Опыт работы педагога: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством игровых технологий» |
Педагогика | |||
Автор: Алтынгузина Альфия Альфридовна | |||
15.05.2016 11:22 | |||
Опыт работы педагога: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством игровых технологий» Алтынгузина Альфия Альфридовна МАДОУ ЦРР д/с «Сказка» Воспитатель Преимуществом и новизной исследования является использование игровых технологий и упражнений для формирования сенсорного развития детей. Что такое игровая технология? Игровая педагогическая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; проведению итогов, результатов игровой деятельности.
Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривают решения программных образовательных задач в совместной деятельности детей не только в рамках непосредственного образовательной деятельности, но и про проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, предлагают построение образовательного процесса на ведущем виде деятельности детей — игре. Таким образом, актуальность проблемы исследования заключается в том. что познание окружающего мира начинается с "живого" созерцания, с ощущения (отражения свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). хотя известно, развитие ощущений и восприятий создаст необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Выдающиеся зарубежные ученые (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А.П. Усова и др.), справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития детей, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Анализ психолого-педагогической литературы (А. В. Запорожец, Л.А. Венгер, А. Г. Рузская) по проблеме позволил нам выделить сущность сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Опираясь на определение, данное Л. А Венгером, сенсорное воспитание рассматривали как целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия. Результатом целенаправленного сенсорного воспитания детей дошкольного возраста является сенсорное развитие. В теории деятельности (А. И. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова) особое значение придается ведущей деятельности в дошкольный период – игре. Исходя из выше перечисленного вытекают основные цели и задачи. Которые представлены перед Вами. Цель: апробировать систему игровых технологий для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Задачи:
Для решения поставленных задач использовала принципы.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. Положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст благоприятен для совершенствования органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. Именно сенсорное развитие:
Для развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста по ФГОС я опиралась на основные виды педагогических технологий. Которых вы видите на рисунке.
Организация работы была выстроена по трем направлениям: взаимодействие с детьми, с педагогами, и с родителями. Были использованы следующие формы организации детской деятельности детей:
Мною с детьми были созданы и организованы различные проекты, мероприятия, нод, совместные работы с детьми. Настольные ди, игры с пуговками, прищепками, разноцветными палочками, шнуровками, игры с пирамидками. Взаимодействие с педагогами:
Взаимодействие с родителями:
Для развития сенсорных способностей детей, большое значение имеет создание предметно – развивающей среды в группе. Для формирования и развития детей по сенсорному развитию создана в группе №2 уголок, способствующую развитию сенсорных способностей детей (игры с прищепками, с пуговицами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями) и будет в дальнейшем наполнятся материалами; Были разработаны проекты по развитию сенсорных способностей детей для младшего дошкольного возраста. Проводилась НОД с детьми в соответствие с ФГОС и программой ДОУ. Также большое внимание уделяю оформлению наглядных консультаций и информационных стендов для родителей по развитию сенсорных способностей детей посредством игровых технологий в соответствие с ФГОС ДО. При проведении диагностики использовалась методика Афонькиной Ю.А. Результаты первичной диагностики показали. что у детей сформированы следующие представления.
Действия с предметами — орудиями. Таким образом, анализ диагностики показал, что необходимо углубить работу по сенсорному развитию детей младшего возраста посредством использования игровых технологий. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Возраст младшего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Как писал В.А. Сухомлинский «Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира».
|