Рабочая программа по хореографии. «Танцевальный калейдоскоп» |
Конспекты планов в детском саду | |||
Автор: Мальцева Мария | |||
02.08.2015 00:53 | |||
Рабочая программа по хореографии. «Танцевальный калейдоскоп» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «центр развития ребенка – детский сад №145» советский район (возраст детей от 4 до 7 лет) Составитель: педагог дополнительного образования – хореограф Мальцева М.В. г. Воронеж Пояснительная записка. В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ предъявля-ют все более высокие требования. Общество хочет видеть будущего школьника полно-ценным и всесторонне развитым. Поэтому необходимо развивать ребенка многогранно, не останавливаясь не перед какими трудностями.
Наиболее полное раскрытие творческих потенциалов личности дошкольника в МБДОУ, определяется через выбор хореографического направления. Так как данное до-школьное учреждение определяет главным принципом своей педагогической деятельно-сти — нравственно-патриотическое воспитание, то и вся программа строится в основном на обширном изучении русского народного танца, наиболее понятного и доступного де-тям дошкольникам. Программа «Танцевальный калейдоскоп» ставит своей целью приобщить детей к танцевальному искусству, раскрыть перед ними его многообразие и красоту, способство-вать эстетическому развитию дошкольников, привить им основные навыки умения слу-шать музыку и передавать в движении ее образное содержание. Данная программа направлена на приобщение детей к миру танца. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают любовь к прекрасному и способствуют раз-витию всесторонне-гармоничной личности дошкольника. Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными воз-можностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармо-ничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка. Он формирует его художественное «Я» как составную часть орудия «общества», посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые личные стороны нашего существа. Обучаясь по этой программе, дети научатся чувствовать ритм, слышать и пони-мать музыку, согласовывать с ней свои движения. Одновременно смогут развивать и тре-нировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Заня-тия танцем помогут сформировать правильную осанку, научат основам этикета и грамот-ной манеры поведения в обществе, дадут представление об актерском мастерстве. Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длитель-ный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. На за-нятиях разучиваются различные движения под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнооб-разным характером, динамикой музыки. В процессе систематических занятий у ребят раз-вивается музыкально-слуховое восприятие. Детям постепенно приходится вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движения. Параллельно с развитием музыкальности, пластичности и другими танцевальными качествами, на занятиях по хореографии дети научатся чувствовать себя более раскрепо-щенными, смогут развивать индивидуальные качества личности, воспитать в себе трудо-любие и терпение. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосоз-нания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох также необходи-мо, как и изучение грамоты и математики. В этом и заключается основа национального характера, любовь к своему краю, своей родине. В основу данной программы положен богатейший опыт великих мастеров танца, теоретиков, педагогов – практиков – А.Я. Ваганова, Т.А. Устиновой, Т.С. Ткаченко и др. Программа «Танцевальный калейдоскоп» рассчитана на три года обучения и реко-мендуется для занятий детей с 4 до 7 лет. Занятия проводятся в старшей и подготовитель-ной группе 2 раза в неделю, в средней 1 раз в неделю. Длительность занятий: средняя группа – 20 мин., старшая группа – 25 мин., подготовительная группа – 30 мин. Диагно-стика проводится 2 раза в год: вводная (сентябрь), итоговая (май). Цель – приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстети-ческому и нравственному развитию дошкольников. Привить детям основные навы-ки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту. Вы-явить и раскрыть творческие способности дошкольника посредством хореографи-ческого искусства. Задачи:
Содержание программы. 1. Вводное занятие. На данном занятии дети узнают, что такое танец. Откуда идут его истоки? Как овладева-ют этим искусством? Узнают о том, как зародился танец, какие бывают танцы, в чем их отличие. Знакомятся с тем, что необходимо для занятий танцем (танцевальная форма, обувь). Чем дети будут заниматься на протяжении трех учебных лет. 2. Партерная гимнастика. Партерная гимнастика или партерный экзерсис. Экзерсис в хореографии является фунда-ментом танца. Экзерсис бывает партерный, классический, народно-характерный, джазо-вый и в стиле «модерн». Что такое партерный экзерсис и зачем его надо выполнять? П.э. — это упражнения на полу, которые позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Эти упражнения также способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног, развить гибкость, эластичность стоп. Для этих занятий необходимы мягкие коврики, на которых будет удобно заниматься на полу. 3. Упражнения на ориентировку в пространстве. Данная тема позволит детям познакомиться с элементарными перестроениями и построе-ниями (такими как: круг, колонна, линия, диагональ, полукруг и др.), научит детей четко ориентироваться в танцевальном зале и находить свое место. В дальнейшем, повторяя и закрепляя этот раздел, дети научатся в хореографических этюдах сменять один рисунок на другой. 4. Упражнения для разминки. Данный раздел поможет детям подготовиться к началу занятия, разовьет у ребенка чувст-во ритма, умение двигаться под музыку. Послужит основой для освоения детьми различ-ных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при дальнейшей работе по программе «Танцевальный калейдоскоп». 5. Народный танец. В данном разделе тети будут знакомиться с элементами народного танца: позициями и положениями рук и ног, с различными танцевальными движениями, познакомятся с тан-цевальными перестроениями. Каждый учебные год внесет свои изменения в процесс ос-воения материала. С каждым годом он будет более насыщенный и сложный. После освое-ния комплекса различных движений дети будут знакомиться с танцевальными комбина-циями, построенными на данных движениях. А из этих комбинаций в дальнейшем будут составлены и разучены тренировочные танцевальные этюды. Занятия народным танцем позволят детям познакомиться с основами актерского мастерства, помогут, развить в них более раскрепощенную личность. 6. Классический танец. Классический танец – основа всей хореографии. Он поможет детям познать свое тело, научиться грамотно, владеть руками и ногами, исполняя тот или иной танцевальный эле-мент. На занятиях классическим танцем, дети познакомятся с основными позициями рук и ног, различными классическими движениями (battement tendu, demi plie и др.), познако-мятся с квадратом А.Я. Вагановой. с каждым учебным годом к более простым танцеваль-ным движениям будут добавляться более сложные. В финале ознакомления детей с дан-ным разделом им предлагается разучить танцевальные этюды. 7. Бальный танец. В раздел «бальный танец» включены такие танцевальные элементы как: подскоки, par польки, par вальса, полонеза. Дети научаться держать корпус и руки согласно тому време-ни, к которому относятся исполняемые танцевальные движения, постараются перенять манеру исполнения танцев того времени. Во время занятий бальным танцем большое внимание будет уделяться работе в паре, что имеет большое значение для данного вида искусства. На этих занятиях могут быть использованы различные атрибуты, например: веера, шелковые платочки, шляпы и др. Также как и после знакомства с предыдущими разделами детям предлагается изучить и исполнить этюды «Полька», «Вальс», «Чарль-стон». Тематический план. Средняя группа. (занятия проводятся 1 раз в неделю) № п/п Тематическое планирование.
3. Упражнения на ориентировку в пространстве:
4. Упражнения для разминки:
5. Классический танец.
3. Положения и движения ног:
4. Танцевальные комбинации. 6. Народный танец. 1. Положения и движения рук:
2. Положения и движения ног:
3. Танцевальные комбинации. 7. Танцевальные этюды, танцы:
8. Подготовка к итоговому контрольному занятию. 9. Итоговое контрольное занятие. 10. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей дошколь-ного возраста. ИТОГО: 36 часов Старшая группа. (занятия проводятся 2 раза в неделю) № п/п Тематическое планирование.
3. Положения и движения рук:
4. Положения и движения ног:
5. Танцевальные комбинации. 4. Народный танец:
3. Положение рук в паре:
4. Движения ног:
(мальчики)
(девочки)
5. Упражнения на ориентировку в пространстве:
6. Танцевальные комбинации. 5. Бальный танец: 1. Постановка корпуса, головы, рук и ног. 1. Движения ног:
2. Движения в паре:
3. Положения рук в паре:
4. Танцевальные комбинации. 6. Этюды:
7. Подготовка к итоговому контрольному занятию. 8. Итоговое контрольное занятие. 9. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей дошколь-ного возраста. ИТОГО: 72 часа Подготовительная группа. (занятия 2 раза в неделю) № п/п Тематическое планирование.
3. Движения рук:
4. Танцевальные комбинации. 3. Народный танец:
3. Движения ног:
(девочки):
(мальчики):
4. Движения в паре:
6. Упражнения на ориентировку в пространстве:
5. Танцевальные комбинации. 4. Бальный танец:
Полька:
Вальс:
Полонез:
Чарльстон:
3. Движения в паре:
4. Танцевальные комбинации. 5. Этюды:
6. Подготовка к итоговому контрольному занятию. 7. Итоговое контрольное занятие. 8. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей дошколь-ного возраста. ИТОГО: 72 часа. Способы проверки достижения требований к знаниям, умениям и навыкам воспитанников.
Список литературы:
|