Использование приемов мнемотехники в работе воспитателя |
Педагогика | |||
Автор: Гугина Ольга Васильевна | |||
20.10.2021 17:39 | |||
Использование приемов мнемотехники в работе воспитателя Грамотная и красивая речь является одним из важных аспектов развития ребенка. Формировать ее необходимо с ранних лет, так как именно в этот период дошкольного возраста развиваются наиболее подходящие условия ее реализации. В современном мире дети не очень любят заучивать стихи и составлять пересказы, практически не владеют методами запоминания и это вызывает у них большие трудности в заучивании, обусловленные быстрым утомлением и отрицательными эмоциями. Поэтому очень важно у детей пробудить интерес к занятиям такого рода и увлечь их, превратив непосильный труд в любимое и доступное дело – ИГРУ. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». Поскольку речевые и психические процессы взаимосвязаны, необходимо деятельность осуществлять через комплексное воздействие, т.е. включать не только звуковую работу, но и работу, направленную на внимание, память и мышление. Мнемотехника представляется как система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации через графические рисунки об особенностях объектов природы, персонажей сказок, запоминание сюжета рассказов, и как следствие развитие связной речи.
Работа построенная на мнемотехнике особенно важна в период дошкольного возраста, так как является решением мыслительных задач у детей путем преобладающей ролью наглядного материала, который усваивается лучше вербального. Использование мнемотехники на занятиях по развитию речи дает возможность детям более эффективнее воспринимать зрительную информацию и воспроизводить ее по поставленному плану. При использовании мнемотаблиц выполняется ряд задач:
Как же работать с мнемотаблицами и что можно изобразить в них? Мнемотаблица представляется в виде схематических рисунков, в смысл которых заложена определенная информация. Вся работа построена на условии от самого простого к сложному. Начинается работа с простейших мнемоквадраты и в дальнейшем последовательно задачи усложняются, постепенно переходя к мнемодорожкам и в заключении построение мнемотаблицы. Через графическое изображение можно передать содержание сказки, изображая персонажей сказки, их действие, явление природы, предметы, или зарисовывать то, что посчитаете нужным. Мнемотехнику стоит внедрять в работу с детьми уже с раннего возраста, и более активно ее расширять в занятиях с 4-5 лет, когда накапливается основной словарный запас. Детям раннего и среднего дошкольного возраста рекомендовано вводить цветные мнемотаблицы, так как дети воспроизводят в памяти отдельные образы: солнце – желтого цвета, трава – зеленого цвета, а ромашка – белая. Детям старшего возраста схемы лучше рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений. Главная задача при заполнении мнемотаблицы – это изображение понятное детям, а еще лучше, чтобы дети предлагали эти зарисовки самостоятельно или зарисовывали сами. Для этого необходимо начинать с самого простого – научить детей схематическому изображению каких-либо предметов, образов. Надо давать детям возможность включить свое воображение и через высказывание определить яркие запоминающиеся идеи. Основная цель – дать понять детям, что разные геометрические фигуры могут обозначать любые предметы и образы. Далее строя работу с мнемодорожками предлагать детям уже использовать более сложные линии и схемы при зарисовке предметов, действия и героев сказок, передавая при этом характер и образ. При этом построение самостоятельно составлять модель мнемотаблицы, ребенок учиться выделять в сказке, стихотворении идею, главных героев и их действия, их характер и образ. По построенной мнемотаблицы ребенок может через опорные символы и образы рассказать самостоятельно сказку или придумать новую, используя эти зарисовки. Научившись составлять модель произведения в будущем позволит детям составлять план успешного ответа, как устного, так и письменного, а также составление и написание сочинений и изложений. В подведении итогов, можно сделать вывод, что, используя данный метод при работе с детьми, ребенок учить самовыражению, усидчивости, зрительно строит и воспроизводит план своих действий. У детей появляется чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, формируются психологические навыки, память, внимание, мышление, что положительно с4казывается на результативность при построении связной речи.
|