Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование приемов мнемотехники в работе воспитателя
Педагогика
Автор: Гугина Ольга Васильевна   
20.10.2021 17:39

Использование приемов мнемотехники в работе воспитателяИспользование приемов мнемотехники в работе воспитателя

Грамотная и красивая речь является одним из важных аспектов развития ребенка. Формировать ее необходимо с ранних лет, так как именно в этот период дошкольного возраста развиваются наиболее подходящие условия ее реализации.

В современном мире дети не очень любят заучивать стихи и составлять пересказы, практически не владеют методами запоминания и это вызывает у них большие трудности в заучивании, обусловленные быстрым утомлением и отрицательными эмоциями. Поэтому очень важно у детей пробудить интерес к занятиям такого рода и увлечь их, превратив непосильный труд в любимое и доступное дело – ИГРУ.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

Поскольку речевые и психические процессы взаимосвязаны, необходимо деятельность осуществлять через комплексное воздействие, т.е. включать не только звуковую работу, но и работу, направленную на внимание, память и мышление.

Мнемотехника представляется как система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации через графические рисунки об особенностях объектов природы, персонажей сказок, запоминание сюжета рассказов, и как следствие развитие связной речи.

 

Скачать конспект

Работа построенная на мнемотехнике особенно важна в период дошкольного возраста, так как является решением мыслительных задач у детей путем преобладающей ролью наглядного материала, который усваивается лучше вербального. Использование мнемотехники на занятиях по развитию речи дает возможность детям более эффективнее воспринимать зрительную информацию и воспроизводить ее по поставленному плану.

При использовании мнемотаблиц выполняется ряд задач:

  • развитие диалоговой и связной речи
  • составлять и использовать мнемотаблиц в рассказе знакомых сказок и стихов
  • формированию правильному звукопроизношению
  • развивать внимание, воображение, мышление и память
  • формированию у детей выделять существенных признаков, сравнению, наблюдательности.

Как же работать с мнемотаблицами и что можно изобразить в них? Мнемотаблица представляется в виде схематических рисунков, в смысл которых заложена определенная информация. Вся работа построена на условии от самого простого к сложному. Начинается работа с простейших мнемоквадраты и в дальнейшем последовательно задачи усложняются, постепенно переходя к мнемодорожкам и в заключении построение мнемотаблицы. Через графическое изображение можно передать содержание сказки, изображая персонажей сказки, их действие, явление природы, предметы, или зарисовывать то, что посчитаете нужным.

Мнемотехнику стоит внедрять в работу с детьми уже с раннего возраста, и более активно ее расширять в занятиях с 4-5 лет, когда накапливается основной словарный запас.

Детям раннего и среднего дошкольного возраста рекомендовано вводить цветные мнемотаблицы, так как дети воспроизводят в памяти отдельные образы: солнце – желтого цвета, трава – зеленого цвета, а ромашка – белая. Детям старшего возраста схемы лучше рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Главная задача при заполнении мнемотаблицы – это изображение понятное детям, а еще лучше, чтобы дети предлагали эти зарисовки самостоятельно или зарисовывали сами.

Для этого необходимо начинать с самого простого – научить детей схематическому изображению каких-либо предметов, образов. Надо давать детям возможность включить свое воображение и через высказывание определить яркие запоминающиеся идеи. Основная цель – дать понять детям, что разные геометрические фигуры могут обозначать любые предметы и образы. Далее строя работу с мнемодорожками предлагать детям уже использовать более сложные линии и схемы при зарисовке предметов, действия и героев сказок, передавая при этом характер и образ.

При этом построение самостоятельно составлять модель мнемотаблицы, ребенок учиться выделять в сказке, стихотворении идею, главных героев и их действия, их характер и образ. По построенной мнемотаблицы ребенок может через опорные символы и образы рассказать самостоятельно сказку или придумать новую, используя эти зарисовки. Научившись составлять модель произведения в будущем позволит детям составлять план успешного ответа, как устного, так и письменного, а также составление и написание сочинений и изложений.

В подведении итогов, можно сделать вывод, что, используя данный метод при работе с детьми, ребенок учить самовыражению, усидчивости, зрительно строит и воспроизводит план своих действий. У детей появляется чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, формируются психологические навыки, память, внимание, мышление, что положительно с4казывается на результативность при построении связной речи.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год