Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы… (Е.И. Тихеева) Перемены в разных сферах жизнедеятельности современного общества повлекли за собой изменения в области дошкольного воспитания и образования детей: вступили в силу федеральные государственные требования к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; созданы новые типы и виды дошкольных образовательных учреждений, что позволяет обеспечить вариативность образовательного процесса, ориентироваться на выявление и развитие способностей каждого ребенка, на запросы его семьи. Воспитательно - образовательный процесс в ДОУ рассматривается как степень соответствия совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям развития ДОУ на основе требований и стандартов, потребностей и ожиданий субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей).
В настоящее время, когда ФГТ изучены, появились ООП ДО, наступило время задуматься о тех смыслах, которые заложены в ФГТ, которые должны реально войти в жизнь ДОУ и каждого ребёнка. Приоритет общекультурного и личностного развития, заявленный в ФГТ означает, что дошкольное образование должно быть ориентировано не на формальную результативность, а на поддержку способности ребёнка, на его самореализацию. Дошкольное детство является не подготовительным этапом к школьной жизни, а самоценным возрастным периодом. Совершенствование воспитательно-образовательной системы невозможно без определения и реализации ряда условий для психологического комфорта ребенка в детском саду. Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих потребностей ребёнку необходимо пространство, т.е. та среда, которую он воспринимает в определённый момент своего развития в ФГТ чётко определено: организация предметно-развивающей среды должна осуществляться по следующим видам детской деятельности: продуктивная, игровая, двигательная, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская, трудовая, коммуникативная. Предметно-развивающая среда, как, известно, является эффективным средством формирования личности ребёнка. С учётом этого первостепенной задачей нашего педагогического коллектива в условиях обновления дошкольного образования, в рамках решения ФГТ, является создание предметно-развивающей среды. Сегодня мы, стараемся чтобы предметно-развивающая среда вовлекала детей в образовательный процесс и обеспечивала максимальный психологический комфорт. Понимая всю важность этой проблемы, мы начали с повышения своей квалификации в вопросе создания развивающей среды. С этой целью у нас проходили педагогические часы «Конструирование предметно-развивающей среды в ДОУ», где изучались вопросы: понятие «Предметно-развивающей среды» в рамках реализации ФГТ; функциональное назначение предметно-развивающей среды, т. е. зачем нужна предметная среда ребёнку, всякая ли предметная среда является развивающей. Каковы основные типичные ошибки в организации предметно-развивающей среды ДОУ; рассматривали принципы конструирования предметно-развивающей среды. А это очень важно, поскольку во всех принципах к построению предметно-развивающей среды заложена реализация личностно-ориентированного развития детей. И если мы будем создавать предметно-развивающую среду вне реализации принципов, то наша среда превратится в мертвую дорогостоящую игрушку. Среда в группах создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор, заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Помещение каждой группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры. В разных группах наборы центров различные, однако, основные центры, есть практически везде, такие как: центр «Книжное царство, центр сенсорного развития, «Мы познаем мир», конструктивной деятельности, математического развития, речевого развития, «Будем говорить правильно», физического развития, «ПДД», «Пожарная безопасность», центр сохранения здоровья ребенка, изобразительной деятельности, музыкально-театрализованной деятельности, сюжетно-ролевых игр, социализации, Мини-музей «Изба», Мини-музей кукол, центр труда. При организации предметно-развивающей среды в холлах детского сада, на территории педагоги стараются учесть всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка, закономерностям психического развития, а также эмоционально-волевой сферы. Таким образом, поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОУ продолжается, главным критерием при этом являются творчество, талант и фантазия педагогов. Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них. Создавая предметно-развивающую необходимо помнить: 1.Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. 2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. 3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. 4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми. 5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности. 6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития. 7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. 8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. 9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Для нас инновационная деятельность не самоцель, а инструмент, пространство профессионального, личностного роста педагогов. Главный результат при этом – повышение качества образовательного процесса. Ведь только правильно созданная предметно-развивающая среда, тщательно подобранное игровое оборудование и формы работы в их взаимосвязи позволяют максимально раскрыть потенциальные возможности детей и тем самым добиться оптимального результата работы с ними.
|