На современном этапе семейное воспитание признано приоритетом в развитии личности ребёнка. Однако не каждая семья способна в полной мере реализовать все свои воспитательные возможности в силу недостаточного уровня психолого-педагогической культуры родителей. Поэтому цель педагогов - добиться осознанного включения родителей в единый педагогический процесс, который мы рассматриваем как взаимную деятельность, направленную на всестороннее развитие и социализацию ребенка. Опыт показывает, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность. Но создание единого пространства развития ребенка невозможно, если педагоги и родители будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга. К сожалению, в практике работы многих ДОУ с семьей преобладает ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей, характеризующееся четкими границами и формальностью общения. Оно затрудняет развитие отношений с семьей, а значит и развитие ребенка. Поддерживающее и развивающее взаимодействия наблюдаются крайне редко. В чем состоит их смысл? Поддерживающее взаимодействие (или поддержка) — это взаимодействие по решению актуальных проблем воспитания детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых. Развивающее, продуктивное взаимодействие с воспитателями (и другими специалистами детского сада) призвано помогать родителям осваивать продуктивные способы общения с ребенком.
Поэтому, на наш взгляд, важнейшим условием успешного развития детей является взаимодействие педагогов и родителей, установление конструктивных, партнерских взаимоотношений между ними. Но как нелегко порой объяснить нашим родителям, что ребенка надо не только накормить и одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками общего воспитательного процесса? Опыт работы воспитателей нашей группы по формированию нового типа взаимодействия педагогов и семьи помог установлению более тесных, доверительных и творческих отношений с родителями, включению родителей в образовательный процесс, как полноправных партнеров. Для нас основной целью построения развивающего взаимодействия педагогов с семьёй является достижение оптимальных результатов воспитательно-образовательной работы группы, всестороннее развитие и социализация ребенка за счёт расширения поля педагогического воздействия. Строительство развивающего взаимодействия мы осуществляем по следующим направлениям: · Информационно-аналитическая работа · Установление контакта с членами семьи · Информационно-просветительская работа · Установление партнёрского сотрудничества педагогов и родителей
Информационно-аналитическая работа включает в себя 2 направления: · изучение социально-психологической структуры семьи · выявление уровня психолого-педагогической и общей культуры родителей и образовательных потребностей семьи
Социально-психологическую структура семьи мы изучаем с целью: · установить картину межличностных отношений в семье каждого ребёнка; · выявить специфику семейного воспитания; · выработать тактику продуктивного общения с каждым родителем
Уровень психолого-педагогической и общей культуры родителей и образовательных потребностей семьи мы определяем с целью: выработать оптимальный план педагогического просвещения и обучения родителей с учётом личностного подхода к семье Формы работы по этим направлениям используем следующие: общее анкетирование; собеседования по результатам мониторинга; сочинений родителей на темы «Мой ребёнок», «Семейный праздник» и др. Одновременно с информационно-аналитической работой происходит установление непосредственного контакта с членами семьи и согласование воспитательно-образовательного воздействия на детей. Эта работа строится по следующим направлениям: а) Родительские собрания; «Круглые столы»; «Дискуссионные клубы»; почта Доверия; работа с родительским комитетом б) Дни открытых дверей; Дни добрых дел; присутствие родителей в режимных моментах в) Консультации воспитателей и специалистов; встречи и беседы по просьбе родителей г) Участие родителей в праздниках и досугах; конкурсах и выставках детского творчества д) Участие родителей в экскурсиях и целевых прогулках; в субботниках и в оформлении групп е) Организация в группе уголков «Моя семья», «Мои любимые книжки и игрушки»; «Мои питомцы «и др. И осуществляется с целью: Установление непосредственного контакта и доверительных отношений с членами семьи; определение степени «включённости» родителей в образовательно-воспитательный процесс; подведение родителей к осознанному включению в единый с педагогами процесс воспитания ребенка Параллельно с двумя предыдущими направлениями деятельности по формированию развивающего взаимодействия педагогов с семьёй в группе осуществляется информационно-просветительская работа. Она строится у нас следующим образом: а) Информационный блок: «Паспорт группы», «Вот как мы живём», «Почитай-Ка», «Рукодельники», «Наш Вернисаж» и др. б) Знакомство с педагогической литературой и периодической печатью «Библиотека продвинутого родителя» в) Посещение родителями открытых мероприятий; участие родителей в конференциях, презентациях и др. г) Педагогические тренинги; мастер-классы; родительские диспуты, консилиумы д) Гостиные «Наш опыт вашим талантам» И осуществляется с целью: обогащение родителей знаниями образования и воспитания детей дошкольного возраста, повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей и постепенное включение родителей в образовательный процесс, как полноправных партнеров Завершающее направление по формированию развивающего взаимодействия педагогов с семьёй - установление партнёрского сотрудничества педагогов и родителей. Основной его целью является: обогащение родителей практическими и креативными навыками; осознанное включение родителей в единый с педагогами процесс, направленный на всестороннее развитие и социализацию ребенка Оно включает в себя: а) Педагогические мастерские, организованные педагогами и креативными родителями; мастер-классы; опыт семейных гостиных «Наш опыт вашим талантам» б) Совместная детско-родительская практическая деятельность группе: изготовление поделок, игрушек; совместные игры и чтение литературы; участие в поисковой деятельности; презентации в) Совместные детско-родительские домашние творческие работы в рамках образовательных проектов, праздников, досугов (макеты, коллажи, альбомы, фоторепортажи, стенгазеты и прочее.) Педагогические мастерские, организованные педагогами и креативными родителями; в рамках, например, образовательного проекта «Живая Сказка» («Сказочные возможности», «Книжкина страна», «Пальчики и ручки», «Театральная» и др.) помогают родителям лучше понять особенности развития своего ребёнка и грамотно оказывать ему помощь в развитии. А родителям такие встречи дают возможность получить практическую помощь для полноправного и полноценного участия в различных образовательных мероприятиях группы. Например, научиться и поделиться опытом изготовления сказочных кукол и макетов для образовательного проекта или разобраться, как грамотно подготовить презентацию любимой книги. Следующий шаг - совместная детско-родительская практическая деятельность в группе: изготовление поделок, игрушек; совместные игры и чтение литературы; ролевое участие в проектной деятельности. Участие родителей в практической деятельности группы повышает мотивацию ребёнка к познанию, к деятельности. Родитель видит своего ребёнка «внутри» педагогического процесса в среде педагогов и сверстников и ещё глубже проникается пониманием его особенностей. Участие родителей в совместной детско-родительской практической деятельности в группе повышает их педагогический статус и авторитет в глазах ребёнка. Родители включается в образовательный процесс, как полноправные партнеры. А это для нас очень важно. После таких практикумов большинство родителей готово к грамотной самостоятельной совместной деятельности с ребёнком дома. Изготовление в домашних условиях совместных творческих работ даёт возможность создать дома особый эмоциональный фон. Этот фон гармонизирует детско-родительские отношения, создаёт атмосферу интимного сотворчества. В совместную работу вовлекаются все члены семьи, укрепляются семейные отношения. В такой атмосфере продолжают укрепляться детско-родительские связи, а стремление ребёнка к познанию возрастает. Следовательно, облегчается и ускоряется усвоение ребёнком образовательного материала.
|