РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Для детей дошкольного возраста 5 – 6 лет группа компенсирующей направленности |
Конспекты планов в детском саду | |||
Автор: Косушко Тамара Александровна | |||
31.08.2015 12:01 | |||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Для детей дошкольного возраста 5 – 6 лет группа компенсирующей направленности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 9 «Малахитовая шкатулка» Воспитатель: Косушко Т. А. г. Нижневартовск 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1. 1. Пояснительная записка Рабочая программа дошкольного образования (далее — Программа) является документом, представляющим модель образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида № 9 «Малахитовая шкатулка» (далее – МБДОУ). Программа обеспечивает разностороннее развитие личности детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных и индивидуальных, психологических и физиологических особенностей по основным областям:
Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:
Содержание образовательной деятельности выстроено в соответствии с примерной основной образовательной программой дошкольного образования «Радуга» Т.Н. Дороновой Рабочая программа реализуется в группе компенсирующей направленности. С целью обеспечения организации образовательной деятельности наряду с примерной основной образовательной программой дошкольного образования «Радуга» Т.Н. Дороновой используются парциальные программы. В области «Социально-коммуникативное развитие»:
В области «Познавательное развитие»:
«Математика в детском саду» Новикова В области «Речевое развитие»:
В области «Физическое развитие»:
Содержание Программы включает совокупность образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, которые обеспечивают социальную ситуацию развития личности ребенка. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Программа включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) 1. 1.1 Цель и задачи по реализации Программы Цель: обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования через различные виды деятельности, самореализации. Задачи реализации программы:
Цель и задачи реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровая, коммуникативная, самообслуживание с элементами бытового труда, двигательная, познавательно-исследовательская, фольклор и художественная литература, музыкальное восприятие, конструирование, изо деятельность. Программа ориентирована на всех участников образовательного процесса: педагог, ребенок, родитель. 1. 1.2. Принципы и подходы к формированию Программы:
Группа компенсирующей направленности детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет. Характеристика детей с общим недоразвитием речи. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата дети с ОНР не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка. Характерной особенностью фонетической стороны речи этих детей является не только неправильное произношение звуков, но и их перестановка, замена, пропуски, что значительно снижает внятность речи, усугубляет ее смазанность и неотчетливость. Отмечается низкий уровень развития основных свойств внимания, речевая патология сказывается на развитии памяти. Детям с речевыми нарушениями присуще отставание в развитии двигательной сферы. Они испытывают затруднения в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действий, опускают его составные части. 1. 2.Планируемые результаты освоения детьми Программы 1. 2.1. Требования к результатам освоения Программы Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров, как результата возможных достижений освоения воспитанниками программы Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. 1. 2.2. Система оценки результатов освоения программы В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Однако в ходе своей работы выстраивается индивидуальная траектория развития каждого ребенка. Для этого необходим инструментарий оценки своей работы, который позволит оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми. В представленной системе оценки результатов освоения Программы отражены современные тенденции, связанные с изменением понимания оценки качества дошкольного образования. Педагогическая диагностика. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
В ходе образовательной деятельности создаются диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия. II РАЗДЕЛ Содержательный раздел программы 2. 1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях Группа компенсирующей направленности детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет работает пять дней в неделю, с 07. 00 до 19. 00 часов, ежедневно В группе используются современные формы организации обучения: проведения занятий по подгруппам, индивидуально. В соответствии с программой «Радуга» Т.Н. Дороновой; программа «Подготовка детей к школе с общим недоразвитием речи» Филичева Т.Б., Чиркина В.Г.; программа «Экология для малышей», Гончарова Е.В., Гаврилова О.Н., Моисеева Л.В., программа «Безопасность» Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. 2. 1.1 Образовательная область Социально – коммуникативное развитие Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в дошкольной образовательной организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности:
Для этого необходимо:
(выделять начало и ближайший отрезок работы, фиксировать уже воспроизведённые элементы), сравнивать результаты работы с образцом;
