Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Статья "Роль педагога ДОУ в эмоциональном развитии и нравственном становлении ребенка в рамках внедрения ФГОС"
Педагогика
Автор: Савинко-Яковлева Валентина Ивановна   
24.03.2015 17:59

Статья Роль педагога ДОУ в эмоциональном развитии и нравственном становлении ребенка в рамках внедрения ФГОССтатья "Роль педагога ДОУ в эмоциональном развитии и нравственном становлении ребенка в рамках внедрения ФГОС"

Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности... Настоящий человек начинается там, где есть святыни души...
В.А. Сухомлинский.

В современном образовании на фоне развития инновационных технологий и непрерывного технического прогресса перед педагогами встают все более сложные воспитательные задачи. В ФГОС опубликовано описание портрета выпускника ДОУ, в котором основной акцент сделан на гармоничном развитии ребенка. Только в таком случае он сможет быть социально успешен и преуспевать в учебе. Именно таким каждый родитель хочет видеть своего ребенка. Однако часто мы встречаемся с подменой понятий, когда вклад в гармоничное развитие заключается в записи ребенка во всевозможные кружки (изучение трех иностранных языков, занятия по математике, конструированию, футболу, каратэ, балету и т.п.) или в обеспечении совсем еще малыша всеми видами современных гаджетов (планшетами, приставками, телефонами, айфонами).

Конечно, забота о том, чтобы ребенок много знал и умел – это прекрасно. Но все чаще психологи пишут о дисгармоничном развитии детей и эмоциональной депривации. Ведь психологический портрет современного ребенка очень изменился, и специалисты обращают внимание родителей и педагогов на то, что эмоционально-нравственное развитие существенно уступает интеллектуальным навыкам и эрудиции детей.

Сегодняшние мальчики и девочки живут в «информационном водопаде» — они очень много знают, умеют пользоваться такими устройствами, с которыми не всегда справляются их родители. Но зачастую детям трудно ориентироваться в этом потоке информации, поэтому они не понимают, как пользоваться своими знаниями, как применить их во благо. У детей сегодня удивительное разнообразие игрушек, но они не умеют с ними играть, совершая примитивные манипуляции с предметами. Они знают, что такое вежливые слова, но не употребляют их, когда это необходимо. Да и нужны ли три иностранных языка человеку, который не умеет достойно вести себя в обществе, уважать других людей и себя самого?

В положениях, касающихся духовно-нравственного воспитания, ФГОС устанавливает целевые ориентиры дошкольного образования, в соответствии с которыми духовно-нравственная культура складывается из установки положительного отношения к миру; способности ориентироваться в поступках людей и следовать социальным нормам и правилам; адекватно проявлять свои чувства в отношениях со взрослыми и сверстниками.

В связи с вышесказанным, перед педагогом и родителями встают такие задачи, как:

  • научить ребенка доброжелательным позитивным взаимоотношениям между детьми
  • научить коллективным играм
  • обращать внимание детей на хорошие поступки друг друга
  • создавать игровые ситуации, способствующие формированию заботливого отношения к окружающим
  • воспитывать такие качества, как сочувствие, отзывчивость
  • обеспечить эмоциональное благополучие через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям
  • взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в жизнедеятельность детского коллектива, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей.

Дошкольный возраст является сензетивным периодом для восприятия эмоционального материала. Взывая к чувствам и эмоциям ребенка через мир сказок, через театрализованные постановки, творческие работы, продуктивную деятельность, через совместную игру, педагог имеет возможность способствовать формированию нравственного начала ребенка.

Различные формы сотрудничества с родителями могут помочь в достижении поставленных целей и задач:

  • папки-передвижки различной тематики ( «Сказка перед сном», «Куклы разные нужны – куклы разные важны», «Детский фольклор в развитии ребенка», «Роль игрушек-заместителей в развитии ребенка»)
  • анкетирования ( «Мой ребенок дома», «Стиль воспитания»)
  • родительские собрания ( «День рождения – мой самый главный день», «Наказания и поощрения», «Что читать ребенку?» и т.п.)
  • выставки семейного творчества ( «Делаем куклу с мамой и папой», поделки «Осень пришла» и т.п.)
  • совместные праздники ( «День пожилого человека», «Новый год – семейный праздник», спортивные состязания «Мама, папа, я – спортивная семья» и так далее).

В данном случае роль педагога очень важна. Родители, дети которых посещают детский сад, часто не замечают, как меняется их ребенок, ведь большую часть дня он проводит в детском коллективе с воспитателем, и воспитатель становится свидетелем этих возрастных перемен. Иногда родители изначально не умеют играть с ребенком, не потому что они плохие, а потому что никто этому их не учил. И в таком случае, педагог может помочь родителю найти новый подход к ребенку, привлекая родителей к совместной деятельности с их детьми. Может помочь овладеть позитивной лексикой в общении с детьми, тем самым способствуя повышению культурного уровня и педагогической компетентности родителей, научить педагогическому общению. Может помочь взглянуть с позитивной точки зрения на то, как меняется их ребенок.

В работе с детьми эффективными могут стать следующие формы работы:

  • чтение художественной литературы на различные темы актуальные возрастному развитию. Чтение сопровождается эмоциональной гимнастикой, т.е. беседами на понимание сюжетов сказок и рассказов, понимание поступков героев
  • театрализованные постановки ( «Стрекоза и муравей», о важной роли каждого человека в любом деле «Крылатый, мохнатый, масляный» и так далее)
  • проекты ( «Мир насекомых» — формирование экологической культуры и бережного отношения к природе; «Интервью с бабушкой» в рамках Дня пожилого человека).
  • тематические выставки (выставка творческих работ к 8 марта «Мы подарим мамам солнышко»; «Бабушка рядышком с дедушкой» фотовыставка, посвященная Дню пожилого человека, «Дружно весело шагать» о буднях в детском коллективе).

Каждое мероприятие не является выхваченным из контекста событием, а относится к большому блоку работы с детьми на протяжении всего года, а иногда и последующих лет. Потому что нельзя прививать любовь к природе или уважение к старшему поколению через единичные беседы. Помогать мамам только 8 марта было бы странно. Ценности, которые мы прививаем своим детям, важны ежедневно и ежеминутно, ведь мы хотим воспитать в детях личность.

В контексте нравственного воспитания и эмоционального развития ребенка педагог предстает в роли проводника в мире чувств и эмоций на пути к понимаю другого человека и самого себя. Своим примером и умением создать благоприятную атмосферу в детском коллективе, организовать эффективное взаимодействие между детьми, сформировать положительный эмоциональный фон в группе детей, педагог способствует гармоничному развитию каждого ребенка.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год