Ерышева Елена Александровна Воспитатель МБДОУ "Детский сад №63 "Жемчужинка" г. Набережные Челны РТ
С поступлением ребенка в детский сад в его жизни происходит множество изменений. Режим, отсутствие родителей в течение дня, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, новые требования к поведению – все это обрушивается на ребенка одномоментно, создавая стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям и другим необратимым процессам. Движение – основной способ снятия стресса. Поэтому в утренние часы педагог должен стараться создать условия для активной двигательной деятельности. Использование хороводов, игр – забав, которые собраны по образцу народных игр и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Такие игры удовлетворяют потребность малышей в движении, общении и в образном поэтическом слове. Сочетание движений со словом помогает ребенку осознать содержание игры, что, в свою очередь, облегчает выполнение действий. Эти игры помогают завоевать симпатии детей, их доверие, разумное послушание.
Первыми и самими простыми играми являются то, в которых дети действуют одновременно и одинаково: «Давай познакомимся», «расскажи стихи руками», «Солнышко и дождик», «Карусели», «Ножки», «Идите ко мне», «Хоровод с куклой»,»пришел петрушка», «ладушки», «Возьми шарик». Одним из главных условий проведения игр является добровольное участие детей в них. В адаптационный период в жизни малышей должно быть много сюрпризов. Сюрприз – это хорошее настроение и благоприятная обучающая среда. Как здорово начать утро с такого сюрприза! Волшебная рукавичка Из рукавички спускаются разноцветные ленточки, к ним привязаны подарки. Ребенок достает понравившуюся ленточку – тянет и получает подарок. Волшебный шнурочек Перед входом в группу натянут шнур, к нему на ленточках привязаны игрушки и сладости. Если дотянуться до бантика и потянуть за конец, бантик развязывается и игрушка попадает к ребенку. Кукла На столе сидит кукла. В ее широком платье множество карманов, в каждом – часть разрезной картинки. Взять можно только одну. Дети самостоятельно складывают картинку, получают награду (им хлопают в ладоши, в их честь звучит марш). Волшебные мостики Чтобы попасть в группу, надо пролезть под дугами разной высоты, затем позвонить в колокольчик или выбрать понравившуюся игрушку. Помоги малышу найти его маму Перед входом в группу стоит фланелеграф. На нем животные, которые потеряли своих мам. Ребенок помогает детенышам найти маму. Что потерялось? Дети помогают пострадавшим животным (у улитки потерялся домик, у собачки отвалилось ухо, у бабочки оторвалось крылышко…). Эти и другие сюрпризы могут встретить ребенка и на следующий день. Маленькие дети ориентируются медленно и не сразу решаются на самостоятельные действия. Для общения с малышом стараемся использовать подходящий повод: - ребенок не знает, чем себя занять. Педагог подходит к нему с игрушкой, например, с котом, привлекает к себе и читает ему потешку: «Как у нашего кота…». Отдает игрушку ребенку, просит накормить котика, напоить его молоком; - ребенок плачет. Педагог прижимает его к себе, ласково приговаривая: «Собачка не плачет, киска не плачет… Олечка сейчас улыбнется, и слезы высохнут», повторяет свою причиталочку несколько раз. В период адаптации основная задача игр с детьми – наладить доверительные отношения с каждым ребенком. Чтобы решить эту задачу, воспитатель в игровой форме выражает каждому малышу свое доверительное отношение. В данный момент воспитателями используются фронтальные игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Эти игры проигрываются с детьми непродолжительно, но по нескольку раз. Я иду к вам в гости с подарками (коробочками, камешками, игрушками, орехами, фантиками). Загляни ко мне в окошко (я вам что-то покажу; я вас чем-то угощу; я вам что-то подарю; я тебе секретик дам) Шли-шли, что-то нашли (зонтик, кастрюлю, шарики, грибы, цветы) Приходите ко мне в гости (я вас буду угощать; будем весело играть; будем вместе танцевать). Малыши очень любят подвижные игры. Мы часто используем их. Чувство «мышечной радости», испытанное малышами в процессе активной двигательной деятельности, сопровождает их весь день. Карусель Эта игра с давних пор пользуется большой популярностью у детей. Содержание е напоминает ребятам катание на карусели. Оборудование: Вариант 1: - дети приглашают зверюшек покататься на карусели (прикрепляются игрушки на прищепки), приговаривают текст. Вариант 2: - с лентами – дети сами катаются на карусели. Вариант 3: - с платочками – ребята должны допрыгнуть или дотронуться до платочка (платочки разного цвета), играют или танцуют с ними. Вариант 4: - закрепляют легкие бумажные поделки (снежинки, листочки, плитки, бабочки) и предлагают малышам подуть на них. Допрыгни до шарика (поймай бабочку) Игры дарят детям радость, сближают их, вносят в жизнь яркие, эмоциональные моменты, являются своеобразной разрядкой, снимающей напряжение, скованность, содержит много движений, полезных для здоровья и физического развития. Вариант 1: - к палочке 0,5 м на шнуре прикрепляется мягкая поролоновая игрушка (шарик, бабочка). Перед началом игры показывается палочка, опуская и поднимая ее, предлагают детям поймать предмет на шнуре. Привлекая, таким образом, внимание детей, заинтересовывая из задачей – ловить игрушку, собирая вокруг себя ребят. Малыши подпрыгивают, чтобы поймать шарик, или становятся на носочки, тянуться вверх, стараясь дотронуться до «бабочки». Вариант 2: - «бабочка» может садиться на голову, ладошки, носик ребенка. Каждый малыш с замиранием ждет, когда «бабочка» прилетит именно к нему, и боится ее вспугнуть.
|