Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

План работы по самообразованию на 2017-2019 учебный год «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Конспекты планов в детском саду
Автор: Фадеева Зоя Борисовна   
10.11.2017 00:56

План работы по самообразованию на 2017-2019 учебный год «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»План работы по самообразованию на 2017-2019 учебный год «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Актуальность

Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, — все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности.

Основой нравственности являются нравственные качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.

 

Старший дошкольный возраст — важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.

Для решения данной проблемы мной была выбрана работа по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению.

В моей работе именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.

В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.

Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т. В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем».

Данная проблема позволила определить тему исследования – «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов».

Цель – изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста и повышение своего педагогического мастерства и просвещения.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  • изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников
  • выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте
  • создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками
  • разработать диагностические методы и игровые тесты, направленные на исследование позитивного влияния русских народных сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников
  • определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей.

Ведущая педагогическая идея опыта: формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок, определение эффективности использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе различных видов деятельности детей.

Методы исследования

  • изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования
  • наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности
  • количественный и качественный анализ полученных результатов
  • педагогические наблюдения (тестирование, анкетирование).
  • анкетирование и беседа с родителями.

Объектом исследования является воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

Предмет исследования – русская народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза – предполагается, что использование русских народных сказок оказывает позитивное влияние на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста в процессе специально организованной деятельности детей, если будут разработаны диагностические методики и тесты, составлены методические рекомендации в помощь воспитателям.

Теоретическая база опыта: изучение и анализ научной литературы по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;

  • выявление особенностей нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте
  • разработка диагностических методов и игровых тестов, направленные на исследование позитивного влияния русских народных сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников
  • определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе различных видов деятельности детей.

Новизна опыта.

Научная новизна исследования заключается в изучении на практике эффективности влияния русских народных сказок на нравственное развитие детей дошкольного возраста.

Теоретическая значимость заключается в выявлении уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, разработке содержания и форм работы по изучению нравственных сторон русских народных сказок, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, активное участие детей и их родителей в решении проблемы.

Практическая значимость заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.

Познавательная значимость сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.

Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребенке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направлено на развитие чувств детей, а не на их рассудок. Фантазию ребенка легко направить как в положительное русло, так и в отрицательное русло развития. Начинать лучше с волшебных сказок, имеющих простой сюжет. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах.

В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально — общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.

В решении задач нравственного воспитания нам помогают сказки.

Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание сказок, поэтому начинаем прививать интерес к чтению больших произведений (по главам): А. Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могущем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".

Необходимо продолжать воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к героям, побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка персонажа, помогать детям, понять скрытые мотивы поведения героев. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились образы.

В подготовительной группе продолжаем пополнять литературный багаж сказками. Когда запас сказок, которые дети знают и умеют рассказывать, станет достаточно богатым, когда ребенок на элементарном уровне осознает характерные особенности этого жанра (фантастический вымысел, очеловечивание животных, растений, предметов и др., традиционность приемов построения сказочного сюжета (присказка, зачин, концовка, переходим к сочинению сказок.

Дошкольники с удовольствием и активно откликаются на предложение стать сказочниками, придумывать свои сказки. Однако умение самостоятельно придумывать связные, законченные сказочные сюжеты формируется не сразу. Поэтому мы сначала изучаем приемы сочинения сказок: обдумыванию замысла, образов, логическому развертыванию сюжета, завершению его.

Самыми целесообразными методами формирования нравственных качеств у детей, являются:

  • знакомство с содержанием сказки
  • вовлечение детей в деятельность
  • инсценировка сказки

Методы ознакомления со сказкой:

  • чтение воспитателя
  • рассказывание
  • дидактические игры
  • литературные викторины

Приемы формирования восприятия сказки:

  • выразительность чтения
  • повторность чтения
  • выборочность чтения
  • драматизация и театрализация сказки
  • просмотр иллюстраций

Этапы работы со сказкой

  • Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
  • Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
  • Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
  • Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Используя русские народные сказки, при формировании нравственных качеств я планировала добиться следующих результатов:

  • формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира
  • готовность проявлять совместное сострадание и радость
  • развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками

Критерии эффективности:

  • уровень освоения образовательной программы
  • удовлетворение родителей качеством образования
  • информационно-методическая обеспеченность.

План реализации образовательного проекта

Длительность работы над опытом 2 года, осуществляется в три этапа.

1этап – подготовительный (сентябрь 2017 — декабрь 2017г).

Цель: создание условий для проведения эксперимента.

Дата: Форма: Тема (Цель)

Сентябрь

Наблюдение

Ознакомление с нравственными качествами дошкольников.

Октябрь

Изучение педагогической, психологической и методической литературы

Изучение передового опыта педагогов и психологов по нравственному воспитанию дошкольников через русские народные сказки.

Ноябрь

  1. Изучение и подбор литературы
  2. Изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы по исследуемой проблеме.

Декабрь

Составление конспектов НОД; праздников, театральных представлений, оформление папок-передвижек; подготовка материалов для консультации, беседы с родителями и педагогами.

Разработка методических материалов по формированию нравственных качеств у дошкольников.

2этап – практический (январь 2018г. – апрель 2019г.)

1 блок — работа с детьми

Цель: воспитание нравственных качеств у дошкольников: доброты, отзывчивости, заботы, вежливости, гуманности, милосердия, любовь и уважение к близким, к взрослым и к своим сверстникам через сказка терапию, беседы, инсценировки, выставки рисунков, прослушивание видеозаписи, просмотра мультфильмов.