Формировать способность к адекватной оценке результатов деятельности, в то числе собственной. Для этого необходимо:
Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания:
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлен региональный материал, а также этнокультурный компонент. воспитывать детей в духе уважения и интереса к различным культурам. Для этого необходимо:
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены парциальные программы развития детей средствами театра, развития информационной культуры детей дошкольного возраста как средства социализации и творчества, а также по запросам родителей воспитанников. Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, закладывая основы личности: поддерживать и укреплять в детях уверенность в себе и своих возможностях; развивать активность, инициативность, самостоятельность. Для этого необходимо:
Содержание психолого – педагогической работы освоение детьми образовательной области Социально – коммуникативное развитие «Социализация» «Социально – коммуникативное развитие» (социализация), связь с другими образовательными областями: «Социально – коммуникативное развитие» Формирование представлений о труде, профессиях, людях труда, желания трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира «Познавательное развитие» Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, тендерной принадлежности, социуме, государстве, мире «Речевое развитие» Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения «Художественно – эстетическое развитие» Формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно – модельной, музыкальной) «Физическое развитие» Развитие игровой деятельности в части подвижных игр с правилами Содержание психолого – педагогической работы освоение детьми образовательной области Социально — коммуникативное развитие «элементарно бытовой труд» «Социально — коммуникативное развитие» (элементарно бытовой труд), связь с другими образовательными областями: «Социально – коммуникативное развитие» Формирование первичных представлений о себе, тендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности «Познавательное развитие» Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части развития представлений о труде взрослых, детей «Речевое развитие» Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых «Художественно — эстетическое развитие» Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде. Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять. «Физическое развитие» Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности Развитие физических качеств ребенка в процессе освоения разных видов труда Содержание психолого – педагогической работы освоение детьми образовательной области Социально – коммуникативное развитие «Безопасность» Социально – коммуникативное развитие (безопасность), связь с другими образовательными областями: «Социально — коммуникативное развитие» Формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания Формирование представлений и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности «Познавательное развитие» Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы «Речевое развитие» Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания помощи самому себе, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания «Художественно – эстетическое развитие» Расширять представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе детского сада, «Физическое развитие» Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека 2. 1.2 Образовательная область «Познавательное развитие» Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, о многообразии стран и народов мира. Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности:
Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания:
подвести детей к элементарному осмыслению некоторых сложных понятий (время, знак, символ, знаковые системы; социальные понятия — семья, Родина и т. д.):
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлена региональные авторские технологии для изучения растительного и животного мира родного края, особенностей географического расположения, богатства природных ресурсов, своеобразия климатических условий (в сравнении с другими регионами страны и мира). Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, закладывая основы личности:
Познавательное развитие: математические представления Познавательное развитие, помимо развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, предполагает формирование познавательных действий и представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира — форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. Содержание психолого – педагогической работы освоение детьми образовательной области «Познавательное развитие» «Познавательное развитие», связь с другими образовательными деятельностями: «Социально – коммуникативное развитие» Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, о труде взрослых и собственной трудовой деятельности, о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы «Речевое развитие» Развитие познавательно — исследовательской деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми, владение речью, как средством общения и культуры. «Художественное творчество» Расширение кругозора в части изобразительного искусства Расширение кругозора в части музыкального искусства «Физическое развитие» Расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни 2. 1.3 Образовательная область «Речевое развитие» Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя развитию коммуникативной деятельности:
Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания: обогащать словарь:
Для этого необходимо знакомить детей: со значением слов (например, через их определение: ельник — еловый лес; стол — предмет мебели в виде широкой горизонтальной доски на ножках и др.); с антонимами (выраженными разными частями речи: добро — зло, старый — молодой, подниматься — спускаться; весело — грустно, далеко — близко, холодно — жарко и др.); с синонимами (выраженными всеми частями речи: смелость — отвага, храбрость; вежливая — любезная, предупредительная; веселиться — радоваться, смеяться); с многозначностью слов (существительных и глаголов: гребень (для расчёсывания волос, верх волны, на голове петуха); кисть (руки, художника, рябины, украшение для штор); ножка (гриба, стула, жеребёнка, малыша); хвост (лисы, самолёта, поезда, редиски); гореть (дрова горят в камине, ребёнок горит от жара, щёки горят на морозе); бить (в ладоши, по мячу, в барабан, дождь бьёт в стекло); идти (ребёнок идёт по дороге, лёд идёт по реке, дождь идёт из тучи, дым идёт из трубы); играть (ребёнок играет в кубики, дети играют в мяч, девочка играет на скрипке, улыбка играет на лице). Кроме того, необходимо учить детей осмысливать образные выражения и фразеологические обороты (мороз щиплет нос, весна на носу, водить за нос, как белка в колесе, всё в руках горит и т. п.); формировать грамматический строй речи: осваивать морфологическую систему русского языка (изменение по родам, числам, лицам, временам):
развивать произносительную сторону речи:
упражнениях и т. д.;
Для развития диалогической формы речи необходимо:
Содержание образовательной деятельности развивать навыки ведения диалога со сверстниками и взрослыми;
Для развития монологической формы речи необходимо:
Для подготовки к обучению чтению (реализуется в рамках развития устной речи) необходимо:
формировать первоначальное представление о предложении и слове: составлении нераспространённых и распространённых предложений; правильном и отчётливом их произношении; умении слышать отдельные предложения в потоке речи; разделении предложений на слова, последовательном выделении их из предложений;
Для подготовки к обучению письму необходимо: готовить руку к обучению письму:
знакомить детей с книжной культурой, детской литературой, вводить их в мир художественного слова:
воспитывать интерес к книге: систематически знакомить детей с авторами литературных произведений, обращать их внимание на оформление книги (иллюстрации и их авторов); формировать навыки бережного обращения с книгой;
Содержание психолого – педагогической работы освоение детьми образовательной области Речевое развитие «Коммуникация» Речевое развитие (художественная литература), связь с другими образовательными областями: Социально – коммуникативное развитие» Формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, ок-ружающем мире людей, природы, а также формирование первичных ценностных представлений «Познавательное развитие» Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей «Речевое развитие» Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи «Художественно – эстетическое развитие» Развитие детского творчества 2. 1.4 Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности:
художественные техники (оригами, папье-маше, разрывная аппликация); использовать разнообразные материалы для создания художественного образа;
побуждать детей к элементарному самостоятельному музицированию:
Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания:
давать представление об эстетике в быту:
Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, закладывая основы личности:
пробуждать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности:
музыки; воспитывать ценность культурного досуга, посещения учреждений культуры: библиотеки, музея, театра; поддерживать и закреплять интерес к художественной литературе, анализировать тексты на доступном уровне;
выставки; фонотеку, коллекцию портретов писателей, поэтов, художников — иллюстраторов и пр. В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены региональные программы, реализующие этнокультурный компонент, знакомство детей с народным творчеством, национальной культурой, художественными промыслами, творчеством народных мастеров. Содержание психолого – педагогической работы освоение детьми образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» Художественно – эстетическое развитие», связь с другими образовательными областями: «Социально – коммуникативное развитие» Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности Формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности «Познавательное развитие» Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобрази-тельного искусства, творчества «Речевое развитие» Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности «Художественно – эстетическое развитие» Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусств 2. 1.5 Образовательная область «Физическое развитие» Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно -двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны); формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др). Охранять и укреплять здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни: содействовать полноценному физическому развитию:
укреплять здоровье детей:
Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности:
Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания: формировать основы культуры здоровья:
Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, закладывая основы личности:
В части, формируемой участниками образовательных отношений, используется региональный материал: народные игры, разные виды спорта. Содержание психолого – педагогической работы освоение детьми образовательной области «Физическое развитие» Образовательная область «Физическое развитие (двигательная активность), связь с другими образовательными областями «Социально – коммуникативное развитие» Приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах двигательной активности Накопление опыта двигательной активности «Познавательное развитие» В части двигательной активности как способа усвоения ребенком предметных действий, а также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности «Речевое развитие» Развитие свободного общения с взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение Использование произведений с целью усиления эмоционального восприятия для развитие физических качеств «Художественно – эстетическое развитие» Развитие музыкально-ритмической деятельности на основе физических качеств и основных движений детей «Физическое развитие» Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни Содержание психолого – педагогической работы освоение детьми образовательной области Физическое развитие «Здоровье» Физическое развитие (здоровье), связь с другими образовательными областями: «Социально – коммуникативное развитие» Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части здорового образа жизни. Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья «Познавательное развитие» Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека «Речевое развитие» Использование художественных произведений с целью усиления эмоционального восприятия ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека «Физическое развитие» Развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важнейшие условия сохранения и укрепления здоровья детей 2. 2. Особенности осуществления образовательного процесса в группе детей дошкольного возраста 5 — 6 лет Особенности осуществления образовательного процесса в дошкольном учреждении Климатические особенности региона В рабочей программе учитываются специфические климатические особенности региона, к которому относится город Нижневартовск– Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. Климатические условия влияют не только на состояние здоровья, но и способствует созданию иной модели, образа жизни с собственным ритмом, привычками и особенностями. Эти особенности необходимо учитывать при организации жизни детей. Прежде всего, к ним относятся: трудности двойной адаптации (к климатическим особенностям региона после отпуска и к условиям детского сада одновременно); существенное снижение общей работоспособности в критические периоды года (низкая температура воздуха С -40 и более); короткий день, нехватка кислорода; длительное пребывание в закрытом помещении и непродолжительные прогулки на воздухе. При организации жизни детей в группе, кроме основных принципов построения режима учитываются особенности конкретного сезонного периода года и их влияние на: состояние и функционирование органов и систем организма ребенка; уровень общей работоспособности. В зависимости от погодных условий разработан график прогулок с учетом температурного режима. Учитываются возрастные и гигиенические регламенты непосредственной образовательной деятельности (длительность, количество, нагрузка, чередование разных видов деятельности); во время проведения непосредственной образовательной деятельности проводятся физкультминутки, динамические паузы; непосредственно образовательная деятельность проводится в игровой, непринужденной обстановке, с временным пребыванием на занятии по желанию ребенка; во взаимоотношениях с детьми осуществляется индивидуальный подход, исходя из интересов и способностей детей; большое внимание уделяется эмоциональному комфорту (создаются ситуации успешности на занятиях); учитывается разнополовое воспитание детей, используются игровые нетрадиционные методы, обеспечивающие гигиену нервной системы, психологическое, физическое, нравственное здоровье. Расширяя кругозор детей, им дается возможность самостоятельной организации разнообразной деятельности: знакомство с экологическими представлениями, овладение способами познавательной деятельности, проявление гуманного отношения к объектам природы, изучение краеведения, формирование представления о мире, красоте окружающей природы родного края. Для познания окружающего мира используются в работе схемы, таблицы, иллюстрации, познавательная литература, музыкальное сопровождение. В доступной форме используются приемы экспериментирования, опыты с природным материалом: снегом, песком, почвой; наблюдения за таянием снега; замерзанием и кипением воды; знакомство с основными состояниями веществ в природе: жидким, твердым, газообразным, зависимость неживой и живой природы от климатических условий. Из-за специфических природных условий, основной задачей является «Сохранение и укрепление здоровья детей». Для этого проводятся мероприятия:
