Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРАВИЛАМИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ И КУЛЬТУРЫ ЕДЫ
Питание
Автор: Сдержикова Е. В., Чаркина Л. М.   
12.08.2019 20:10

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРАВИЛАМИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ И КУЛЬТУРЫ ЕДЫИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРАВИЛАМИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ И КУЛЬТУРЫ ЕДЫ

  • Сдержикова Е. В., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №40 «Веселинка»
  • Чаркина Л. М., воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №40 «Веселинка»

Аннотация. Статья посвящена инновационным технологиям в современном образовании по формированию у детей дошкольного возраста представлений о правилах рационального питания, культуры еды через использование интерактивных средств обучения. Эффективность использования интерактивных средств обучения в данной области подтверждается опытом работы педагогов МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 40 «Веселинка» г. Губкин». Авторы рассказывают о новых педагогических подходах, интересных идеях, формах и методах в своей работе, которые не только интересны дошкольникам, но и эффективно решают педагогические, образовательные и воспитательные задачи. В статье рассматриваются наиболее эффективные и интересные интерактивные технологии и методы обучения дошкольников, содержание интерактивной игры, лепбука, опытов и экспериментов, способствующие быстрому и эффективному формированию у дошкольников представлений о правилах рационального питания и культуры еды, что будет интересно не только педагогам, но и родителям. Положительные результаты говорят о необходимости внедрения интерактивных средств обучения в современную систему образования с целью повышения ее эффективности в целом. Ключевые слова: дошкольное образование, интерактивные средства обучения, рациональное питание.

 

Проблема здорового образа жизни прослеживается ещё с глубокой древности. Первая книга о здоровом образе жизни была написана около пяти с половиной тысяч лет назад. Невозможно перечислить, сколько книг вышло за всю последующую историю человечества. Общая идея всех этих трудов — приобщение общества к здоровому образу жизни. Но несмотря на то, что существует множество трудов по данной проблеме, все же прослеживается тенденция к ухудшению состояния здоровья населения.

Стремительное ухудшение состояния здоровья детей дошкольного возраста в России стало общепризнанным фактом. Необходимо признать, что ни медицина, ни образование не успевает адекватно реагировать на эти изменения.

Модель пищевого поведения формируется в дошкольном возрасте. В их формировании важнейшую роль играет семья, где родители порой не уделяют достаточного внимания правильному и здоровому питанию ребенка. Яркая реклама продуктов, не имеющих никакой пользы, привлекает ребенка, что приводит к проблемам не только со здоровьем физическим, но и еще более опасным — психическим проблемам. В результате у детей развиваются не приносящие здоровья привычки в питании.

В связи с этим особую актуальность приобретают любые профилактические усилия, которые могли бы способствовать улучшению здоровья детей.

Здоровье и развитие детей во многом зависят от полноценного сбалансированного питания. Каждый год на нас наваливаются проблемы здоровья детей, связанные с нарушением их нормального питания. Хотя проблемы эти новыми никак не назовёшь. В нашем цивилизованном мире отношение взрослых, а как следствие и детей к вопросу правильной организации питания всё ещё остаётся на примитивном, к тому же вредном для здоровья уровне.

Обеспечение правильного питания детей составляет одну из важных задач гигиены питания. Именно в детском саду должно уделяться огромное значение этой проблеме. Ведь именно в дошкольном возрасте ребёнок восприимчив к любому виду информации. Знания о здоровом образе жизни должны прививаться уже в младших группах детского сада.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования включают следующие ориентиры: у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

Поэтому для хорошего физического развития ребенка, необходимо, чтобы питание было рациональным, правильным, следует учитывать особенности организма, режима дня, этому может помочь только личная мотивация человека, которую можно воспитать при непосредственном изучении данной темы в детском саду.

Современная модель дошкольного образования приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании и применении таких подходов, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе, т.е. развитие личности каждого воспитанника, его активности.

Одним их таких подходов стало внедрение интерактивных форм и методов работы.

Образовательный процесс, в основе которого лежат интерактивные методы обучения, организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Практика показывает, что интерактивное обучение влияет на структуру организованной образовательной деятельности с детьми, требует особой организации и особого выбора необходимых интерактивных методов и приемов обучения. Технология интерактивного обучения дает возможность одновременно реализовать познавательные, коммуникативно-развивающие и социально-ориентационные аспекты образовательного процесса. Это позволяет педагогу решать комплекс обучающих задач за более короткое время и с более высоким качеством усвоения материала.

Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение — это обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с окружающим его миром, развивающей предметно-пространственной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.

В основе интеракции лежит теория социального взаимодействия, разработанная американским философом и социологом Джорджем Мидом. Согласно этой теории, развитие личности совершается в процессе общения индивида с членами определенной социальной группы в ходе совместной деятельности.

С 70-х годов двадцатого века технологии интерактивного обучения уверенно и прочно вошли в практику США, Германии, и других стран. Для российской школы и детского сада интерактивное обучение, появившееся только в начале 90-х годов, является достаточно новым явлением.

Изучение и анализ идеи исследователей: Е.В. Коротаевой, Б.Ц. Бадмаева, С.С. Кашлева позволяет автору характеризовать сущность интерактивного обучения следующим образом: Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все воспитанники оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.

Совместная деятельность дошкольников в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет детям не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения.

На базе нашего ДОУ был разработан перспективное планирование с использованием интерактивных методов, нацеленного на формирование у старших дошкольников представлений о рациональном питании, культуре еды.

В рамках реализации работы педагогами использовались следующие интерактивные методы обучения для формирования представлений о правилах рационального питания, культуры еды:

  • Дерево решений
  • Мини-исследования
  • Кубик Блума
  • Кластер
  • Деловая игра
  • Проекты
  • Решение проблемных задач.

В процессе организации образовательного процесса в контексте развивающего и деятельностного подходов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования педагоги применяли современные формы обучения, такие как квест-игры, занятия – путешествия, совместное изготовление лэпбука и др.

На первом этапе для выявления уровня представлений детей о правильном и здоровом питании и правилах этикета педагоги провели мониторинг в средней группе, используя методическое пособие «Разговор о здоровье и правильном питании» авторы Безруких, М.М., Макеева, А.Г., Филиппова, Т.А. Анализ полученных данных позволил сделать вывод: у большинства детей нет базовых знаний и навыков рационального и здорового питания, культуры еды и особенно – их этикетные основы. Дошкольники не умеют правильно сидеть за столом во время приема пищи, пользоваться столовыми приборами, салфетками. У детей низкий уровень сформированности навыков сервировки стола, соблюдения правил этикета, знаний о вредной и полезной пище.

Также педагогами было проведено анкетирование по вопросам питания среди родителей. Результаты анкетирования показали, что 24% родителей отмечают, что ребенок не соблюдает режим питания, заменяет основные приемы пищи перекусами, 40% родителей признают, что их дети любят смотреть мультики во время еды. Большинство родителей уповают на организацию питания в детском саду, при этом, не особенно утруждая себя организацией питания своих детей дома, несмотря на ежедневные рекомендации воспитателей детского сада.

Таким образом, комплексное изучение данной темы выявило неутешительные результаты и подтвердило её актуальность.

В ходе работы педагогами были разработаны мини-проекты, дидактические игры, демонстрационный материал, интерактивные компьютерные игры, медиатека для родителей. Совместно с родителями и дошкольниками был разработан мини-проект «Лэпбук. Дворец здорового питания», который стал наиболее привлекательным и познавательным для дошколят.

Проведение организованной образовательной деятельности сопровождалось внедрением интерактивных методов, наиболее актуальных по теме и проведением опытов и экспериментов, что давало еще больший результат в освоении материала дошкольниками при изучении основ рационального питания и культуры еды.

Для выявления эффективности работы по формированию представлений у детей 4-7 лет о правильном и здоровом питании и культуры еды, была проведена повторная диагностика с использованием методического пособия «Разговор о здоровье и правильном питании» авторы Безруких, М.М., Макеева, А.Г., Филиппова, Т.А. Анализ показателей диагностического обследования с 2015 года по 2018 год позволил выявить позитивную динамику уровня сформированности у детей определенных представлений, навыков культуры питания: высокий уровень повысился с 4% на 28%, низкий уровень снизился с 52% до 4%.

У детей подготовительной к школе группы сформировались знания и умения:

  • о рациональном питании и его роли для их здоровья
  • умеют классифицировать продукты по пользе и вредности
  • знают разные виды витаминов, содержащихся в продуктах; умеют их классифицировать по пользе для различных органов
  • сформированы знания о культуре поведения за столом
  • могут применять полученные знания, умения, навыки в жизненных ситуациях.

В результате целенаправленной проведенной работы педагогами определилось достоинство системы работы по использованию интерактивных методов для формирования у дошкольников устойчивых умений и навыков о правилах рационального питания и культуры еды.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год