Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Этнопедагогический подход в воспитательной работе педагога дошкольного образования.
Педагогика
Автор: Юлия Лавривская   
15.04.2014 10:44

Этнопедагогический подход в воспитательной работе педагога дошкольного образования.Современные задачи семейного воспитания дошкольника, вытекают из насущных проблем общества и заставляют по-новому взглянуть на цель, содержание и средства формирования личности. Это объясняется его решающей ролью в формировании личности дошкольников. Современная социально-педагогическая ситуация отличается большой сложностью и противоречивостью. Традиционная политика воспитания в современных условиях оказалась малопродуктивной, наблюдается резкое обострение воспитательных проблем, усиление негативных явлений в дошкольной среде. Причины содержатся как в экономической нестабильности и духовном разладе условий в обществе, так и в деятельности воспитательных учреждений.
Обратимся к сущностному содержанию основных понятий исследования. Наиболее важным в наши дни в контексте рассматриваемой проблемы представляется рассмотрение этнопедагогического подхода к воспитанию, несущего идею самореализующейся творческой личности и дающего знание о способах приобщения детей к истокам русской национальной культуры. Этнопедагогический подход как научный феномен был введен в науку как результат исследований по этнопедагогике.
Обратимся к истории вопроса. Выдающиеся педагоги прошлого много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта.  Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит её опорой и основой.
Я.А. Коменский на основе обобщения опыта домашнего воспитания в трудовых семьях выдвинул и разработал идею «материнской школы». И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, Ф.Фребель, И.Ф.Гербарт особое внимание уделяли традициям семейного материнского воспитания, считая, что мудрость матери – пример обращения учителя с  воспитанниками.
К.Д. Ушинский считал народную педагогику одним из  важнейших факторов, под влиянием которых складывалась отечественная педагогическая наука. В эпоху активизации народновольнических настроений  вся русская интеллигенция с особым интересом знакомилась с результатами экспедиций  и критическими работами В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, заново открывали для себя образцы русского народного творчества. Знакомство с малыми и крупными жанрами народного творчества, обрядами, традициями, ритуалами инициировало Л.Н.Толстого, Н.А.Корфа, Н.Ф.Бунакова, Н.И.Ильминского к разработке педагогических систем и авторских школ для крестьянских детей и детей рабочих, которые были воспитаны на народной семейной  педагогике.
С выделением педагогики  в отдельную науку о воспитании и обучении, интерес к народной педагогике снижался. В годы советской власти к приемам и методам народной педагогики стало проявляться пренебрежительное, негативное отношение.
Впервые в советское время  Г.Н. Волков проявил научный интерес к этнопедагогике, как мудрости народной педагогики. Именно ему принадлежит название нового направления в педагогической науке – «этнопедагогика», которое изучает приемы, методы, средства и содержание народной педагогики. Ведущая идея этнопедагогики – достижение гармонии, социального, природно-биологического и духовного в развитии человека через окружающую образовательную среду.
Этнопедагогика рассматривает, как отмечает Г.Н. Волков, процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности.
Этнопедагогику  сегодня представляют как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Вместе с тем, этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации.
Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций. Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания.
Исследователи этнопедагогики выясняют педагогические возможности старых обычаев в современных условиях и определяют целесообразность новых обычаев, содействующих воспитанию человека. Сравнительный анализ педагогических достижений позволяет выделять наиболее рациональное, наиболее объективное и ценное для педагогической теории и практики.  В настоящее  время  в  учебных  заведениях этнопедагогический подход активно реализуется  в  воспитательном процессе ДОУ (проводятся праздники народной тематики, мероприятия, концерты, творческие вечера, посвященные народным обычаям и традициям).   В рамках национально-регионального компонента в строоскольксих  детских садах проходит интегрированный курс – история и культура родного края отдельно и страны в целом.  Педагоги активно используют этнопедагогический подход в процессе воспитания дошкольников. Однако народная педагогика – это педагогика, предназначенная не только для педагогов-профессионалов, как отмечалось выше, именно поэтому необходимо, активно способствовать проникновению данного подхода в воспитании детей в семью. Этот процесс должен проходить при активном содействии воспитателя, так как сами родители в меру занятости, непосвященности в данном вопросе или же просто не желании, на это не способны.
Таким образом, этнопедагогический подход вооружает воспитателей педагогическими средствами и методами, проверенными многовековой воспитательной практикой. Отсюда его важность и   необходимость для реализации продуктивного взаимодействия семьи и детского сада  в воспитании дошкольников.
Для организации продуктивного взаимодействия родителей и воспитателей в семейном воспитании педагог должен иметь компетенции, определенные целями и задачами семейного воспитания. Продуктивное семейное воспитание  способствует всестороннему развитию детей. Многовековой опыт позволил выработать определенные методы и приемы воспитания детей в семье. Родная семья с ее бытом и традиционными взаимоотношениями, является для ребенка прообразом его будущей семьи.
Семья как фактор воспитания занимает весомое положение в этнопедагогике. Анализ традиций воспитания детей в семье показывает, что многие из них могут быть успешно использованы и в современных условиях. Важная роль в этом процессе принадлежит педагогу ДОУ. Он может и должен вести систематическую работу по пропаганде педагогических знаний среди родителей, используя при этом различные формы и методы работы.
Этнопедагогика исследует педагогический опыт, выявляет возможности и эффективные пути реализации прогрессивных педагогических идей народа в современной науке и практике, анализирует педагогическое значение тех или иных явлений народной жизни и разбирает их соответствие или несоответствие современным задачам воспитания.
Воспитательная работа, построенная на основе этнопедагогического подхода, дает возможность приобщить дошкольников к   многовековому опыту русского народа в выстраивании взаимодействия человека с природой и людьми. Этот опыт транслируется через обычаи и традиции, которые необходимо сохранять и приумножать, несмотря на то, что многие из них утратили свою актуальность в жизни современного человека. Анализ основных средств воспитания, которые традиционно применялись в народной педагогике (фольклора, обрядов, обычаев) показывает, что и в современных условиях они по-прежнему обладают большим воспитательным потенциалом.
Для организации продуктивного взаимодействия родителей и воспитателя в семейном воспитании педагог должен иметь компетенции, определенные целями и задачами семейного воспитания. Родная семья с ее бытом и традиционными взаимоотношениями, является для ребенка прообразом его будущей семьи.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год