Характеристика компонентов предметно-развивающей среды Правильно организованная развивающая среда в моей группе позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей в разработанной мною предметно-развивающей среде способствует самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, это позволяет развивать такие качества, как любознательность инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению (приложение № 1).
Работая по программе «Детство» при создании развивающего пространства в групповом помещении мною учитывалась ведущая роль игровой деятельности в развитии дошкольников. Что позволило обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания. Создала предметно-развивающую среду с учетом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов. Конструирую ее таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. При подборе дидактического материала, игр, пособий, детской литературы учитывала особенности разноуровневого развития детей для позитивного продвижения каждого ребенка. Основными принципами создания предметно-развивающей среды считаю: 1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Одно из условий, которое дает педагогу приблизиться к позиции ребенка, а ребенку «подняться» до позиции воспитателя - это разновозрастная мебель. Планировала зоны таким образом, чтобы каждый ребенок мог найти место удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними. Для этого при зонировании использовала ширмы, оформляла уголки «уединения», использовала детские столы, которые легко трансформируются. 2. Принцип активности, самостоятельности, творчества. Учитывая разносторонние интересы детей, создала условия для проявления творчества детей в разнообразных видах деятельности: рисовании, лепке, аппликации, конструировании из бумаги, природного, бросового материала. Широко представлен материал для театрализованной деятельности: мелкие игрушки, плоскостной и пальчиковый театры, перчаточные куклы. 3. Принцип стабильности - динамичности развивающей среды. В проект развивающей среды заложена возможность того, чтобы ребенок и взрослый становились творцами своего предметного окружения. Предметно - развивающая среда меняется в зависимости от сезона, от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения. Использую оборудование, с помощью которого можно легко изменить обстановку в группе: это легко передвигающиеся пластмассовые контейнеры для конструкторов, подставки для игрушек, сюжетно-ролевых игр, а также игровое оборудование из крупных, легко собирающихся и разбирающихся модулей. Использую дидактические игрушки для развития мелкой моторики: пирамидки, вкладыши, шнуровки, а также игрушки типа лото и парных картинок, мозаики. Развивающие игры (например «Сложи узор»). В группе использую конструкторские и строительные наборы. 4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Строю жизненное пространство в группе так, что бы дети в соответствии со своими интересами и желаниями одновременно свободно занимались, не мешая друг другу, разными видами деятельности. В моей возрастной группе выделяю зоны (центры): - зона сюжетно-ролевых игр - зона для игр со строительным материалом конструкторами, дидактическими играми - учебная зона - физкультурно-оздоровительная зона - литературная зона - экологическая зона - зона художественно-творческой деятельности детей. 5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого. Ребенок в детском саду находится целый день, поэтому стараюсь создать оптимальные условия для игр, обучения и развития в разных видах деятельности. Развивающая среда эмоционально насыщенна, оборудование привлекательно детям. Чтобы удовлетворить потребность детей в уединении, использую ширмы, оформляю уголки «уединения» в группе. 6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Непосредственное влияние на эмоциональное состояние детей в моей групповой ячейки оказывают: цвета для стен, мебели, аксессуаров. При окраске помещений учитывала то, что светлые и белые потолки оптически расширяют пространство. При выборе цветовой палитры отдала предпочтение светло-зеленому, светло-желтому, светло- голубому тонам. Чтобы утолить «цветовой голод» ребенка и развить цветоощущение, использую яркие насыщенные цветовые пятна в интерьере группы: ковровые покрытия, картины, игрушки. В группе не только уютно и комфортно, но и красиво, в оформлении помещений стараюсь соблюдать единый стиль. 7. Принцип открытости – закрытости. Принцип открытости-закрытости представлен в нескольких аспектах: а) Открытость природе. Единство человека и природы. Ежедневная трудовая деятельность, наблюдения, экспериментирование в экологических зонах, оформленных в соответствии с возрастом детей, постепенно приводят к пониманию того, что природой можно не только наслаждаться, восхищаться, любоваться, но что она нуждается в помощи, в заботливых руках и охране. б) Открытость своего «Я». С уважением отношусь к интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка, особенно к результатам продуктивной деятельности: ежедневно на «стене творчества» появляются рисунки, поделки, результаты детского творчества. Коллективные детские работы широко использую при оформлении групп, выставок, конкурсов. В группе оборудовала места для занятий детей рисованием, лепкой, аппликацией, ручным трудом в свободное от занятий время. в) Открытость обществу. Особым правом участия в жизни детского сада пользуются родители. Создание предметно-развивающей среды невозможно без участия родителей. Объем и содержание развивающей среды, прежде всего, обсуждается на групповых родительских собраниях с рассматриванием эскизов, рекламных проспектов. Реализация проекта предметно-развивающей среды планируется при активном участии родителей. 8. Принцип учета половых и возрастных различий детей. Одним из главных требований при создании предметно-развивающей среды считаю учет возрастных особенностей детей. Стремлюсь к тому, чтобы обстановка была прежде всего комфортной и безопасной для ребенка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки, поэтому в течение года стараюсь не переставлять оборудование в группе. Дети еще не умеют хорошо взаимодействовать со сверстниками, предпочитают игры рядом, но не вместе, поэтому отвожу место для одновременной деятельности не более 2-3 детей. При расстановке оборудования предусматриваю достаточно широкие, хорошо просматриваемые пути передвижении. Для стимулирования двигательной активности в группе детей имеется горка, мостик, мячи, игрушки-двигатели крупного размера, на которых может кататься сам ребенок. В своей групповой ячейке предметную среду создаю так, чтобы она стимулировала развитие восприятия детей, способствовала развитию анализаторов, «подсказывала» способы обследования и действий. Игрушки подбираю разных размеров, в нескольких экземплярах безопасные для использования. ВЫВОД: организация и расположение предметов развивающей среды осуществляется мною рационально, логично, и удобно для детей, отвечая их возрастным особенностям и потребностям. Расположение мебели, игрового оборудования соответствует требованиям техники безопасности и физиологии дошкольников, что способствует всестороннему развитию личности, стимулированию детского творчества. Для профилактики нарушений осанки предусмотрела возможность разнообразных способов детских игр: не только за столом, но и стоя, сидя, лежа на полу. В результате чего дети проявляют познавательную активность, позитивный интерес, самостоятельность, инициативу. Составлена Рыковой Анной Николаевной.
|