Дата (месяц): Форма проведения: Тематика мероприятий (цель)

Январь 2018 – Март 2018

1. Составление списка добрых дел «Мои добрые дела»

«Неделя добра» (цель: воспитание в детях нравственных чувств).

2. Чтение и обсуждение сказки

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

«Мир не без добрых людей»

(цель: учить детей делать выводы, анализируя поступки героев; воспитывать заботливость, внимательность к близким людям, создать мотив быть добрым

Апрель 2018 – Сентябрь 2018

1. НОД с фрагментами сказкотерапии, чтение сказки «Царевна-лягушка»

«Доброта важнее всего» (цель: формирование таких качеств как послушание – непослушание, дружба, милосердие, смелость)

Октябрь 2018 — Декабрь 2018

1. Беседа, инсценировка

«Волшебство добрых слов» (цель: формировать культуру поведения, нравственные качества: отзывчивость, доброжелательность; тренироваться в умении дарить окружающим доброту слова и дела).

2. НОД с участием сказочного персонажа

«Сказочный денёк» (цель: формировать вежливое отношение к окружающим; развивать способность оценивать свое отношение к другим людям).

Январь 2019 — Февраль 2019

1. Папки-передвижки

«Вежливые слова», «Добрые поступки», «Желание помочь другим», «Азбука доброты».

2. Просмотр мультфильма «Что такое хорошо и что такое плохо?»

«Мои поступки» (цель: формировать поступки и поведение быть добрым; учить различать хорошие и плохие поступки).

Март 2019

1. Праздник с участием сказочного персонажа

«Дарите людям доброту» (цель: закрепить представления детей о понятиях «добро», «зло»).

2. Выставка детских рисунков

«Добрый гном» (цель: учить выражать эмоциональные чувства через рисунок).

Апрель 2019

1. Театрализованное представление сказки «Красная шапочка»

«Добрая сказка» (цель: формирование доброты и отзывчивости у дошкольников).

2 блок — работа с родителями

Сентябрь 2017 – Январь2018

Консультация «Как воспитывать ребенка добрым?»

Февраль2018- Март 2018

Выступление на родительском собрании

«Воспитывать доброту (цель: показать родителям необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты, побудить к этому).

Апрель 2018 – Октябрь 2018

Консультация «Роль книги в нравственном воспитании детей»

«Воспитание добром» «Добрые, любимые, родные!»

Ноябрь 2018 – Апрель 2019

  1. Групповое родительское собрание "Поговорим о нравственности"
  2. Праздник, посвящённый мамам с участием сказочного персонажа

«Воспитание добром» «Добрые, любимые, родные!»

3 блок — работа с педагогами

Май 2018г.

  1. Презентация "Распространение передового педагогического опыта работы"
  2. Доклад Выступление на педагогическом совете
  3. этап – завершающий (май 2019г.)

Цель: анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.

Май 2019г.

1. Мониторинг качества формирования нравственных качеств у дошкольников

Динамика формирования нравственных качеств у дошкольников до и после проведения мероприятий с использованием сказок.

2. Выступление на педсовете о проделанной работе

Эффективность проведенных мероприятий по формированию нравственных качеств у дошкольников: доброты, отзывчивости, заботы, гуманности, милосердия, вежливости, любви и уважения к близким, к взрослым и к своим сверстникам.

Список литературы

  1. Азбука нравственного воспитания / под ред. И. А. Каирова. – Омск: Русь, 2009. – 48 с.
  2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2006. – 320 с.
  3. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика, – 2009. – № 4. – С. 181-183.
  4. Асташова, Н. А. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей / Н. А. Асташова. – Воронеж: Сфера, – 2010. – 58 с.
  5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М.: Питер, 2008. – 750 с.
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000. – 112 с.
  7. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. М.: Академия, 2002. – 416 с.
  8. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой. — М.: Сфера, 2002. — с. 185
  9. .Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики /Отв. ред. А. К. Уледов. — М.: Владос, 2004. — 142 с.
  10. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга с детьми / И. В. Вачков. – М.: Филин, 2004. – 412 с.
  11. Гаврилов, В. А. Проблемы нравственного воспитания в педагогической науке / В. А. Гаврилов. – Кишинев: Тимпул, 2007. – 169 с.
  12. Гурова, Р. Г. Нравственные проблемы воспитания / Р. Г. Гурова. – М.: Педагогика, 2011. – 247 с.
  13. Клингаль, С. В. Воспитание нравственной личности / С. В. Клингаль // Народное образование. – 2001. – № 2. – С. 158-159.
  14. Никаноров, Н. Д. Ценности как основа нравственного воспитания / Н. Д. Никаноров // Педагогика. – 2008. – № 3 – С. 3-10.
  15. Соловейчик, С. Л. Нравственное воспитание дошкольников/С. Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 4. — С. 14-16.
  16. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. — М.: Детство-Пресс, 2006. — 243с.
  17. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. / И. Ф. Мулько — М.: Изд-во Москва, 2004.
  18. Петрова В. И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/. В. И. Петрова- М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2005.
  19. Петрова В. И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. / В. И. Петрова – М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2007.
  20. Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 9. — С. 68-76.
  21. Архангельский, Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности [Текст] / Л. М. Архангельский. -М.: Знание, 2008. 64с.
  22. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю. А. — Владос, 2001.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год