Организация совместной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в ДОУ |
Логопедия | |||
Автор: Карпухина Елена Алексеевна Бибина Марина Юрьевна | |||
14.10.2021 10:01 | |||
Организация совместной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в ДОУ В последнее время отмечается тенденция увеличения количества детей с различными проблемами в познавательной и речевой сфере. Значительную часть, составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой культурой речи. Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует установлению социального контакта между людьми, благодаря которому развиваются высшее формы познавательной деятельности и коллективного труда. Овладевая речью, ребёнок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщённому отражению действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий. Проблемы речевого развития не могут не сказаться на физическом и психическом здоровье ребёнка. Клиническое и психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями речи, выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные речевым дефектом и невысокой умственной и физической работоспособностью.
У детей с нарушением речи, наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов. Затруднена развёрнутая связная речь. Как реакция на дефект со стороны эмоционально-волевой сферы так же наблюдается ряд особенностей: появляется замкнутость, неуверенность в себе, негативизм, которые усугубляют влияние неполноценной речи на формирование психики ребенка. Исходя из этого, возникает острая необходимость в совместной работе учителя-логопеда и педагога-психолога. Целью сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога — является тесное взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующее речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка. Логопед выступает как организатор и координатор коррекционных влияний, оказывая необходимую логопедическую помощь. Деятельность педагога-психолога направлена на развитие когнитивных процессов, напрямую связанных с речью. Выделение основных направлений взаимодействия помогает более чётко определить общие и частные задачи участников коррекционно-образовательного процесса. Основные задачи учителя-логопеда:
Основные задачи педагога-психолога:
Несмотря на закономерные различия функциональных обязанностей, в задачах деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога видна общая логика построения коррекционно- образовательного процесса, поэтому выделяются основные этапы взаимодействия:
Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога приводит к положительным результатам; данное взаимодействие эффективно за счет координирующей роли учителя-логопеда, разработанной системы мониторинга не только речевого, но и познавательного развития детей дошкольного возраста. Всё это позволяет детям намного легче адаптироваться в дошкольной среде и на следующем этапе образования — начальной школе.
МБДОУ «Детский сад №70», г. Тамбов
|