Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Организация совместной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в ДОУ
Логопедия
Автор: Карпухина Елена Алексеевна Бибина Марина Юрьевна   
14.10.2021 10:01

Организация совместной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в ДОУОрганизация совместной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в ДОУ

В последнее время отмечается тенденция увеличения количества детей с различными проблемами в познавательной и речевой сфере. Значительную часть, составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой культурой речи.

Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует установлению социального контакта между людьми, благодаря которому развиваются высшее формы познавательной деятельности и коллективного труда. Овладевая речью, ребёнок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщённому отражению действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий.

Проблемы речевого развития не могут не сказаться на физическом и психическом здоровье ребёнка. Клиническое и психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями речи, выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные речевым дефектом и невысокой умственной и физической работоспособностью.

 

У детей с нарушением речи, наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов. Затруднена развёрнутая связная речь. Как реакция на дефект со стороны эмоционально-волевой сферы так же наблюдается ряд особенностей: появляется замкнутость, неуверенность в себе, негативизм, которые усугубляют влияние неполноценной речи на формирование психики ребенка.

Исходя из этого, возникает острая необходимость в совместной работе учителя-логопеда и педагога-психолога.

Целью сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога — является тесное взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующее речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка. Логопед выступает как организатор и координатор коррекционных влияний, оказывая необходимую логопедическую помощь.

Деятельность педагога-психолога направлена на развитие когнитивных процессов, напрямую связанных с речью.

Выделение основных направлений взаимодействия помогает более чётко определить общие и частные задачи участников коррекционно-образовательного процесса.

Основные задачи учителя-логопеда:

  • обследование детей и выявление среди них нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи
  • изучение уровня речевого, познавательного развития
  • изучение индивидуальных особенностей, нуждающихся в логопедической помощи
  • определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком
  • систематическое проведение профилактической и коррекционно- речевой работы с детьми в соответствии с индивидуальными программами
  • оценка результатов помощи детям
  • определение степени речевой готовности детей к школьному обучению
  • осуществление контроля за качество речевой работы с детьми педагогов и родителей детей, имеющих речевые нарушения.

Основные задачи педагога-психолога:

  • профилактика вторичных психо-речевых нарушений
  • создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи
  • развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки
  • развитие общей и мелкой моторики
  • развитие слухового внимания и фонематического слуха
  • развитие зрительно- моторной координации
  • развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств
  • активизация отработанной лексики
  • обеспечение психологической готовности к школьному обучению
  • повышение психологической культуры родителей и педагогов.

Несмотря на закономерные различия функциональных обязанностей, в задачах деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога видна общая логика построения коррекционно- образовательного процесса, поэтому выделяются основные этапы взаимодействия:

  1. этап — определение уровня речевого развития и коммуникативных навыков общения у дошкольников, определение сторон развития;
  2. этап — разработка системы работы и формы взаимодействия учителя- логопеда и педагога-психолога в условиях дошкольной образовательной среды;
  3. этап — аналитическая деятельность, позволяющая отслеживать эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве учителя-логопеда и педагога-психолога.

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога приводит к положительным результатам; данное взаимодействие эффективно за счет координирующей роли учителя-логопеда, разработанной системы мониторинга не только речевого, но и познавательного развития детей дошкольного возраста. Всё это позволяет детям намного легче адаптироваться в дошкольной среде и на следующем этапе образования — начальной школе.

  • Карпухина Елена Алексеевна — педагог-психолог
  • Бибина Марина Юрьевна — учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №70», г. Тамбов

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год