«Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно». Макаренко А. С. Ранний возраст, справедливо считают временем формирования интеллектуальных и творческих способностей. Наука и практика признают уникальность и неповторимость раннего возраста, когда счёт идёт не на годы, не на месяцы, а на недели и даже дни. Именно в первые три года закладывается 80 % физического, нравственного и интеллектуального фундамента личности. Психологи считают, что самый высокий потенциал творческого развития – от 2 до 3 лет. За это время ребёнок проходит громадный путь в своём развитии. Он учится видеть мир, понимать значение окружающих предметов, общаться с людьми, говорить и многое, многое другое.
Именно в первые годы закладывается его отношение к людям, к себе, к миру. Первые детские впечатления накладывают неизгладимый отпечаток на дальнейшую жизнь человека. Ведь здесь начало всех его будущих качеств и способностей. То, что ребёнок не получит в раннем детстве, очень трудно, а порой и невозможно компенсировать в более позднем возрасте. Поэтому первые три года жизни – чрезвычайно важный и ответственный этап, который во многом определяет дальнейшее развитие человека. Главными задачами воспитания и обучения детей раннего возраста являются сохранение здоровья ребёнка, полноценное физическое развитие, развитие речи, игровой деятельности, сенсорное развитие, формирование основных психических процессов, развитие умственных познавательных и творческих способностей. Оздоровительная направленность образовательного процесса: использование в режимных моментах дыхательной гимнастики, комплекса упражнений для охраны зрения; строгий контроль развития детей, который помогает своевременному обнаружению отставаний в развитии и организации индивидуального подхода; использование при организации НОД, приемов сюрпризности, занимательности, наглядности; создание условий для положительного эмоционального состояния детей. Обеспечение психологической безопасности личности ребенка предусматривает: создание предметно-развивающей среды соответствующей возрасту; вариативность режима; разнообразие будней; правильная организация общения (исключение авторитарного стиля); использование музыкальных пауз и приёмов психогимнастики; строгое дозирование нагрузок; разработку программ психолого-педагогического сопровождения развития детей (комплексное); исключение интеллектуально-физических и психоэмоциональных перегрузок путем рационального построения режима жизнедеятельности детей раннего возраста. Лечебно – профилактическая работа, которая включает в себя: тщательный уход за детьми; формирование у них культурно-гигиенических навыков; организацию закаливания, сна. Социально-педагогическая и психологическая поддержка семей обеспечивается: организацией работы с тяжело адаптирующимися детьми; организацией родительских консультаций с целью ознакомления взрослых с возрастными особенностями детей и обучения родителей приемам взаимодействия с детьми раннего возраста. Важнейшим механизмом полноценного развития личности с раннего детства являются разнообразные виды деятельности ребенка: общение, игра, движение, труд, конструирование, рисование. На разных возрастных этапах те или иные виды деятельности выступают в качестве ведущих. Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода, благодаря сотрудничеству с взрослым, ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. Предметная деятельность и её роль в развитии малыша Предметная деятельность является ведущей потому, что именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребёнка. Прежде всего, нужно подчеркнуть, что в предметной деятельности малыша происходит развитие восприятия, а поведение и сознание детей этого возраста целиком определяется восприятием. Так, память в раннем возрасте существует в форме узнавания, т.е. восприятия знакомых предметов. Мышление ребёнка до 3 лет носит преимущественно непосредственный характер – ребёнок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами. Он может быть внимателен только к тому, что находится в поле его восприятия. Все переживания ребёнка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях. Поскольку действия с предметами направлены в основном на такие их свойства как форма и величина, именно эти признаки являются главными для ребёнка. Ознакомление с окружающим У маленьких детей рано возникает интерес к явлениям общественной жизни, который воспитатель по возможности должен стараться удовлетворить. Для игр подбираются различные предметы, например, чашка, блюдце, кружечка и чайник. По заданию воспитателя малыши выполняют разнообразные действия с этими предметами: поят куклу из кружечки, наливают в нее чай из чайника и т. п. Познавая окружающий мир, ребенок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Развивая речь, нужно заботиться не столько о том, чтобы малыш произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слова, которые он слышит и повторяет, были наполнены для него конкретным содержанием. Поэтому работа по формированию словаря должна быть тесно связана с работой по ознакомлению с окружающим. Привлекая детей к участию в инсценировках, драматизациях отрывков из произведений художественной литературы, побуждаю их повторять предложения, разные по структуре. В обогащении ребенка новыми представлениями, развитии речи большая роль принадлежит дидактическим играм, - на развитие ориентировки в окружающем, на развитие внимания; на различение цвета, формы предметов: «Построй солнышко», «Что в коробке?», «Кто что ест?», «Где у нас?»,(сидит кукла, лежат книги); «Узнай кто позвал», «Скажи что звучит», и т.д. - на развитие дыхания: «Подуй на снежинку» (веточку с листочками, плавающую лодочку) Первые знания об экологии дети получают, наблюдая за изменениями в уголках природы. Изобразительная деятельность Интерес к рисованию появляется у детей рано. Впервые организованное приобщение ребенка к изобразительной деятельности начинается в детском саду, в первой младшей группе (третий год жизни). При проведении образовательной деятельности в первой младшей группе нельзя предъявлять всем одинаковые требования. Главное — воспитать интерес к изобразительной деятельности, желание испробовать свои силы, привить навыки определенного поведения в процессе занятия и обращения с материалами. Необходимо приучать детей сидеть прямо, не слишком наклоняясь над столом, рисовать правой рукой, а левой придерживать лист бумаги. Но малышу недостаточно одних словесных указаний: вначале необходимо каждому помочь правильно сесть, положить правильно руки. Мышцы ребенка еще очень слабы, особенно мышцы-разгибатели, поэтому очень скоро дети начнут склоняться над столом, а педагог снова и снова должен поправлять их позу. Организуя работу по изобразительной деятельности в первой младшей группе, необходимо учитывать большую эмоциональную возбудимость детей этого возраста. Говорить с малышами надо мягко и указания формулировать в виде предложения, а не категорического требования.
Центры воды и песка, уголки для опытно-экспериментальной деятельности в нашей группе созданы для организации исследовательской работы с детьми, которая направлена на развитие любознательности ребёнка с первых лет его жизни. Здесь есть совочки, разнообразные формочки, наборы резиновых игрушек. Дети знакомятся со свойствами различных предметов и материалов, закрепляют представления о форме, величине, цвете предметов, развивают мелкую моторику.
Роль музыки в снятии психо - эмоционального напряжения у детей очень велика. Приобщая ребёнка с раннего детства к музыке, мы развиваем не только непосредственно музыкальные способности, но и эмоциональную восприимчивость, стремление к прекрасному, более глубокое понимание мира. В нашей группе есть диски с музыкой для детей, с песнями из детских кино - и мультфильмов, плясовыми мелодиями, колыбельными.
Таким образом, в первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.
«Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, — это творение будущего и взгляд в будущее».
|