Социокультурное окружение Социокультурные особенности Ханты-Мансийского автономного округа — Югры также не могут сказаться на содержании психолого-педагогической работы: Ведущие отрасли экономики обуславливают тематику ознакомления детей с трудом взрослых: нефтяников, газовиков, строителей; в округе проживают малочисленные народы Севера, воспитанников знакомят с условиями жизни, промыслами народов ханты, манси. Благодаря расположенному в 10А микрорайоне МБУ «ЦДТ и ЮТТ «Патриот» воспитанники группы имеют возможность посещать Музей боевой и трудовой славы, участвовать в мероприятиях организованных учреждением. В рамках реализации договора о сотрудничестве организована работа кружка по обучению детей основам безопасности «ЮИД». Региональный компонент Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования региональных особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение дошкольников системой знаний о регионе. Обучение в региональном компоненте строится на основе уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории. Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родному краю, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды. Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира. В непрерывном экологическом образовании дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ответственного отношения к окружающей среде. Программа реализует системный подход к решению задач экологического воспитания дошкольников и имеет практическую направленность. Программа направлена на постепенное формирование экологических знаний у детей, развитие познавательной активности дошкольников, формирование у детей осознанного правильного отношения к природе и понимания целостности природы. Вся работа организована по временам года с практическими занятиями, экскурсиями в окружающей среде, через игровую деятельность дошкольников. Работа на принципах: краеведческого подхода, преемственность, постепенность, экодеятельность, доступность, безопасность. Формы и методы работы c детьми: экскурсии, прогулки по экологической тропе, уроки доброты, конкурсы, КВН, викторины, трудовые десанты, составление экологических карт, фотонаблюдения, экологические праздники, экологические сказки, инсценировки, разнообразные игры. Решаются следующие задачи: Образовательная область задачи социально-коммуникативное развитие Воспитывать у детей дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам. Использовать знания о родном крае в игровой деятельности. Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям Ханты –Мансийского автономного округа- Югры, стремление сохранять национальные ценности. Познавательное развитие Приобщать детей к истории города, округа. Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой Речевое развитие Развивать речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи через знакомство с культурой округа. художественно-эстетическое развитие Приобщать детей дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края; воспитывать любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, традиций ХМАО — Югры. Формировать практические умения по приобщению детей с дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности. физическое развитие Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы. 2. 3. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных особенностей детей Сведения о кружковой работе с детьми: Вариативная часть программы Каждый ребенок посещает не более двух кружков. Продолжительность занятий в кружке для детей дошкольного возраста от 5-6 лет составляет – 30 минут и проводятся 2 раза в неделю во 2 половину дня. 2. 4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников Цель взаимодействия с семьёй — сделать родителей активными участниками образовательного процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей Задачи по работе с семьёй:
Передача информации реализуется при непосредственном контакте педагога с родителем или использовании дополнительных средств коммуникации (телефон, Интернет и др.). Перспективным направлением в области расширения коммуникативных возможностей является Интернет, индивидуальное консультирование родителей по электронной почте. Чтобы не создавать условий для сравнения, нужно, чтобы родители имели индивидуальный доступ на сайт и таким образом располагали информацией только о своем ребенке. По желанию и личной инициативе родителей, дошкольное образовательное учреждение в электронном виде предоставляет на сайт информацию, например, сведения о физической подготовленности ребенка и др., Рассмотрим, формы информационного взаимодействия группы с родителями по основным линиям развития ребенка. Социально — коммуникативное развитие
Познавательно развитие
Речевое развитие
Художественно — эстетическое развитие
Здоровье и физическое развитие
Передача информации производится в знаковой (символьной и графической), устной словесной форме. Знаковыми видами коммуникаций, относящимися к коллективу родителей в целом, являются:
К знаковым видам коммуникаций, обеспечивающими индивидуальное взаимодействие с родителями каждого ребенка являются:
Аудиовизуальные способы передачи информации могут быть представлены в следующих формах;
В устной словесной форме передача информации коллективу родителей в целом осуществляется:
В устной словесной форме индивидуальное взаимодействие с родителями каждого ребенка осуществляется:
Взаимодействия педагогического коллектива с семьями 2. 5 Взаимодействие с социумом Цель деятельности дошкольного образовательного учреждения открытого типа в микросоциуме состоит в том, чтобы способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества и государства, содействовать развитию и формированию социальных навыков у детей, укреплению их здоровья и благополучия Сотрудничество с ГИБДД УВД, ЦДТ и ЮТТ «Патриот», театрами города, МОСШ №40 Грамотно организованное и продуманное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами приводит к положительным результатам. 2. 6 Педагогическая диагностика Подходы к педагогической диагностике Требования ФГОС дошкольного образования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования (Программы) заданы как целевые ориентиры. Важно понимать, что они представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. ФГОС подчеркивает, что специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в РФ, отсутствие возможности вменения ребенку какой – либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. ФГОС прямо указывает, что целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не является основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основание при решении управленческих задач, включая:
- распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников организации. Вместе с тем Стандарт оговаривает, что при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально – психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги – психологи, психологи). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей. Таким образом, вопрос о проведении педагогической или психологической диагностики и ее формах решается исключительно на уровне самой образовательной организации. Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста 5 — 6 лет III раздел 3. Организационный раздел 3. 1 Развивающая, предметно-пространственная среда Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:
-учет возрастных особенностей детей. Развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. 1) насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы «Радуга». Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы «Радуга»). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают:
- возможность самовыражения детей. Для детей дошкольного возраста 5-6 лет образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. 2) трансформируемость пространства даёт возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. 3) полифункциональность материалов обеспечивает:
- наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре). 4) вариативность среды указывает:
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 5) доступность среды характеризуется:
- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования. 6) безопасность предметно-пространственной среды обеспечивается соответствием всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Окружающая среда рассматривается нами как возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов, уровня активности. Принципы построения развивающей среды: Принцип дистанции при взаимодействии, ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми, который реализуется через уголок «уединения», логопедический, кабинет психолога. Принцип активности, самостоятельности, творчества, возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения, осуществляется в спортивном и музыкальном зале, бассейне, в уголках групп: «дом», «строительный», «гараж», спортивный. Принцип стабильности – динамичности, ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей». Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Принцип эмоциогенности среды – предметная деятельность должна находить у детей обязательный положительный эмоциональный отлик, нравится им, давать стимул к продолжению этих занятий. Индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого – если и тем и другим комфортно в предметной деятельности, то она естественно сбудет способствовать развитию детей. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в организации среды эстетическая организация среды — следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды: использование больших ярких игрушек из винилискожи, ткани, пластика, необычных элементов образного декора. Принцип открытости – закрытости – развивающая предметная сфера позволяет добавлять в себя различные элементы, а также по мере необходимости убирать уже ненужные; Принцип учета половых и возрастных различий детей — реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами, т.е содержание отражает в равной степени интересы как девочек, так и мальчиков. Таким образом, окружающая среда, играющая особую роль в развитии маленького ребенка, организована соответственно задачам воспитания. При создании предметно-развивающей, пространственной среды учитываются особенности каждой группы: возраст, состав, количество мальчиков и девочек, их индивидуальные особенности, в частности – подвижность, темперамент, склонности, интересы, особенности воспитания в семье; только в этом случае окружающая среда будет развивающей, т.е. создавать у ребенка чувство комфорта, радости, покоя, достаточности. Организация воспитательно-образовательного процесса и предметно-развивающей среды в группе имеет следующие особенности: В учреждении функционируют: Уголок здоровья, с целью формирования здорового образа жизни участников образовательного процесса. Основными задачами уголка являются:
