Проект «Детский сад и библиотека» «Книга для детей – это в самом деле
авторы
Кузнецова Наталия Владимировна - Старший воспитатель ГБОУ д.с № 104 г.Москва
Самодина Алла Игоревна Педагог-психолог ГБОУ д.с №104 г.Москва
хорошая пища – вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту» К.И.Чуковский Предпосылки проекта: - Многолетнее плодотворное сотрудничество с библиотекой «Семейного чтения»; - Популяризация проектной деятельности; - Поиск новых форм работы с родителями; - Расширение технических информационных возможностей. Цель проекта: - Социализация детей с нарушением речи в обществе;
-Развитие речи воспитанников с помощью проектной деятельности; - Осознание ценности чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников. Задачи проекта: - Развивать речь детей с помощью мероприятий в рамках проектной деятельности; - Знакомить детей с творчеством отечественных и зарубежных поэтов и писателей; - Способствовать поддержанию традиций семейного чтения; - Повышать культуру речи педагогов, родителей, детей; - Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя. - Формировать эстетический вкус через знакомство с творчеством художников-иллюстраторов. - Воспитывать любовь и бережное отношение к книге; Связь проектной деятельности с образовательными областями: «Здоровье» Исследования профессора Оксфордского университета Джона Стейна говорят нам о том, что чтение хороших книг способствует повышению уровня психического и физического развития. Учёный уверен, что, читая, мы упражняем весь мозг. Мы воображаем происходящее на страницах так ярко, что словно проживаем с книжными героями их жизнь. С помощью МРТ-сканирования доказано, что человеческий мозг копирует и воспроизводит те же ощущения, которые испытывают герои книг, как если бы это было реальностью. Учёные университета Суссекса определили, что всего 6 минут чтения снижают на две трети уровень стресса, что значительно быстрее по сравнению с прослушиванием музыки или пешей прогулкой. Книги – не только источник знаний, но и источник здоровья! - Экскурсия – прогулка в библиотеку; - Положительный эмоциональный настрой; - Подборка литературы по теме «Здоровье», например, К.И.Чуковский «Мойдодыр». «Физическая культура»: - Использование динамических пауз и физкультурных минуток для снятия статического напряжения, повышения работоспособности во время мероприятий; - Движение до библиотеки происходит организованно - в колонне по два, - Смена положения тела, статичности в течение мероприятия. «Социализация»: - Проигрывание сюжетно – ролевых игр: «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская»; - Викторины, кроссворды, «Незнайка в солнечном городе»-Игры – драматизации; - Театрализованные игры по сказкам: «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Колобок», «Репка». «Труд»: - Мастерская «Книжкин Айболит»; - Трудовая деятельность – уборка в книжном уголке; протирание и обметание пыли с книг; - Участие в творческих конкурсах: Поделки из природного материала по сюжетам рассказов и сказок. Поделки из бумаги: «Дорого яичко ко христову дню». Выставка икон, вышитых бисером к Крещению и т.д. «Познание»: - Знакомство с творчеством детских писателей и поэтов: С.Я. Маршака, К.И.Чуковского, С.В.Михалкова, А.Л.Барто, Н.Н.Носова, А.С.Пушкина и других в виде презентаций, турниров, конкурсов; - Знакомство с трудом взрослых: с профессией«Библиотекарь», «Продавец книг» и другими. - Формирование представлений о праздничных датах: Дне космонавтики и др.; - Знакомство с православными праздниками: масленицей, пасхой; - Ориентировка в пространстве – движение по залам библиотеки; - Инициирование обсуждения проекта «Детский сад и библиотека» в кругу детей. «Безопасность»: - Закрепление знаний о правилах дорожного движения по дороге в библиотеку; - Закрепление правил пребывания в общественном месте – библиотеке. «Коммуникация»: - Развитие свободного общения с взрослыми-работниками библиотеки; - Освоение форм речевого этикета; - Обогащение обществоведческого словаря; - Использование в ответах на вопросы сложносочинённых и сложноподчинённых предложений; - Формирование диалогической речи. «Чтение художественной литературы» - Приобщение к словесному искусству; - Формирование интереса и потребности в чтении; - Возможность выбора из большого количества художественной литературы (в том числе с электронных носителей) «Художественное творчество»: - Изготовление иллюстраций по рассказам А.Л.Барто, С.В.Михалкова, Н.Н. Носова; - Оформление работ к народным праздникам: масленице, пасхе. - Авторские выставки сотрудников ДОУ «Музыка»: - Сопровождение музыкальных проектов; - Прослушивание классической музыки в процессе мероприятия: «Сказки А.С.Пушкина» Успешной реализации проекта в семье помогут: - Ежедневное чтение детям художественных произведений; - Использование для чтения рукописных книг и журналов, созданных детьми; - Введение в круг чтения детской периодики - Подбор детской литературы, беседы о прочитанном, о литературе, о пользе чтения; - Чтение с продолжением. Побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного; - Обучение ребенка правильному обращению с книгой, привлечение внимания к тому, как называется, кем создана книга, кто ее иллюстрировал; - Создание детской домашней библиотеки. Успешной реализации проекта в детском саду помогут: - Ежедневное чтение художественных произведений; - Беседы по содержанию произведения; - Рекомендации для родителей по организации семейного чтения; - Развитие у детей индивидуальных литературных предпочтений; - Привлечение детей к созданию собственных книг; - Активизация работы библиотеки детского сада; - Создание мини библиотек в каждой группе учреждения; - Выставки иллюстраций к литературному произведению: «Незнайкины друзья», «Герои Пушкинских сказок» - Родительские гостиные: «Наш лучший друг – книга» - Консультации для родителей по теме: «Подари мне чтения доброго». Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами - Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите; - Чтение для детей делает из них читателей в будущем; - Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых; - Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию; - Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать; - До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов; - Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка; - Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом обращении с ребенком; - Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь; Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся: - Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства; -Выбирайте книги, яркие по оформлению и интересные по содержанию. Собирая личную библиотеку вашего сына или дочери, по возможности приобретайте книги полюбившихся ребенку авторов. - Систематически читайте сами - это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда. - Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравилось. Это способствует развитию вашей речи и речи вашего ребенка. - Рекомендуйте ребенку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления. - Читайте вслух, это помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредотачивать внимание, это сближает родителей и детей. - Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой. - Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребенка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений. - Попытайтесь вместе с ребенком сочинить собственное окончание произведения. - Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми пожеланиями. Вывод: - Проект «Детский сад и библиотека» является долгосрочным (сотрудничество около 10 лет); - Все мероприятия, проводимые в рамках проекта, способствуют развитию речи детей; - Проект «Детский сад и библиотека» является общедоступным, так как почти не требует денежных вложений. - Отвечает запросу правительства Российской Федерации об объявлении 2014 года «Годом культуры».
|