Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование речеязыковой компетенции у старших дошкольников с нарушениями речи в условиях введения ФГОС.
Педагогика
Автор: Гаева Оксана Николаевна   
26.01.2014 06:54

Формирование речеязыковой компетенции у старших дошкольников с нарушениями речи в условиях введения ФГОС.Гаева О.Н. (Россия, Рефтинский)
Важным направлением модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Закон Российской Федерации «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» принят Государственной Думой 2 июня 1999 года.  Лицо с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.
В законе сказано, что специальное образование — это дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого человек нуждается в специальных индивидуализированных методах обучения и воспитания, связанных с наличием у него физического и (или) психического недостатка.
С 1 сентября 2013 года вступает в силу новый базовый закон об образовании в России. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» относит дошкольное образование к одному из уровней общего. Одним из принципиальных определений закона можно считать понятие качества образования. Качество образования понимается как степень соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающегося федеральным государственным образовательным стандартам (далее - ФГОС).   
Стандарт сделан исключительно на индивидуальном психолого-педагогическом подходе.
Стандарт должен нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования.
При разработке Стандарта учтены особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития:
слуха
зрения
речи
опорно-двигательного аппарата
задержкой психического развития
умственной отсталостью
выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм
множественными нарушениями развития

Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем. Если вовремя не устранить речевые нарушения, то у детей дошкольного возраста возникают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок - подросток – взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Речь пронизывает все, без исключения, сферы человеческой жизни. Способность владеть речью  необходима для нормального вхождения ребенка в общество, его воспитания, обучения, становления личности, т.е. социо-культурной адаптации.
В дошкольном возрасте приобретаются основные свойства личности,  именно в этот период  необходимо уделить наибольшее внимание развитию коммуникативных черт характера. А так как речь является главным источником коммуникации, следовательно, задача педагогов – заботиться о развитии речеязыковой компетенции воспитанников с учетом свойств их личности.
Под речеязыковой  компетенцией понимается способность использовать в собственной речи язык как кодовую (знаковую) систему в совокупности ее лексических, морфологических, синтаксических и фонетических средств  для  достижения коммуникативной цели (приема и передачи информации). 
Речеязыковая компетенция оценивается по трем основным критериям:
состояние лексикона ребенка (лексическая компетенция): при определении лексикона ребенка учитывается прежде всего качественный, а не количественный аспект. Качественная оценка предполагает  определение уровня сформированности лексической системности, которая проявляется в наличии разнообразных связей (прежде всего смысловых) между лексическими единицами (семантическая информация: собака – лает, кошка - …, собака – злая, кошка -…, дом – крыша, стул - …).
сформированность грамматических  навыков и умений (грамматическая компетенция):
- навыки словоизменения (овладевают дети к 4 годам):
* образование из ед.ч. мн.ч.;
* образование прилагательных от существительных;
* употребление предлогов.
- сформированность грамматической системы словообразования (овладевают к 6 -7 годам)
* образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов;
* образование глаголов при помощи приставок (Весной птицы прилетают, а осенью …)

сформированность фонетико-фонологических навыков и умений (фонетико-фонологическая компетенция): к 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков речи, но у многих детей этот процесс задерживается. Дефекты сами собой не исчезают; необходима помощь логопеда. Кроме правильного звукопроизношения, ребенок  к школе должен овладеть фонологической системой русского языка.
Наиболее ярко уровень сформированности  речеязыковой компетенции проявляется в связной речи. Связная речь – развернутые высказывания, которые позволяют человеку четко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто не мыслим.
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.  При соблюдении требований к условиям реализации Программы  настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.  На это и направлена программа Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. М.: Альфа, 1993.
Коррекционная работа, рассчитанная на 2 года, обеспечивает овладение детьми самостоятельной связной, грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, а также элементами грамоты, что формирует готовность к обучению детей в общеобразовательной школе.
Основными задачами коррекционного обучения являются:
-       практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
-       формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия);
-       подготовка к обучению грамоте; овладение элементами грамоты;
-       развитие навыков связной речи.
Хочется отметить, что вопрос взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов  особенно актуально звучит для логопедических групп. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития.
Стандарт дошкольного образования должен быть нацелен на развитие коммуникативных навыков у детей, которые помогут каждому сложиться как личности, считает Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев.

Литература:

1.    Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика  определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова [и др.]. – М.: Русская Речь, 2010. – 70 с.
2.    Безрукова О.А., Приходько О.Г., Служакова О.И., Челей Н.С. Методические рекомендации  по ведению речевой карты ребенка дошкольного возраста / О.А. Безрукова, О.Г. Приходько, О.И. Служакова, Н.С. Челей. – М.: Русская Речь, 2012. – 100 с.
3.    Безрукова О.А., Хорошавина Е.В. Сопоставительный анализ уровня сформированности  речеязыковой  компетенции детей дошкольного возраста с первичной (общее недоразвитие речи) и вторичной (при задержке психического развития) речевой патологией) . –– М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2010. – 190 с.
4.    Проект ФГОС дошкольного образования (письмо Минобрнауки России от 17 июня 2013г. № 08 – 736).
5.    Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии: Материалы научно-практических конференций студентов, аспирантов, соискателей и практических работников «Дни науки МГПУ – 2010» - март - апрель 2010 года / сост. Е.В. Ушакова, Ю.А. Покровская
6.    Федеральный  закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» Принят Государственной Думой 2 июня 1999 года
7.    Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
8.    Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. М.: Альфа, 1993. - 103 с.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год