Задачи: 1. Смоделировать профессиональную деятельность педагогов с использованием методов активного обучения. 2. Предложить педагогам практические материалы, способствующие гендерному воспитанию дошкольников. 3. Дополнить теоретическую информацию по проблемам гендерного воспитания. Участники: 1. Педагоги всех категорий: воспитатели, музыкальные руководители, учителя-логопеды и т.д. 2. Ведущая (педагог-психолог). Форма проведения: семинар – практикум. Регламент: 1,5 часа.
Методы: • консультирование; • деловая игра; • дисскуссия; • использование ИКТ; • проблемные ситуации; • блиц-опрос. Информационный банк: подбор соответствующей литературы (статьи,журналы, брошюры, книги) Правила поведения на семинаре: 1. Перед началом работы просим отключить телефоны 2. Получите удовольствие! 3. Позвольте себе быть свободным! 4. Доброжелательная интонация и отношение ко всем. 5. Все внимание всех на говорящего. 6. Во всем ищите и находите позитив. План сценария Общие определения: Вопрос для педагогов: В чем различие понятий половое и гендерное воспитание? Половое воспитание – воспитание, основанное на знании, прежде всего на физиологических особенностей полового развития ребенка, т. е. какие внешние проявления половой системы принимать за нормальные и какие следует считать отклонениями от нормы. Понятие «половое воспитание» используется чаще всего в медицине. Половое воспитание является широким понятием, которое включает в себя несколько составляющих. 1. подразумевает ознакомление ребенка с основами половой жизни. 2. призвано прививать ребенку гигиенические навыки. 3. знакомство ребенка со строением человеческого тела, особенностями женского и мужского организма, анатомо-физиологическими различиями. Половая (гендерная) дифференциация – осознание и усвоение ребенком своей половой принадлежности. Понятие «гендерное воспитание» используется в педагогике. Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными. Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения. Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам по – новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы. Организуя гендерное воспитание, важно понимать, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических различий мальчиков и девочек. Эти психические различия формируются под влиянием социальных факторов – общественной среды и воспитания. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учётом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребёнка. Участники гендерного воспитания и их роль. Вопрос педагогам: Кто участвует в гендерном воспитании и какова их роль в данном процессе? Обобщение: Расположим участников гендерного воспитания ребенка по степени их важности: 1. Семья. Ребенок копирует своих родных, особенно стараясь во всем походить на родителя своего пола. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка – женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, как вести себя с людьми противоположного пола. 2. Педагогический коллектив детского сада. Половое воспитание, прежде всего, должно быть направлено на родителей, а уж потом на детей. Педагог дает знания, отвечает на вопросы детей, касающиеся отношений полов, не стыдясь этого разговора. Все, что говорит педагог, должно быть правдой, но и это еще не все. Важнее всего, как мы говорим об этом с детьми и КАК на деле подтверждаем, открыто высказанную нами точку зрения. Другими словами, если половое воспитание – это, прежде всего формирование правильного отношения к вопросу, а не освоение конкретных знаний в этой области. Гендерный подход находит свое отражение в нашем детском саду и при воспитании культурно-гигиенических навыков. 3. Врач. Участие врача в половом воспитании нуждается в уточнении. Врач должен помогать совершенствовать содержание и технику беседы со всеми детьми, нуждающимися в советах. Главная задача медицинских работников, знакомых с вопросами психогигиены пола, заключается в консультации воспитателей: подготовке родителей, педагогов, других специалистов и работников детских учреждений и организаций в области медико-гигиенических вопросов полового воспитания. 4. Окружение ребенка. Ребенку помогает осознать себя согласно своему половому признаку и действовать согласно ему все окружение. Под окружением понимаются: сверстники, взрослые, музыканты, песни которых ребенок слушает, сценаристы фильмов и мультфильмов, художники, писатели и поэты, модельеры и т.д. Половой опыт ребенка: Вопрос педагогам: В каком возрасте у ребенка появляется половой, опыт? Сама мысль о том, что дети в каком-то смысле имеют половой опыт, многими воспринимается как безнравственная. Всего лишь одно поколение назад люди считали малышей в сексуальном смысле совершенно невинными созданиями. Сегодня так думают лишь очень немногие, и все же, поскольку эти немногие существуют, вопрос подлежит обсуждению. Прежде считалось, что сексуальность возникает в отрочестве. Сейчас, напротив, мы знаем, что половой инстинкт проявляется в тот же день, когда ребенок рождается на свет. Если мы заинтересованы в нормальном половом развитии наших детей, нужно знать, какой у них имеется сексуальный опыт. Мы не можем себе позволить ждать их отрочества, чтобы помочь им и руководить их порывами. Тогда будет слишком поздно. Делать это нужно уже в дошкольном детстве. Проявления полового инстинкта характерны