Преемственность дошкольного и начального образования
«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей.
Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера…
Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет
В.А. Сухомлинский
Школа и дошкольное образовательное учреждение – две ступени в системе образования. Успехи ребенка в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, приобретённых в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.
Под преемственностью понимают постепенный переход с одной ступени образования на другую, выражающийся в плавном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании.
Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность легче адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика.
Основные задачи сотрудничества ДОО и школы:
- установление единства взглядов на воспитательный и образовательный процесс между детским садом, семьей и школой;
- определение общих целей в воспитании и путей достижения намеченных результатов;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
- всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
- оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
- формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
Формы осуществления преемственности:
1. Работа с детьми:
- День открытых дверей или экскурсии в школу;
- Посещение воспитанников детского сада школьного музея, библиотеки;
- знакомство и взаимодействие дошкольников с учениками начальной школы и преподавателями;
- участие в совместной мероприятиях, игровой и проектной деятельности; (театрализованная деятельность, мастер –классы, смотр строя и песни и т.д.)
- совместные выставки рисунков и поделок, сделанных детьми школы и ДОУ;
- совместные праздники и спартакиады (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) дошкольников и учеников начальных классов;
- посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
2. Взаимодействие педагогов:
- совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
- семинары, мастер-классы;
- круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
- психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей, и учителей;
- проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
- взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
- открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
- педагогические и психологические наблюдения.
3. Сотрудничество с родителями:
- совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школыкруглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
- родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
- консультации с педагогами ДОУ и школы;
- встречи родителей с будущими учителями;
- дни открытых дверей;
- творческие мастерские;
- анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
Сотрудничество всех участников образовательного процесса позволяет осуществить переход вчерашнего дошкольника в завтрашнего первоклассника, позволит ребенкуснизить уровень тревожности, повысить его успешность при адаптации к новым условиям в стенах школы.
|