Одна из основных целей реформ дошкольного образования – замена традиционных ценностей развития ребенка на ценности развития его личности. Дошкольное образование рассматривается как система, в которой центральное место занимает процесс взаимодействия педагога с детьми. Педагог для ребенка – значимая фигура, следовательно, рядом с дошкольниками должны находиться высокопрофессиональные педагоги. Профессионал – педагог - это человек, хорошо понимающий общие тенденции развития образовательного процесса, своего места в нем, способного к проектированию развивающей педагогической среды и самого себя. В связи с этим развитие профессиональной компетентности педагогов приобретает особую значимость. Ориентация на подготовку «компетентного педагога» является тенденцией последнего десятилетия, в то время как в ДОУ на данный момент работают большая часть педагогов - практиков со стажем работы свыше двадцати лет, чья профессиональная подготовка не вполне отвечает современному пониманию профессионально-педагогической компетентности.
Скачать полный конспект
Не развивающийся педагог никогда не воспитывает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение его компетентности и профессионализма – одно из важнейших условий улучшения качества дошкольного образования. Профессиональное развитие педагога ДОУ – длительный процесс, цель которого – формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала. Одно из направлений работы руководителя ДОУ – непрерывный процесс повышения квалификации кадров через осуществление кадровой политики, способствующей профессиональному росту педагогов, и организации разнообразной методической работы, стимулирующей их к творчеству и самообразованию. При этом важно учитывать уровень профессиональных потребностей педагогов и содействовать их развитию. Только в этом случае, возможно, его самоопределении индивидуальной траектории профессионального роста. Цель: формирование педагогической компетентности педагогов Задачи: 1. Определить сущность и структуру понятия «профессиональная компетентность" педагогов 2. Создать условия для формирования профессиональной компетентности педагогов в ДОУ 3. Разработать модель повышения профессиональной компетентности педагогов 3.Апробировать данную модель в ДОУ Объект исследования - процесс развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Предмет исследования – воспитательно - образовательный процесс ДОУ Гипотеза исследования Формирование профессиональной компетентности педагогов ДОУ может стать эффективным , если: 1. Будет разработана структурно-функциональная модель повышения профессиональной компетентности педагогов в ДОУ; 2. Повышение профессиональной компетентности будет способствовать реализации индивидуальных траекторий профессионального развития; 3. В деятельности методической работы будут применяться разнообразные формы повышения профессиональной компетентности педагогов: творческие группы, мастер – классы, постоянно действующий семинар, совет педагогов, семинары - практикумы; Этапы: Исследовательский 2010 - 2011 год 1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы 2. Разработка основных направлений преобразования 3.Создание коллектива единомышленников, его теоретическая подготовка 4. Проведение диагностического исследования 5. Информационное и научно- методическое обеспечение 6. Разработка критериев для отслеживания ПК Основной 2011 - 2012 г 1. Создание модели повышения ПК 2. Внедрение данной модели в образовательный процесс 3. Создание условий для самообразования 4. Диагностика. Заключительный 2012-2013 год 1. Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов. 2. Оценка реализации проекта 3. Банк реализованных идей Предполагаемый результат Внедрив модель повышения профессиональной компетентности педагогов в ДОУ, мы обеспечим развитие профессиональной компетентности педагогов, которая будет способствовать развитию творчества, инициативы и будет направлена на повышения качества образовательного процесса, будет содействовать формированию умений и навыков психолого-педагогического анализа, становлению индивидуального стиля педагогической деятельности коллектива, повышению уровня творческого развития педагогов. Для реализации творческого потенциала каждого педагога и всего педагогического коллектива в ДОУ организован постоянно действующий семинар «Использование современных педагогических технологий в ДОУ», основная цель которого – выработка и внедрение наиболее эффективных форм повышения уровня профессиональной компетентности и способов педагогической деятельности. В ДОУ должны проводиться дифференцированная подготовка и переподготовка педагогов, внедрение разнообразных форм организации повышения профессиональной компетентности педагогов в соответствии с их уровнями профессиональной компетентности и запросами как дошкольного образовательного учреждения, так и конкретного педагога. Методы исследования: анкетирование, тестирование, индивидуальные и групповые беседы, наблюдение, практическое моделирование педагогических ситуаций, анализ полученной информации, обработка результатов опытно-поисковой работы Наряду с традиционными формами методической работы работают мастер – классы. Проведение мастер-классов позволил сделать вывод об их эффективности. Педагоги учились определять степень достижения поставленных целей, выявлять недостатки в своей работе. Значительно повысились уровни профессиональной компетентности педагогов и готовность представить собственную систему работы. Мастер – класс – активная форма творческой самореализации педагога, когда педагог мастер передает свой опыт слушателям путем прямого и комментированного показа приемов работы. Педагог – мастер, как правило, обладает собственным стилем творческой педагогической деятельности и оригинальной дидактической системой работы.
|