинг качества формирования нравственных качеств у дошкольников Динамика формирования нравственных качеств у дошкольников до и после проведения мероприятий с использованием сказок. 2. Выступление на педсовете о проделанной работе Эффективность проведенных мероприятий по формированию нравственных качеств у дошкольников: доброты, отзывчивости, заботы, гуманности, милосердия, вежливости, любви и уважения к близким, к взрослым и к своим сверстникам. Список литературы
|