для всех детей. И если обнаружите одно из них у вашего ребенка, это вовсе не значит, что его сексуальность чрезмерна или превратится со временем в проблему. Это говорит лишь о том, что ваш ребенок точно такой, как все дети. Вопрос для педагогов: Из чего же складывается обычный половой опыт у маленьких детей? Обобщение: Первый и самый обычный сексуальный опыт дети приобретают, когда взрослые прикасаются к их гениталиям. Дети реагируют на любое прикосновение к этим органам. Нетрудно заметить эрекцию полового члена у мальчика 6 или 7 месяцев, когда мать моет его, посыпает тальком или вытирает досуха. Речь идет о чисто сексуальном возбуждении органа, и это совершенно здоровая реакция. Дети и сами трогают свои половые органы, прежде всего для того, чтобы узнать, что это такое, и очень скоро соображают, что прикосновения эти приятны. Все дети рано или поздно проявляют определенный интерес к половым органам, обнаруживая анатомическое различие у представителей противоположного пола. Эти различия замечаются если не дома, то в детском саду или в гостях у кого-нибудь из друзей. Вполне логично, что дети задумываются над этим и задают смелые вопросы. Все это вполне нормально. У малыша нередко появляется братик или сестренка. Но даже если он единственный ребенок в семье, у него есть друзья, у которых могут быть маленькие братья или сестры. К проявлению новорожденного мать обычно готовит своего ребенка заранее, сам он тоже задает немало вопросов и прислушивается к тому, что говорят по этому поводу родители и взрослые, бывающие в доме. В здоровой современной семье детям обычно откровенно объясняют, откуда берутся малыши, и это тоже в известном смысле, хотя и не прямой, половой опыт. Другой неизбежный опыт, оставляющий глубокий след в сознании ребенка, заключается в повседневном наблюдении своих родителей. Дети видят, что мама занята чисто женскими делами, а папа своими, мужскими. Все это, разумеется, помогает мальчику или девочке понять свою половую роль в жизни. Таким образом, речь идет об опыте наипервейшей важности. Еще один опыт – даже если это встречается и не очень часто – приобретается тогда, когда ребенок оказывается свидетелем половой близости папы и мамы. Надо ли говорить, что категорически не рекомендуется допускать подобное. У ребенка из-за непонимания того, что происходит, могут возникнуть тревога, страхи, беспокойство. Вот такой половой опыт приобретают дети к 5-6 годам жизни, и в целом это не так уж и мало. Ребенок не столь невинен в сексуальном отношении, как хотелось бы думать. Проблемы пола еще не открылись перед ним во всей полноте. У него еще не “работают”, не дают о себе знать железы внутренней секреции. Свою половую принадлежность ребенок ощущает пока смутно и скорее сознанием, чем физиологически, - словом, тут можно спорить о чем угодно, но только не о том, что ребенок – существо совершенно бесполое. По правде, говоря, будь это так, надо было бы срочно бить тревогу. Проблемные ситуации: 1. Ребенок уединился и удовлетворяют свое любопытство, рассматривая то, что запрещено приличием, вы застаете его за этим интересным для него занятием. Ваши действия. 2. В туалете дети, улучив момент, показывают друг другу половые органы. Вы это заметили. Ваши действия. 3. Вы заметили, что родители часто целуют определенную девочку в губы. А затем эта девочка подходит к Вам с фразой: «Дядя Юра, он вкусно целуется». Что делать? 4. Родители подошли к Вам со следующим вопросом: «Что сказать, если дети спрашивают, как они появились?» Как отвечать на эти и подобные им вопросы? Половые игры детей: Присущее детям любопытство и стремление к приятным ощущениям побуждают их к разного рода поискам и расследованиям. Вряд ли что-либо в доме ускользает от их внимания, в том числе, понятно, и тело – собственное и сверстников. Какие-то открытия, разумеется, доставляют больше удовольствия, нежели остальные. Но поскольку это не всегда удается сделать свободно, они прикрывают возникший интерес играми, которые только на первый взгляд выглядят невинными и вполне допустимыми. Назовем лишь самые привычные из таких игр – “доктор”, “куча мала”, когда возникает множество физических контактов, совместное купание и, наконец, все, что связано с уединением и скрытостью, например, когда дети прячутся под кроватью или чердаке. Во всех этих случаях ребята обычно удовлетворяют свое любопытство, рассматривая то, что запрещено приличием, и получая возможность физических контактов, друг с другом, которые они находят очень возбуждающими и интересными. Некоторые взрослые, утверждая, что каждому делу должно быть отведено свое время и место, дают понять: детство не лучшая пора для свободного проявления полового инстинкта. Нельзя не считаться с тем фактом, что половой инстинкт уже существует, и именно с раннего возраста. И тот, кто отказывается признать это, не выглядит разумным человеком, потому что не только отворачивается от очевидного, но и пытается изменить реальность, запрещая детям открыто проявлять свои инстинкты. Не нужно быть профессором психологии, чтобы понять – попытка подавить проявления полового инстинкта ни в коей мере не уничтожает желания, которые за ним скрываются. Напротив, такое давление лишь породит сумятицу в сознании ребенка, создаст комплекс вины, вызовет беспокойство и стремление что-то сделать тайком. В случае половых игр лучше