Современные задачи семейного воспитания дошкольника, вытекают из насущных проблем общества и заставляют по-новому взглянуть на цель, содержание и средства формирования личности. Это объясняется его решающей ролью в формировании личности дошкольников. Современная социально-педагогическая ситуация отличается большой сложностью и противоречивостью. Традиционная политика воспитания в современных условиях оказалась малопродуктивной, наблюдается резкое обострение воспитательных проблем, усиление негативных явлений в дошкольной среде. Причины содержатся как в экономической нестабильности и духовном разладе условий в обществе, так и в деятельности воспитательных учреждений. Обратимся к сущностному содержанию основных понятий исследования. Наиболее важным в наши дни в контексте рассматриваемой проблемы представляется рассмотрение этнопедагогического подхода к воспитанию, несущего идею самореализующейся творческой личности и дающего знание о способах приобщения детей к истокам русской национальной культуры. Этнопедагогический подход как научный феномен был введен в науку как результат исследований по этнопедагогике.
Обратимся к истории вопроса. Выдающиеся педагоги прошлого много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта. Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит её опорой и основой. Я.А. Коменский на основе обобщения опыта домашнего воспитания в трудовых семьях выдвинул и разработал идею «материнской школы». И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, Ф.Фребель, И.Ф.Гербарт особое внимание уделяли традициям семейного материнского воспитания, считая, что мудрость матери – пример обращения учителя с воспитанниками. К.Д. Ушинский считал народную педагогику одним из важнейших факторов, под влиянием которых складывалась отечественная педагогическая наука. В эпоху активизации народновольнических настроений вся русская интеллигенция с особым интересом знакомилась с результатами экспедиций и критическими работами В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, заново открывали для себя образцы русского народного творчества. Знакомство с малыми и крупными жанрами народного творчества, обрядами, традициями, ритуалами инициировало Л.Н.Толстого, Н.А.Корфа, Н.Ф.Бунакова, Н.И.Ильминского к разработке педагогических систем и авторских школ для крестьянских детей и детей рабочих, которые были воспитаны на народной семейной педагогике. С выделением педагогики в отдельную науку о воспитании и обучении, интерес к народной педагогике снижался. В годы советской власти к приемам и методам народной педагогики стало проявляться пренебрежительное, негативное отношение. Впервые в советское время Г.Н. Волков проявил научный интерес к этнопедагогике, как мудрости народной педагогики. Именно ему принадлежит название нового направления в педагогической науке – «этнопедагогика», которое изучает приемы, методы, средства и содержание народной педагогики. Ведущая идея этнопедагогики – достижение гармонии, социального, природно-биологического и духовного в развитии человека через окружающую образовательную среду. Этнопедагогика рассматривает, как отмечает Г.Н. Волков, процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности. Этнопедагогику сегодня представляют как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Вместе с тем, этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций. Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания. Исследователи этнопедагогики выясняют педагогические возможности старых обычаев в современных условиях и определяют целесообразность новых обычаев, содействующих воспитанию человека. Сравнительный анализ педагогических достижений позволяет выделять наиболее рациональное, наиболее объективное и ценное для педагогической теории и практики. В настоящее время в учебных заведениях этнопедагогический подход активно реализуется в воспитательном процессе ДОУ (проводятся праздники народной тематики, мероприятия, концерты, творческие вечера, посвященные народным обычаям и традициям). В рамках национально-регионального компонента в строоскольксих детских садах проходит интегрированный курс – история и культура родного края отдельно и страны в целом. Педагоги активно используют этнопедагогический подход в процессе воспитания дошкольников. Однако народная педагогика – это педагогика, предназначенная не только для педагогов-профессионалов, как отмечалось выше, именно поэтому необходимо, активно способствовать проникновению данного подхода в воспитании детей в семью. Этот процесс должен проходить при активном содействии воспитателя, так как сами родители в меру занятости, непосвященности в данном вопросе или же просто не желании, на это не способны. Таким образом, этнопедагогический подход вооружает воспитателей педагогическими средствами и методами, проверенными многовековой воспитательной практикой. Отсюда его важность и необходимость для реализации продуктивного взаимодействия семьи и детского сада в воспитании дошкольников. Для организации продуктивного взаимодействия родителей и воспитателей в семейном воспитании педагог должен иметь компетенции, определенные целями и задачами семейного воспитания. Продуктивное семейное воспитание способствует всестороннему развитию детей. Многовековой опыт позволил выработать определенные методы и приемы воспитания детей в семье. Родная семья с ее бытом и традиционными взаимоотношениями, является для ребенка прообразом его будущей семьи. Семья как фактор воспитания занимает весомое положение в этнопедагогике. Анализ традиций воспитания детей в семье показывает, что многие из них могут быть успешно использованы и в современных условиях. Важная роль в этом процессе принадлежит педагогу ДОУ. Он может и должен вести систематическую работу по пропаганде педагогических знаний среди родителей, используя при этом различные формы и методы работы. Этнопедагогика исследует педагогический опыт, выявляет возможности и эффективные пути реализации прогрессивных педагогических идей народа в современной науке и практике, анализирует педагогическое значение тех или иных явлений народной жизни и разбирает их соответствие или несоответствие современным задачам воспитания. Воспитательная работа, построенная на основе этнопедагогического подхода, дает возможность приобщить дошкольников к многовековому опыту русского народа в выстраивании взаимодействия человека с природой и людьми. Этот опыт транслируется через обычаи и традиции, которые необходимо сохранять и приумножать, несмотря на то, что многие из них утратили свою актуальность в жизни современного человека. Анализ основных средств воспитания, которые традиционно применялись в народной педагогике (фольклора, обрядов, обычаев) показывает, что и в современных условиях они по-прежнему обладают большим воспитательным потенциалом. Для организации продуктивного взаимодействия родителей и воспитателя в семейном воспитании педагог должен иметь компетенции, определенные целями и задачами семейного воспитания. Родная семья с ее бытом и традиционными взаимоотношениями, является для ребенка прообразом его будущей семьи.
|