Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Опыт работы педагога: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством игровых технологий»
Педагогика
Автор: Алтынгузина Альфия Альфридовна   
15.05.2016 11:22

Опыт работы педагога: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством игровых технологий»Опыт работы педагога: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством игровых технологий»

Алтынгузина Альфия Альфридовна МАДОУ ЦРР д/с «Сказка» Воспитатель

Преимуществом и новизной исследования является использование игровых технологий и упражнений для формирования сенсорного развития детей.

Что такое игровая технология?

Игровая педагогическая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; проведению итогов, результатов игровой деятельности.

 

Скачать конспект

Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривают решения программных образовательных задач в совместной деятельности детей не только в рамках непосредственного образовательной деятельности, но и про проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, предлагают построение образовательного процесса на ведущем виде деятельности детей — игре.

Таким образом, актуальность проблемы исследования заключается в том. что познание окружающего мира начинается с "живого" созерцания, с ощущения (отражения свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). хотя известно, развитие ощущений и восприятий создаст необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Выдающиеся зарубежные ученые (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А.П. Усова и др.), справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития детей, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Анализ психолого-педагогической литературы (А. В. Запорожец, Л.А. Венгер, А. Г. Рузская) по проблеме позволил нам выделить сущность сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Опираясь на определение, данное Л. А Венгером, сенсорное воспитание рассматривали как целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия. Результатом целенаправленного сенсорного воспитания детей дошкольного возраста является сенсорное развитие.

В теории деятельности (А. И. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова) особое значение придается ведущей деятельности в дошкольный период – игре.

Исходя из выше перечисленного вытекают основные цели и задачи. Которые представлены перед Вами.

Цель: апробировать систему игровых технологий для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
  • Научить детей воспринимать и представлять предмет и явления, анализировать их, сравнивать, обобщать через игру.
  • Использовать в своей работе с детьми основные виды игровых технологий для формирования сенсорных эталонов младших дошкольников.
  • Формировать навыки самостоятельной деятельности, повысить самооценку детей, их уверенность в себе.
  • Сплотить детский коллектив.

Для решения поставленных задач использовала принципы.

  • насыщенности предметно-игровой среды.
  • взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития детей.
  • Принцип интеграции основных задач.
  • Принцип обеспечения познавательно-сенсорной практики.
  • Принцип тесного взаимодействия с семьей.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. Положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст благоприятен для совершенствования органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. Именно сенсорное развитие:

  • Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов
  • Готовит к реальной жизни
  • Позитивно влияет на эстетическое чувство
  • Развивает память, внимание, мышление, слух
  • Влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др видов деятельности
  • Развивает наблюдательность.

Для развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста по ФГОС я опиралась на основные виды педагогических технологий. Которых вы видите на рисунке.

  1. По виду деятельности (двигательные, интеллектуальные, психологические)
  2. По характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические)
  3. По характеру игровой методики (игры с правилами)
  4. По содержанию (музыкальные, математические, социализирующие, логические)
  5. По игровому оборудованию (настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссерские)

Организация работы была выстроена по трем направлениям: взаимодействие с детьми, с педагогами, и с родителями.

Были использованы следующие формы организации детской деятельности детей:

  • подгрупповая НОД,
  • индивидуально-творческая деятельность,
  • самостоятельная деятельность детей;
  • игры-путешествия;
  • чтение художественной литературы.
  • интеллектуальные викторины, развлечения;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • упражнения на развитие мелкой моторики;
  • совместная деятельность;
  • исследовательская деятельность;
  • решение проблемных ситуаций;
  • Развивающие, дидактические игры по сенсорному воспитанию.

Мною с детьми были созданы и организованы различные проекты, мероприятия, нод, совместные работы с детьми.

Настольные ди, игры с пуговками, прищепками, разноцветными палочками, шнуровками, игры с пирамидками.

Взаимодействие с педагогами:

  • Консультации
  • Папки-передвижки
  • Памятки
  • Открытый показ НОД

Взаимодействие с родителями:

  • Был проведен круглый стол на тему: «Дидактические игры для развития сенсорных способностей дошкольников»
  • Проводились индивидуальные беседы.
  • Созданы консультации, памятки по сенсорному развитию.
  • Активное участие приняли родители в работе по развитию сенсорных способностей детей. Своими усилиями создали дидактические пособия и игры.

Для развития сенсорных способностей детей, большое значение имеет создание предметно – развивающей среды в группе.

Для формирования и развития детей по сенсорному развитию создана в группе №2 уголок, способствующую развитию сенсорных способностей детей (игры с прищепками, с пуговицами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями) и будет в дальнейшем наполнятся материалами;

Были разработаны проекты по развитию сенсорных способностей детей для младшего дошкольного возраста.

Проводилась НОД с детьми в соответствие с ФГОС и программой ДОУ.

Также большое внимание уделяю оформлению наглядных консультаций и информационных стендов для родителей по развитию сенсорных способностей детей посредством игровых технологий в соответствие с ФГОС ДО.

При проведении диагностики использовалась методика Афонькиной Ю.А. Результаты первичной диагностики показали. что у детей сформированы следующие представления.

  1. Обобщение (геометрические фигуры, разные по форме, цвету, величине).
  2. Соотнесение и группировка предметов (подбирать крышки к коробочкам, вкладывать фигурки в гнезда. Перекладывать из одной ёмкости в другую соотносить предметы по цвету, величине, количеству).
  3. Игры с дидактическим материалом (нанизывание на стержень колечек, собирать игрушки из двух частей).

Действия с предметами — орудиями.

Таким образом, анализ диагностики показал, что необходимо углубить работу по сенсорному развитию детей младшего возраста посредством использования игровых технологий.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Возраст младшего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Как писал В.А. Сухомлинский «Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год