совсем ничего не предпринимать, чем действовать во вред: меры нужны только в том случае, если эти игры грозят перейти какие-то границы, если мы замечаем, например, что ребенок пренебрегает другими, естественными для его сверстников играми и развлечениями, и замыкается в себе. Но даже если дело дошло до крайностей, кто сказал, что половая активность ребенка – явление болезненное или опасное само по себе? Эта активность означает совсем иное – ребенок интересуется сексом потому, что пытается восполнить им другие желания, какие ему не удается высказать и исполнить. Иных детей половые игры привлекают не столько удовольствием, которое они доставляют, сколько возбуждением от сознания, что они делают нечто запретное. Крайности в половых играх должны рассматриваться как предупреждение: что-то не функционирует в организме или психике ребенка. Родители помогут своему ребенку, если исправят другие стороны его поведения, которые казались нам менее значительными, но, тем не менее, привели к конфликту с ребенком. Принципы гендерного воспитания: Вопрос для педагогов: Какими принципами должен руководствоваться взрослый при формировании начал гендерного воспитания. Обобщение: 1. Преемственность детского сада и семьи. 2. Системность. 3. Доверительность отношений. 4. Доброжелательность в высказываниях Стереотипы воспитания мальчиков и девочек: Половая идентификация ребёнка происходит уже к трём четырём годам, то есть к концу младшего возраста ребёнок усваивает свою половую принадлежность, хотя ещё не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребёнка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребёнок подражает всему: и формам поведения, которые являются полезными для окружающих, и стереотипам поведения взрослых, являющимися вредными социальными привычками. Мы, взрослые, сознательно или бессознательно обучаем ребенка его половой роли, В соответствии с общепринятыми традициями ориентируем его в том, что, значит, быть мальчиком или девочкой. Мальчикам чаще, чем девочкам, прощаем проявления агрессивности и поощряем их активность. От девочек ждем душевности, чувствительности и эмоциональности. Под руководством взрослых, через подражание ребенок начинает учиться быть мальчиком или девочкой. Его позиция как мальчика (или девочки) обусловливает его ориентации в выборе игр, интересов, мечтаний. Ориентация ребенка на ценности своего пола, прежде всего, происходит в семье. Здесь многое определяют традиции. Так, мальчику, даже самому маленькому, обычно заявляют: “Не плачь, ты не девчонка. Ты – “мужчина”. Девочку наставляют: “Не дерись. Не лазай по заборам и деревьям. Ты девочка”. Игра «Черты характерные для мальчиков и для девочек»: Ведущий называет черты характера, традиционно присущие женскому и мужскому полу, педагоги располагают их в соответствующих колонках. Черты характера: лидерские качества, агрессивность, порывистость, смелость, душевность, эмоциональная чувствительность, доброта, покорность, уступчивость, кокетливость. Обобщение: Однако совремённая ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим), но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь. Игрушки для мальчиков и для девочек: Игра-соревнование для педагогов: Педагоги объединяются в две группы. Первая группа называет игрушки, в которые чаще всего играют мальчики, вторая – девочки. Называют по очереди. Победит та команда, которая больше видов игрушек назовет. Вопрос педагогам: Нужно ли четкое подразделение игрушек на игрушки для мальчиков и игрушки для девочек? Обобщение: Мальчикам нужно играть в куклы и мягкие игрушки. Девочкам необходимо играть в машинки и строить дома. Это часть познания не только противоположенного пола, но еще и познание мира. Также необходимы и все остальные игрушки: мозаики, пазлы, наборы для творчества, настольные игры, мячи и т.д. Отдельно хочется сказать о наборах с шитьем и вязанием. Это традиционно "немужское" занятие очень полезно мальчикам 5-7 лет. Во-первых, настоящему мужчине всегда пригодится умение пришить пуговицу, а во-вторых, эти занятия способствуют развитию мелкой моторики, которая в силу определенных причин у мужчин развита хуже, чем у женщин. Заключительная часть: Блиц-опрос: 1. Как называется воспитание, основанное прежде всего на знании физиологических особенностей ребенка? 2. Осознание и усвоение ребенком своей половой принадлежности – это… ? 3. Кому отводится ведущая роль в гендерном воспитании? 4. В каких видах деятельности формируется и развивается половой опыт детей? 5. Какие сюжетно-ролевые игры можно предложить мальчикам? 6. Какие сюжетно-ролевые игры можно предложить и мальчикам и девочкам? 7. Какие эмоции и чувства вы испытываете по окончании нашего семинара? Обобщение: Обмен идеями, мыслями и чувствами по данной проблеме. Подведение итогов работы в рамках семинара – практикума. Список используемой литературы:
1. festival.1september.ru/articles/551640/ 2. detsadik.my1.ru›publ…dou…v…seminar_dlja_pedagogov… 3. nsportal.ru›Детский сад 4. studentbank.ru/view.php?id=16785&p=15 5. 7ya.ru/article/Chto-nuzhno-nast... 6. А. Фромм “Азбука для родителей” 7. А. И. Захаров “Как предупредить отклонения в поведении ребенка” 8. “Популярная психология для родителей” под ред. А.А. Бодалева.
Подготовила: педагог – психолог МБДОУ «Детский сад №84» г.Березники Пермского края Клобукова Олеся Владимировна
|