Дидактические игры – одно из основных средств развития познавательных процессов, речи и мышления. Особенно велика роль этих игр в обогащении словаря детей. Большое значение игре придавал А.С. Макаренко: "У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра". Особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. "Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют "духом языка"" – М. Горький.
Скачать полный конспект
Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и себя самого, свое место в этом мире. Играя, ребенок накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Что такое ОНР? ОНР, общее недоразвитие речи— различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Выделяют три уровня речевого развития (или по-другому, три уровня ОНР), которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с общим недоразвитием речи: 1. Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т.н. “безречевые дети”). 2. Второй уровень речевого развития – кроме жестов и “лепетных” слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. 3. Третий уровень речевого развития характеризуется наличием фразовой речи, но при этом нарушено звукопроизношение, а также недостаточно сформирован словарный запас, встречаются грамматические ошибки. Не сформирована связная речь. Свободное общение у таких детей затруднено. Речь теснейшим образом связана с другими психическими процессами. Поэтому кроме речевых нарушений у детей с ОНР наблюдается неустойчивое внимание, сниженная память, отставание в развитие логического мышления. Это, так называемые, вторичные дефекты, развивающиеся вследствие нарушения речи. Их преодоление должно идти одновременно с коррекцией речевой деятельности. И поэтому дидактическая игра является одним из важнейших средств работы над речью ребенка с целью коррекции ее различных дефектов. Как известно, у детей с ОНР практически всегда имеет место нарушение моторики: артикуляционной, мелкой и зачастую даже общей. Так как в головном мозге человека центр моторной деятельности располагается рядом с центром речи, то развитие моторики благоприятно сказывается на развитии речевой функции. Гораздо успешнее осуществлять коррекционную работу с детьми с ОНР по развитию мелкой моторики помогают такие игры как: Книжка-развивашка «Волшебные пальчики» Пособие для детей, начиная с 3-х лет Цель. Формировать умение обследовать предметы, выделяя их цвет и форму (отстегивать пуговицы, отрывать предметы на липучках, обводить руками предметы и т. д.) ; развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, внимание, память, связную речь; воспитывать познавательный интерес, усидчивость. Материал: ткань, кнопки, шнурки, застежки, липучки, бусинки, молнии, крючки, пуговицы. Использование. Книжка представляет собой тканевую основу с нашитыми на неё элементами, служащими для развития мелкой моторики рук детей. Она сделана с расчетом, что на ней одновременно могут упражняться сразу 3-4 человека (страницы в книге съемные) . Волшебные клубочки Пособие для детей, начиная с 5 лет Цель. Упражнять в отработке вращательных движений кисти и пальцев по часовой и против часовой стрелки, развивать мелкую моторику пальцев рук. Материал: цветные шарики для сухого бассейна, шнурки разных цветов Использование. Пособие предназначено для сматывания и разматывания клубочков. Игра-забава "Поймай мышку" (2 мышки) Пособие для детей, начиная с 4-х лет Цель. Развивать моторику и координацию обеих рук ребенка; воспитывать усидчивость. Материал: две игрушки мышки (купленные в зоомагазине), цветные веревочки, палочки. Использование. Мышка бежит по веревочке, кто быстрее накрутит веревочку на палочку, тот первым поймает мышку. Почувствуйте себя доброй кошкой - просто играйте с мышкой, и как поймаете, отпускайте ее. Длину шнурка можно регулировать в зависимости от возраста ребенка. Узнай предмет на ощупь Пособие для детей, начиная с 3-х лет Цель. Развивать мелкую моторику, учить детей определять предмет на ощупь, развивать тактильные ощущения и исследовательские действия руки. Материал: тряпичный красивый мешочек, мелкие предметы (игрушки, геометрические фигурки, пуговицы и др. – сделал по заказу родитель) Использование. В тряпичный мешочек складываются мелкие предметы, разные по форме. Ребенку предлагается опустить руку в мешочек и на ощупь угадать два одинаковых предмета. Рисование веревочкой Пособие для детей, начиная с 4-х лет Цель. Формировать плавность, ритмичность и точность движений; развивать фантазию и воображение, зрительно-моторную координацию; закреплять навык рисования; воспитывать аккуратность, усидчивость. Материал: клей ПВА в тюбике с острым наконечником, картон, цветные веревочки (пряжа, акварельные краски, бархатная бумага. Использование. Пособие можно использовать на занятиях по рисованию или аппликации. Рисование цветными камушками Пособие для детей, начиная с 4-х лет Цель. Развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, мышления, воображения; воспитывать аккуратность, усидчивость. Материал: цветные камушки для аквариума, картинки с рисунками. Использование. Перекладывание камешков из одной ёмкости в другую. Кроме этого, детям очень правится выкладывать из камешков различные узоры, как самостоятельно, что развиваем воображение, так и по контуру. Для развития мышления, цветные камешки можно использовать в виде игры «Продолжи ряд» или «Собери бусы по образцу» Лабиринты Пособие для детей, начиная с 4-х лет Цель. Развитие мелкой моторики пальцев рук и координации движения, ловкости и настойчивости. Материал: ткань, бусины. Использование. Следуя выбранной схеме, ребенок перемещает бусины при помощи пальчиков по лабиринту. Большое внимание при работе с дошкольниками надо уделять развитию фонематических процессов и коррекции звукопроизношения. Умение различать фонемы – это основа основ: и понимания речи другого человека, и контроля за собственной речью, и грамотного письма в дальнейшем. Если дошкольник в свое время не сумел овладеть навыками фонематического восприятия, анализа-синтеза и представлений, то в школе он столкнется с большими трудностями, так как время, отведенное школьной программой на усвоение этого материала, рассчитано в основном на детей, имеющих нормальное речевое развитие. Существует множество различных игр и упражнений, которые помогают сделать процесс работы со звуками более интересным для ребенка. Я хочу предложить Вашему вниманию игры на развитие фонематического восприятия, которые использую в своей работе по коррекции произношения. Игра «Грамотейка» Пособие для детей, начиная с 6 лет. Цель. Учить находить заданный звук в слове, опираясь на громкое проговаривание, узнавать в словах твердые и мягкие согласные звуки; закреплять умение составлять слоги и читать их. Материал: крышка пластмассовая, оправа от очков, карточки с предметными картинками, буквы. Использование. 1 вариант. Найди нужный звук в слове. Дети на карточке с предметными картинками находят изображения, в названиях которых есть заданный звук. (Под очки вставляем карточку с картинкой и карточку с буквами). 2вариант. Составление слогов. Для этого варианта нужны карточки с гласными и согласными буквами. Игра «Определи, какой звук есть в слове» Цель: дифференциация звуков в словах, развитие мелкой моторики. Материал: карточки с предметными картинками, цветные шнурки (синий, зеленый). Использование. Дети на карточке с предметными картинками находят изображения, в названиях которых есть заданный звук, и «пришнуровывают» карточку. Дидактические игры помогают разнообразить работу, сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.
|