РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГОВ ГРУППЫ «КАПЕЛЬКА» |
Конспекты планов в детском саду | |||
Автор: Арбузова Виолетта Генриховна | |||
22.10.2015 09:27 | |||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГОВ ГРУППЫ «КАПЕЛЬКА» (логопедическая группа 5-6 лет) Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе для детей с ФФНР разработана воспитателями логопедической группы для детей 5-6-летнего возраста, которые не овладели в нормативные сроки звуковой стороной русского языка. Программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации. Этим и обусловлена значимость программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации. Рабочая программа — модифицированная и разработана на основе следующих программ и методических пособий и технологий:
- Цуканова С. П., Бетц Л.Л. «Учим ребенка говорить и читать» — М, 2007. - Каше Г.А., Филичева Т.Б. «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи». М., 1978г. -Основная общеобразовательная программа дошкольного образовательного Учреждения. При разработке Программы учитывались следующие нормативно — правовые документы:
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Программа коррекционной работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования. Содержание коррекционно-развивающей работы направлено на создание системы комплексной помощи детям с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН) в освоении основной образовательной программы дошкольного образования. В Учреждении функционирует одна логопедическая группа для детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Цель коррекционно-логопедической работы – возможность освоения детьми с речевыми нарушениями основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция в общеобразовательном учреждении, сформировать полноценную фонетическую систему языка, развивать фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях, обучать изменению просодических характеристик высказываний в зависимости от речевых намерений, развивать и совершенствовать лексико-грамматическую систему и связную речь воспитанников. Коррекционные задачи:
совершенствование грамматического строя речи;
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
1. 1.2. Принципы и подходы к формированию Программы Суть дополнений к ООПДО Учреждения сводится к следующему:
- предусмотрены специальные упражнения для развития психических процессов. Дидактические принципы:
Специфические принципы:
Отбор и структурирование программного содержания основаны на изучении речевой деятельности детей 5- 6 лет с ФФНР, выделении ведущей недостаточности в структуре речевого нарушения и анализе специфических проявлений, обусловленных клиническими и этиопатогенетическими причинами. Специфика речевого нарушения у детей с ФФНР состоит в многообразии проявлений дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в различном уровне фонематического восприятия, которые требуют тщательной индивидуально ориентированной коррекции. Поэтому коррекционно — педагогический процесс в группе для детей с ФФНР организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития. Режим дня и расписание занятий строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а так же с учетом коррекционно-развивающих задач. 1. 2. Планируемые результаты 1. 2.1. Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста и главные целевые ориентиры. Дети шестого года жизни начинают осваивать социальные отношения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяется смысловой «центр» и «периферия». Развивается изобразительная деятельность детей, рисунки приобретают сюжетный характер. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Продолжает развиваться образное мышление, способность рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, развивается воображение. Продолжает развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Совершенствуется грамматический строй речи. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшие развитием изобразительной деятельности, отличающееся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца. Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств; развивается умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ «Я». Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно, в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым или сверстником в игре, конфликтность в игровой деятельности. Развиваются выносливость и силовые качества. Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени. Возрастает способность ребенка ориентироваться в пространстве и во времени, активность продуктивной деятельности. Особенности психического развития: внимание становится более устойчивым и произвольным; улучшается устойчивость памяти; формируется правильное произношение всех звуков; развивается функция планирования и прогнозирования. Новообразования возраста: формируется саморегуляция поведения; развивается творчество; активизируются исследовательский навыки; книга воспринимается как источник знания; происходит развитие эмпатии. Главные целевые ориентиры в данном возрасте: Создание условий, формирующих самостоятельность (опорные схемы, модели, пооперационные карты); способствующих проявлению творческой и познавательной активности. Развитие инициативности, мыслительной деятельности, произвольности, способности к творческому самовыражению; Воспитание важнейших социально-эмоциональных компетенций ребенка – устойчиво хорошее настроение, уверенность в себе. Развитие умения устанавливать дружеские отношения со сверстниками, стремление к исследованию, интерес к новым ситуациям. 1. 2.2. Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом: заменой звуков более простыми по артикуляции; трудностями различения звуков; особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей отмечаются отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п. 1. 2.3. Планируемые результаты освоения Программы. Планируемые итоговые результаты усвоения Программы едины как для нормально развивающихся детей, так и для детей с нарушениями речи. Программа коррекционной работы в коррекционной группе для детей 5 -6 лет с нарушением речи в соответствии с ФГОС ДО направлена на создание системы комплексной подготовки детей к обучению в школе. Планируемые результаты логопедической работы. Дети должны:
Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с ФГОС ДО и включает в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Содержание Программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Реализация Программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов и средств, представленных в образовательных программах, методических пособиях. К таким формам, методам, способам относятся образовательные предложения для целой группы (занятия), различные виды игр, в том числе свободная игра, игра-исследование, ролевая, и др. виды игр, подвижные и традиционные народные игры; взаимодействие и общение детей и взрослых и/или детей между собой; проекты различной направленности, прежде всего исследовательские; праздники, социальные акции т.п., а также использование образовательного потенциала режимных моментов. Все формы вместе и каждая в отдельности могут быть реализованы через сочетание организованных взрослыми и самостоятельно инициируемых свободно выбираемых детьми видов деятельности.
|