Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование дидактических игр в работе с детьми с общим недоразвитием речи
Педагогика
Автор: Ладыгина Наталья Александровна   
04.05.2014 07:56

Использование дидактических игр в работе с детьми с общим недоразвитием речиДидактические игры – одно из основных средств развития познавательных процессов, речи и мышления. Особенно велика роль этих игр в обогащении словаря детей. Большое значение игре придавал А.С. Макаренко: "У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра". Особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. "Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют "духом языка"" – М. Горький.

Скачать полный конспект

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и себя самого, свое место в этом мире. Играя, ребенок накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение.
Что такое ОНР?
ОНР, общее недоразвитие речи—  различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Выделяют три уровня речевого развития (или по-другому, три уровня ОНР), которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с общим недоразвитием речи: 1. Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т.н. “безречевые дети”). 2. Второй уровень речевого развития – кроме жестов и “лепетных” слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. 3. Третий уровень речевого развития характеризуется наличием фразовой речи, но при этом нарушено звукопроизношение, а также недостаточно сформирован словарный запас, встречаются грамматические ошибки. Не сформирована связная речь. Свободное общение у таких детей затруднено.
Речь теснейшим образом связана с другими психическими процессами. Поэтому кроме речевых нарушений у детей с ОНР наблюдается неустойчивое внимание, сниженная память, отставание в развитие логического мышления. Это, так называемые, вторичные дефекты, развивающиеся вследствие нарушения речи. Их преодоление должно идти одновременно с коррекцией речевой деятельности. И поэтому  дидактическая игра является одним из важнейших средств работы над речью ребенка с  целью коррекции ее различных дефектов.
Как известно, у детей с ОНР практически всегда имеет место нарушение моторики: артикуляционной, мелкой и зачастую даже общей. Так как в головном мозге человека центр моторной деятельности располагается рядом с центром речи, то развитие моторики благоприятно сказывается на развитии речевой функции. Гораздо успешнее осуществлять коррекционную работу с детьми с ОНР по развитию мелкой моторики помогают такие игры как:
Книжка-развивашка «Волшебные пальчики»
Пособие для детей, начиная с 3-х лет
Цель. Формировать умение обследовать предметы, выделяя их цвет и форму (отстегивать пуговицы, отрывать предметы на липучках, обводить руками предметы и т. д.) ; развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, внимание, память, связную речь; воспитывать познавательный интерес, усидчивость.
Материал: ткань, кнопки, шнурки, застежки, липучки, бусинки, молнии, крючки, пуговицы.
Использование. Книжка представляет собой тканевую основу с нашитыми на неё элементами, служащими для развития мелкой моторики рук детей. Она сделана с расчетом, что на ней одновременно могут упражняться сразу 3-4 человека (страницы в книге съемные) .
Волшебные клубочки
Пособие для детей, начиная с 5 лет
Цель. Упражнять в отработке вращательных движений кисти и пальцев по часовой и против часовой стрелки, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Материал: цветные шарики для сухого бассейна, шнурки разных цветов
Использование. Пособие предназначено для сматывания и разматывания клубочков.
Игра-забава "Поймай мышку" (2 мышки)
Пособие для детей, начиная с 4-х лет
Цель. Развивать моторику и координацию обеих рук ребенка; воспитывать усидчивость.
Материал: две игрушки мышки (купленные в зоомагазине), цветные веревочки, палочки.
Использование. Мышка бежит по веревочке, кто быстрее накрутит веревочку на палочку, тот первым поймает мышку. Почувствуйте себя доброй кошкой - просто играйте с мышкой, и как поймаете, отпускайте ее. Длину шнурка можно регулировать в зависимости от возраста ребенка.
Узнай предмет на ощупь
Пособие для детей, начиная с 3-х лет
Цель. Развивать мелкую моторику, учить детей определять предмет на ощупь, развивать тактильные ощущения и исследовательские действия руки.
Материал: тряпичный красивый мешочек, мелкие предметы (игрушки, геометрические фигурки, пуговицы и др. – сделал по заказу родитель)
Использование. В тряпичный мешочек складываются мелкие предметы, разные по форме. Ребенку предлагается опустить руку в мешочек и на ощупь угадать два одинаковых предмета.
Рисование веревочкой
Пособие для детей, начиная с 4-х лет
Цель. Формировать плавность, ритмичность и точность движений; развивать фантазию и воображение, зрительно-моторную координацию; закреплять навык рисования; воспитывать аккуратность, усидчивость.
Материал: клей ПВА в тюбике с острым наконечником, картон, цветные веревочки (пряжа, акварельные краски, бархатная бумага.
Использование. Пособие можно использовать на занятиях по рисованию или аппликации.
Рисование цветными камушками
Пособие для детей, начиная с 4-х лет
Цель. Развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, мышления, воображения; воспитывать аккуратность, усидчивость.
Материал: цветные камушки для аквариума, картинки с рисунками.
Использование. Перекладывание камешков из одной ёмкости в другую. Кроме этого, детям очень правится выкладывать из камешков различные узоры, как самостоятельно, что развиваем воображение, так и по контуру. Для развития мышления, цветные камешки можно использовать в виде игры «Продолжи ряд» или «Собери бусы по образцу»
Лабиринты
Пособие для детей, начиная с 4-х лет
Цель. Развитие мелкой моторики пальцев рук и координации движения, ловкости и настойчивости.
Материал: ткань, бусины.
Использование. Следуя выбранной схеме, ребенок перемещает бусины при помощи пальчиков по лабиринту.
Большое внимание при работе с дошкольниками надо уделять развитию фонематических процессов и коррекции звукопроизношения. Умение различать фонемы – это основа основ: и понимания речи другого человека, и контроля за собственной речью, и грамотного письма в дальнейшем. Если дошкольник в свое время не сумел овладеть навыками фонематического восприятия, анализа-синтеза и представлений, то в школе он столкнется с большими трудностями, так как время, отведенное школьной программой на усвоение этого материала, рассчитано в основном на детей, имеющих нормальное речевое развитие. Существует множество различных игр и упражнений, которые помогают сделать процесс работы со звуками более интересным для ребенка. Я хочу  предложить Вашему вниманию игры на развитие  фонематического восприятия, которые  использую в своей работе по коррекции произношения.
Игра «Грамотейка»
Пособие для детей, начиная с 6 лет.
Цель. Учить находить заданный звук в слове,  опираясь на громкое проговаривание, узнавать в словах твердые и мягкие согласные звуки;  закреплять умение составлять слоги и читать их.
Материал: крышка пластмассовая, оправа от очков, карточки с предметными картинками, буквы.
Использование. 1 вариант. Найди нужный звук в слове. Дети на карточке с предметными картинками находят изображения, в названиях которых есть заданный звук. (Под очки вставляем карточку с картинкой и карточку с буквами). 2вариант. Составление слогов. Для этого варианта нужны карточки с гласными и согласными буквами.
Игра «Определи, какой звук есть в слове»
Цель: дифференциация звуков в словах, развитие мелкой моторики.
Материал: карточки с предметными картинками, цветные шнурки (синий, зеленый).
Использование. Дети на карточке с предметными картинками находят изображения, в названиях которых есть заданный звук, и «пришнуровывают»  карточку.
Дидактические игры помогают разнообразить работу, сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год