Опытно-экспериментальная работа в ДОУ, ее значение, этапы, содержание |
Педагогика | |||
Автор: Тимощенко Ольга Леонидовна | |||
11.10.2016 18:30 | |||
Опытно-экспериментальная работа в ДОУ, ее значение, этапы, содержание Подготовила старший воспитатель ГБДОУ д/с № 23 Тимощенко О. Л. Эксперимент — в строгом понимании — научно-исследовательская работа с заранее совершенно неопределенным и неизвестным результатом. В системе образования под понятие эксперимент объединяют «поиск», «поисковую работу», «опыт», «опытно-экспериментальную работу», «исследовательскую работу» и т.п., четких различий между ними нет, все они подразумевают собственно экспериментальную деятельность. Эксперимент — воспроизведение кем-то разработанной методики (технологии, системы мер, и т.п.) в новых условиях другим педагогом или управленцем. Эксперимент — исследовательская работа в образовательном учреждении по той или иной проблеме. Эксперимент — строго направленная и контролируемая педагогическая деятельность по созданию и апробированию новых технологий обучения, воспитания, развития детей, управления школой (новое содержание образования или обучения). Придержемся определения понятия эксперимент М.М. Поташника. Экспериментальная площадка — подразумевает особую форму организации поисковой деятельности без жестко разработанного проекта (имеется только его идея, общие контуры), когда принципиально новая практика образования вызревает в ходе самой деятельности. Результатом деятельности «экспериментальной площадки» может быть создание новой практики образования, которая не востребована в настоящее время, но она показывает, как может развиваться образовательное учреждение в будущем. Экспериментальная работа образова-тельного учреждения — это комплексный многофункциональный метод, предназначенный для решения самых разных задач [22, С.28]
Анализ литературы позволяет сформулировать следующее определение. Опытно – экспериментальная работа – это деятельность коллектива образовательного учреждения по проведению (апробации) педагогического исследования, при котором происходит активное воздействие на педагогические явления путём создания новых (или уже известных), контролируемых и управляемых условий, соответствующих социальному заказу родителей. [23, С.109] Работа ДОУ в экспериментальном режиме обуславливает систематическое совершенствование содержания и методов воспитания и обучения дошкольников, повышение квалификации педагогов, а так же организацию психолого-педагогического просвещения родителей. Нельзя сказать, что в период функционирования экспериментальной площадки на базе ДОУ любого уровня (федеральный, региональный, городской) у коллектива появляется определенная свобода действий в области творческих начинаний. Ведь педагогам, как правило, хочется творить не только в рамках конкретного исследования. [26, С.5] Пригожий А.И., Найн А.Я. исследуя нововведения и педагогические инновации отмечают, что инновационные процессы в образовательных учреждениях часто разрознены, мало управляемы, плохо продуманы и не подготовлены. Учреждения дошкольного образования. берутся за разработку разнообразных новшеств, ограниченно, никак не связанных с жизнедеятельностью конкретного учреждения. В итоге получается план мероприятий, либо сложное «произведение», созданное руководителем и непонятное, чуждое для коллектива, и, как следствие, отторгаемое им. Изменение в области образования в содержании образования влекут за собой длинную вереницу педагогических инноваций:
Такие инновационные установки требуют инновационных подходов в области педагогики и психологии, направленных на проектирование новых моделей педагогических систем и саморазвития педагога. Способность к изменениям, по мнению Е.В. Бондаревской, Н.В. Пряникова, А.С. Сиденко, В.В. Давыдова, И.Д. Чечель, является в настоящее время решающим фактом развития, обеспечивающим конкурентоспособность ДОУ и коллектива. [25, С.7]. Из чего может складываться такая модель, которая позволит вывести ДОУ на качественно новый уровень, способный к конкуренции? Стоит отметить, что в последнее время опытно-экспериментальная деятельность проводится слишком активно. Работать в экспериментальном режиме престижно для дошкольного учреждения, но всегда ли нововведения так необходимы детям и сотрудникам? Очень важно, чтобы эксперимент стал средством развития и помог привлечь интеллектуальные и материальные ресурсы для решения проблем дошкольного образования. Следование логике научного исследования, соблюдение этапов его процедуры, документирование всех шагов и оформление результатов — безусловно, необходимы, но начинать нужно с грамотного составления программы. У многих педагогов возникают затруднения, они считают, что этим должны заниматься ученые вузов и академических институтов. Действительно, за неимением опыта бывает непросто разделить свою деятельность на педагогическую