Гендерные особенности у детей дошкольного возраста. |
Педагогика | |||
Автор: Майер Полина Викторовна Ханакова Юлия Юрьевна | |||
23.03.2024 12:31 | |||
Гендерные особенности у детей дошкольного возраста. В федеральном государственном стандарте образования для детских дошкольных учреждений особое внимание уделено гендерному воспитанию дошкольников. К 6-7 годам, к концу обучения в ДОУ, согласно ФГОС, «…ребенок имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу» В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Позиция ребенка как представителя своего пола определяет специфику развития самосознания. Одной из особенностей развития самосознания в дошкольном возрасте является осознание своей половой в соответствии с ней
Важную роль в формировании гендерной идентичности принадлежности, имеет важнейшее значение для развития личности в будущем. Проблема гендерных особенностей, включает в себя вопросы психических половых различий и поло ролевой дифференциации детей, которая является одной актуальных проблем психологии. Наличие различий в поведении детей разного пола было выявлено и обосновано в эмпирических исследованиях таких ученых как: В.В. Абраменковой, Р. Бэрона, Д. Ричардсона, В. Е. Кагана, А. В. Либина, И. И. Лунина и другие. Гендерные особенности включает в себя три аспекта, в которых были выявлены различия:
В своих работах Коломицкий Я.Л. указывает на то, что в младшем дошкольном возрасте дети различают пол окружающих людей, ассоциируют его с внешними признаками: одеждой, прической, допускают обратимость и возможность изменения пола. В старшем дошкольном возрасте мальчики и девочки окончательно осознают необратимость половой принадлежности, уже по собственной инициативе выбирают игры, проявляют разные интересы в соответствие с гендерными установками. У детей старшего дошкольного возраста формируется четкая направленность на идентификацию себя со взрослым своего пола. К 6-7 годам ребенок осознает необратимость своей половой принадлежности и строит свое дальнейшее поведение дошкольников играет предметно-развивающая среда. Здесь мальчики и девочки общаются, играют вместе, проявляя свои индивидуальные качества и особенности, присущие своему полу. Современное понимание развивающей предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами. Например, овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки — с аккуратностью. В сюжетно-ролевых играх дети 6-7 лет осваивают сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации: семья, рождение ребенка, лечение болезней, трудоустройство. Если мальчик иногда играет в куклы, а девочка разбирает машинку или собирает конструктор, то здесь нет никаких патологий, это этап, который может оказаться полезным для формирования определённых черт — заботливости у мальчика, любопытства и развития логического мышления у девочки. В старшем дошкольном возрасте тематика рисунков обусловлена многими факторами. Одним из важных факторов — принадлежность ребенка к определенному полу и степень его сензитивности к половым различиям. Рисование способствует половой самоидентификации ребенка, управляет его эмоционально-смысловым поведением. Рисунки приобретают сюжетный характер. К 6-7 годам изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями Если рассматривать рисунки мальчиков и девочек, то мы можем отметить следующие различия:
Наблюдения за детьми в старших группах, показывают, что в группах есть девочки, которые лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. В настоящее время образовательная деятельность в условиях ДОУ включает в себя разнообразные дидактические игры, беседы, загадки, знакомство с правилами этикета, решение доступных в дошкольном возрасте проблемных меж половых ситуаций, чтение художественной литературы, обсуждение произведений — это является важнейшими формами и средствами формирования личности будущего школьника. На примере литературных героев мальчики учатся быть смелыми, ответственными, мужественными, а в девочках пробуждаются такие качества как верность, нежность, забота, мягкость и др. И мальчики, и девочки осознают социальную роль своего пола, учась одновременно, строить конструктивные отношения с противоположным полом. Согласно ФГОС, в старшем дошкольном возрасте есть свои достижения, которые связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе. Исходя, из всего вышесказанного самое главное необходимо обращать внимание на половые различия в воспитании, обучении и развитии дошкольников в условиях ДОУ. Таким образом, образовательный и воспитательный процессы необходимо совершенствовать с учетом всех перечисленных гендерных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Очень важно обращать внимание всех участников образовательного процесса ДОУ на психофизиологические особенности мальчиков и девочек, учитывая их при организации совместной деятельности, можно добиться успеха в становлении личности каждого ребенка с целью формирования адекватных моделей поведения в современном обществе. Ханакова Ю.Ю. Майер П.В.
|