- содействие всем участникам образовательного процесса в приобретении знаний, умений, навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни. Осуществляется дифференцированный подход при выборе заданий и материала на занятиях. В группе создан уголок «Дружба народов» для ознакомления с народами и культурами ханты и русской культуры. В данном уголке представлен музей этнической культуры, который в современном дошкольном образовательном учреждении решает следующие задачи по формированию этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста: полноценное приобщение к культуре своего народа как непременное условие интеграции в другие культуры; формирование многосторонних представлений о многообразии культур в регионе, стране, мире в целом; воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества; создание условий для интеграции в культуры других народов и развитие этнической толерантности в процессе ознакомления с их национальными достижениями; формирование и развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с представителями других культур; воспитание в духе мира. Центры развития активности детей в групповых помещениях Оборудование: Центр социально — коммуникативный
Центр познавательный
Центр речевой
Центр художественно –эстетический
Центр двигательная активность
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса Образовательная область Автор, название, место издания, издательство, год издания Социально-коммуникативное развитие 1. Альбом «Уроки вежливости». 2. Альбом «Я и мое поведение». 3. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. 4. Зеленова Н. Г., Л. Е. Осипова Мы живём в России. 5. Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из природного материала. 6. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. Познавательное развитие 1. Артемьева Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников». М., Просвещение, 1992 г. 2. Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью». М., ЦГЛ, 2005 г 3. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет». М. Просвещение, 1990 г. 4. Гончарова Е. В. Экология для малышей 5. Гаврилова О. Н. Перспективное планирование наблюдений на прогулках в детском саду 6. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. 7. Дыбина О. Б. Предметный мир как источник познания социальной действительности. 8. Ермолаева Л. И. «Игры, задания и упражнения математического содержания». Иркутск, 2000 г.. 9. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду». М., Творческий центр, 2007 г. 10. Колесникова Е. В. Математические ступеньки., старшая группа, подготовительная группа 11. Плешанов А. А. «Зеленая тропинка». М., Просвещение, 2001. 12. Помораева И. А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. Планы занятий. 13. Новикова В. П.. Математика в детском саду. 14. Николаева С. Н. «Юный эколог» 15. Николаева С. Н. Система работы в группах детского сада 16. Николаева С. Н.. Ознакомление детей с неживой природой. 17. Николаева С. Н.. Эколог в детском саду. 18. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. 19. Серия наглядно-дидактических пособий «Мир в картинках» 20. Серия наглядно-дидактических пособий «Рассказы по картинкам», старшая группа 21. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду». М., Мозаика-Синтез, 2008 г. 22. Сорокина А. И. «Дидактические игры в детском саду». М., Просвещение, 1982 г. Речевое развитие 1. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. 2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. 3. Гербова В. В., Развитие речи. Конспекты занятий. 4. «Хрестоматия для дошкольников» сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук. М., АСТ, 1997 г. 5. Гербова В. В. Обучение детей риторике. 6. Ельцова О. М. «Риторика для дошкольников 7. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок 8. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия 2-4 г., 4-5 лет, 5-7 лет. 9. «Приобщение детей к художественной литературе». М., Мозаика-Синтез, 2006 г. 10. «Развитие речи и творчество дошкольников» под ред. О. С. Ушаковой. М., «Творческий центр», 2002г. 11. Ушакова О. С. Развитие речи. Игры, упражнения, конспекты Художественно-эстетическое развитие 1. Жукова О. Г. «Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста». М., АЙРИС ПРЕСС, 2008 г. 2. Зацепина М. Б. Культурно — досуговая деятельность 3. Куцакова Л. В. «Конструирование и художественный труд в детском саду». М., Сфера, 2009 г. 4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. 5. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. 6. Комарова Т. С. Эстетическая развивающая среда. 7. Комарова Т. С. Занятия по ИЗО. 8. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. 9. Лыкова И. А. Изобразительное творчество в детском саду старшая группа, подготовительная группа. 10. Соломенникова О. А. «Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством». М., Мозаика-Синтез, 2008 г. Физическое развитие 1. ПензулаеваЛ. И. Физкультурные занятия в детском саду. 2. Степаненкова Э.Я. Методы физического воспитания. 3. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. 4. Фролова, Юрко Физкультурные занятия на воздухе. старшая группа. 3. 2 Организация режима пребывания детей дошкольного возраста (5-6 лет) Режим дня – это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей. Режим дня соответствует возрастным психофизиологическим особенностям детей и способствует их гармоничному развитию. Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 5-6 лет составляет 5-6 часов в соответствии с медицинскими рекомендациями. Продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать. Организовываются прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня — после дневного сна или перед уходом детей домой. Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 — 12, 5 часа, из которых 2 — 2,5 часа отводится на дневной сон. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр, закаливающих процедур. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно. На самостоятельную деятельность детей 5-6 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 5 до 6-ти лет — не более 25 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня — 45 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности — не менее 10 минут. Образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 — 30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п. Режим дня при 12 часовом пребывании детей в группе компенсирующей направленности (с 7.00-19. 00) Режим дня на осенне-зимний период 3. 3. Проектирование образовательной деятельности в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями 3. 3.1. Учебный план Учебный план — это документ, регулирующий педагога, после Устава и Концепции развития ДОУ. Учебный план реализует принцип «не навреди», обеспечивает выполнение государственного стандарта, гарантируя ребенку полученные комплексов оздоровительных услуг. Специфика учебного плана заключается в предельно точном определении для каждой возрастной группы детей 5-6 лет интеллектуальных, физических и психоэмоциональных нагрузок в течение недели, месяца, квартала, года. Учебный план определяет в режиме дня общую продолжительность образовательной деятельности. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно — эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4. 1. 3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564). Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет: дети шестого года жизни — 6 часов 15 минут, Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 6-го года жизни — не более 25 минут Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня 5 — 6 лет 45 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности — не менее 10 минут. 3. 3.2 Организация образовательного процесса, самостоятельной игровой деятельности и прогулки в режиме дня Непосредственно образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Ее продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку. Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т.п.) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. Их проводят:
Занятия физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла должны занимать не менее 50% общего времени реализуемой Рабочей программы. Непосредственно-образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует проводить в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления детей рекомендуется сочетать ее с образовательной деятельностью, направленной на физическое и художественно-эстетическое развитие детей. Организация жизни группы Традиции жизни группы и праздники Традиция «Утро радостных встреч» Это традиция встречи в понедельник после выходных дней, проведённых дома, в семье. После завтрака воспитатель и дети рассказывают друг другу о том, как они провели эти дни, делятся своими переживаниями и впечатлениями. Традиция «Сладкий вечер» ( «Сладкий час») проводим среду во время полдника. Во время приятного чаепития может завязаться непринуждённая дружеская беседа детей с педагогами и друг с другом. Содержание бесед обычно отражает те проблемы, которые волнуют детей в данный момент. Праздники Традиционными общими праздниками являются: три сезонных праздника на основе народных традиций и фольклорного материала: осенний праздник урожая, праздник встречи или проводов зимы, праздник встречи весны; общегражданские праздники — Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день. Для детей дошкольного возраста также предлагаются различные профессиональные праздники, международные праздники экологической направленности (Всемирный день Земли, Всемирный день воды, Международный день птиц. Планируются также совместные досуговые события с родителями: концерты, выставки семейных коллекций, фестивали семейного творчества, «Встречи с интересными людьми», спортивные праздники Традиции-ритуалы Общегрупповой ритуал утреннего приветствия Желательно, чтобы перед началом дня общей жизни группы воспитатель собирал детей вместе в круг и проводил утренний ритуал приветствия (можно с опорой на игру, стишок), выражая радость от встречи с детьми и надежду провести вместе приятный и интересный день Организация жизни группы Для детей дошкольного возраста в ритуал включается обсуждение планов на предстоящий день. Педагог внимательно выслушивает пожелания детей, делится с ними своими планами, и принимается согласованное решение на основе обсуждения всех предложений. «Круг хороших воспоминаний» Это мысленное возвращение к прошедшему дню с целью отметить, как положительно отличился каждый ребёнок. Во второй половине дня, например, перед прогулкой воспитатель предлагает всем детям сесть вокруг него, чтобы поговорить о хорошем. Затем педагог предлагает всем вспомнить, что приятного, весёлого, радостного произошло сегодня (не стоит переживать, если вначале дети будут не очень разговорчивы). После этого он коротко говорит что-нибудь хорошее о каждом ребёнке. Самым главным является то, что каждый ребёнок услышит про себя что-то положительное, и остальные дети тоже услышат, что у всех есть какие-то достоинства. Постепенно это создаёт в группе атмосферу взаимного уважения и чувство самоуважения отдельных детей День рождения Выработан единый сценарий, который реализуется при чествовании каждого именинника. Он может включать особые элементы: традиционную хороводную игру, например «Каравай». Организация двигательного режима
|