и научную. Вместе с тем именно научно-исследовательская работа педагога является показателем экспериментального характера деятельности всего дошкольного учреждения. Руководитель проекта должен учитывать способности и потребности, субъективный опыт каждого участника: любой воспитатель имеет возможность в пределах общей идеи эксперимента и единой концепции самостоятельно (а не по указанию администрации!) определить тему своего личного исследования. По мнению ряда ученых (Б. И. Канаев, B.C. Савельева и др.), исследовательская работа, по сути, не является ведущим типом деятельности. Следовательно, чтобы эксперимент состоялся, и состоялся по всем правилам педагогической науки, у субъектов этого процесса (педагоги, воспитанники, родители,) должен быть серьезный мотив заинтересованного участия, равнодушие влечет за собой формализм и искажение результатов исследования. Отсутствие интереса, а то и негативное отношение с их стороны может в корне изменить ход эксперимента. [22, С. 13] Экспериментальная площадка может быть организована на федеральном, региональном, городском и районном уровнях. Положение об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования утверждено Приказом Минобразования РФ от 09. 03. 2004 г. № 1123 и предполагает работу на всероссийском уровне под патронажем Минобразования и науки РФ и Института проблем образовательной политики «Эврика». В указанном Положении определена деятельность различных субъектов системы образования по разработке, апробированию и внедрению методик и технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления в системе образования, контроля качества образования, а также по другим направлениям, предусмотренным федеральной программой развития образования. Субъектам опытно-экспериментальной деятельности может быть присвоен статус ФЭП Минобразования РФ либо статус участника федерального эксперимента в области образования. Там же перечислены основные направления деятельности ФЭП, рассмотрены вопросы управления ею, а также присвоения и прекращения действия статуса ФЭП. Кроме того, установлены права и обязанности участника опытно-экспериментальной деятельности, имеющего статус ФЭП. Положение о региональной (краевой, областной) экспериментальной площадке разрабатывается на уровне региона и утверждается соответствующей инстанцией. Основными задачами экспериментальной площадки ДОУ являются: решение актуальных образовательных проблем и развитие педагогической системы, как конкретного образовательного учреждения, так и системы образования России, региона, города, района в целом. Схема экспериментальной работы может выглядеть следующим образом. Схема №1 Важное условие успеха — готовность коллектива к повышению квалификации — в результате самообразования, в институтах повышения квалификации педагогических кадров, на факультетах дополнительного профессионального образования (ФДПО) вузов, семинарах, проводимых научным руководителем или консультантом экспериментальной площадки. Руководителю необходимо хорошо изучить внутренние резервы каждого участника, ведь ни для кого не секрет, что все люди индивидуальны: один с большим желанием включается в эксперимент, другой строит преграды на пути воплощения задуманного в жизнь, а третьему все просто безразлично. [22, С. 22] В процессе ОЭР повышается профессиональная компетентность педагога, заключающаяся в его способности формировать личность дошкольника с учетом тех ограничений и предписаний, которые накладывают на воспитательно-образовательный процесс (ВОП) ДОУ требования конкретной педагогической нормы Схема №2 При работе с кадрами необходимо формировать творческий коллектив единомышленников. Целесообразно в план экспериментальной работы ввести раздел «Кадровое обеспечение» или «Подготовка педагогических кадров к включению в экспериментальную деятельность». Рациональным и, несомненно, полезным будет отражение в плане графиков проведения открытых мероприятий (олимпиады, праздники для микро — и макросоциума, мероприятия с родителями и т.п.) с указанием их цели и назначением ответственных. В период проведения эксперимента учреждение становится открытым по своей сути, что обусловлено качественным изменением традиционной образовательной практики. Эти качественные изменения, подготавливающие стратегию дальнейшего развития системы образования, и определяют образ открытого образовательного пространства ДОУ. Е.С. Пряничникова, Г.Т. Томашева и Г.И. Чижакова считают, что развитие это процесс перехода от исполнения единых образовательных планов и программ к появлению творческой инициативы субъектов образовательного пространства посредством расширения сферы общения и содержания их профессиональной деятельности, а также расширения сферы деятельности ДОУ. С одной стороны — это СО-организация, СО-вместность, СО-участие всех субъектов образовательного пространства, а с другой — обеспечение индивидуальными образовательными программами детей дошкольного возраста и индивидуализация программ повышения квалификации педагогов ДОУ, которая достигается:
В микроструктуре инновационного процесса его динамика представлена как концепция «жизненного цикла», включающая в себя ряд последовательных этапов: рождение новой идеи; создание новшества; апробация новшества, его практическая реализация и доработка; распространение новшества его широкая трансляция; угасание значимости и новизны результатов инноваций; сокращение масштабов применения новшества (В. А. Сластёнин, М.М. Поташник). Поэтому работа ОЭР осуществляется поэтапно соответственно логике решения научно – поисковых и экспериментальных задач. Примерная программа и этапы эксперимента Этапы экспериментальной работы по М.М. Поташнику
Для того чтобы подготовить внедрение любой инновации, необходимо дать воспитателю четкое представление о сущности этого вида деятельности, его особенностях и области применения. В процессе работы важно опираться на критерии и показатели уровней сформированности профессиональной компетентности воспитателей по тому вопросу, который будет освещаться в ОЭР. Именно нехватка знания, а подчас и непонимания того, что педагогу необходимо делать и как, вызывают определённые трудности в ОЭР. Грамотная позиция заведующего играет существенную роль в успешном создании саморазвивающегося коллектива, так как движению вперед способствует только руководитель — законодатель, генератор идей, консультант, психотерапевт, поддерживающий любые инициативы и опыт (если только они на благо детей и взрослых). Смена его позиции с авто-ритарной на демократичную— это то положительное влияние, которое окажет на него режим развивающего эксперимента. Имеется ввиду, что:
Думаю, все согласятся с тем, что от грамотной организации работы методической службы зависит итог всего эксперимента. Работая в режиме эксперимента, педагог постепенно учится сам соотносить имеющиеся знания с поставленными на данном этапе условиями, а главное — с конкретными детьми. Нельзя не подчеркнуть, что экспериментально-методическая работа наиболее эффективна, когда организована как целостная система. Нередко кто-то из педагогов не считает нужным участвовать в эксперименте. Со стороны методической службы им должно уделяться самое пристальное внимание: нео6ходимо разработать программу по вовлечению педагогов в процесс. Информационно-методическое обеспечение рассматривается как условие интенсификации педагогического труда, повышения качества и результативности экспериментальной работы. Применение новых информационных технологий способствует эффективному овладению знаниями, умениями и навыками, а главное — учит педагога самостоятельно выбирать приемлемые формы и методы воспитания и обучения. Именно поэтому информационно-методическая деятельность является одним из приоритетных направлений в работе методической службы дошкольного учреждения. Организация научно-методической работы должна представлять собой систему различных по уровню и характеру задач на основе общей стратегической цели и единой методологии педагогического поиска. Использованная литература:
руководство, СП-б, Речь, 2005 26. Сиденко А.С., Новикова Т.Г. Эксперимент в образовании. Учебное пособие для директоров инновационных учебных заведений, заместителей директоров по научной и экспериментальной работе, педагогов-экспериментаторов. – М.: АПК и ПРО. 2002, С.34 27. Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг: практическое 28. Сластёнин В.А. и др. Педагогика: учебное пособие для студентов высшего педагогического учебного заведения / / Под ред. Сластёнин В.А., Изд. Центр «Академия», М.: 2002 29. Современная психология мотивации// Под редакцией Леонтьева Д.А. М.: Смысл 2002, С.47 30. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ, М.: Детство-Пресс, 2012. 31. Тавберидзе В.А., Калугина В.А., Диагностика и критерии деятельности Воспитателя ДОУ. Организация и управление методической работой, М.: Школьная Пресса 2008 32. Тюников Ю.С., Мазниченко М.А. Анализ инновационный деятельности образовательных учреждений: сценарный подход / Стандарты и мониторинг в образовании, 2004. -№5 33. Учебно – методическое издание/ Под ред. Меркулова Т.В. и др. Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика, М.: Школьная Пресса 2010 34. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность // Сбор. соч. В 2 т. Т. 1. — М.: Педагогика-пресс, 1986, С.143. 35. Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей О.У. / Под ред. Поташника М.М. М.: Новая школа, 1994 36. Черникова Т.В. Управление развитием О.У. методическое пособие, М. 2005 37. Щёголева Н.М. //Научно – методический журнал «Детский сад от А до Я» №1, 2010г. 38. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике М. Педагогика 1971, С.315 39. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта, 1997.
|