Чусовлянкина Екатерина Тимофеевна
воспитатель 1 квалификационной категории, работаю воспитателем с 1993 года. На данный момент работаю в МДОУ «Ергачинский детский сад», Пермский край, Кунгурский район, ст. Ергач
Направление: формирование элементарных научно – естественных представлений во влиянии макрофакторов на социализацию ребенка дошкольного возраста.
Оглавление Введение Пояснительная записка Средняя группа Технологическая карта Учебно - тематический план Перспективное планирование Диагностика Методика проведения диагностики Старшая группа Технологическая карта Учебно - тематический план Перспективное планирование Диагностика Методика проведения диагностики Подготовительная к школе группа Технологическая карта Учебно - тематический план Перспективное планирование Диагностика Методика проведения диагностики
Введение Приступая к изучению актуальной темы «Социализация ребенка дошкольного возраста» следует, прежде всего, разобраться в понятии "социализация". Разобравшись в определении этого понятия, мы сможем лучше и точнее ориентироваться в изучаемой теме.
Как известно наша планета Земля образовалась около 4-5 миллионов лет назад, жизнь на ней возникла примерно 3-3,5 миллионов лет назад. По поводу происхождения человека на земле мы в праве принимать любую точку зрения, но бесспорно доказано по меньшей мере два положения человека - высшее разумное существо, человек становится таковым лишь среди себе подобных. Биологическое и социальное составляют в нем нерасторжимое единство. Социальный опыт не пропадает, от поколения к поколению он сохраняется и делает каждое последующее поколение образованнее предыдущего. Каждый отдельный индивид становится Человеком в процессе социализации. Есть разные определения понятия социализация, они связаны с разными взглядами на сущность данного процесса. При определенных различиях в подходе к пониманию процесса социализации у всех этих точек зрения есть общее - человек взаимодействует с социальной действительностью, и результатом данного взаимодействия становится формирование человеческого существа. Широкий окружающий мир более узкая социальная действительность делают человека человеком; процесс социализации личности, начиная с детства, продолжается всю жизнь. Приобщение детей к миру взрослых к их деятельности, к миру чувств и переживаний, то есть ко всему тому, чем живет общество – задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Во все времена матери учили и учат своих детей тому, что на их взгляд, пригодится ребенку в жизни, так со временем менялось и отношение к проблеме приобщения детей к социальной действительности: к его целям, содержанию, методам. Проблема приобщения детей к социальному миру всегда была и остается острой и одной из ведущих проблем, формирования личности ребенка, поэтому необходима квалифицированная помощь ребенку со стороны взрослых в сложном процессе вхождения в мир себе подобных. Как известно на превращение человека в существо социальное влияет несколько групп факторов – это микрофакторы, мезофакторы и макрофакторы. Первая группа факторов (микрофакторы) – это семья. Ребенок рождается в определенной семье, у определенных родителей. Именно здесь, в семье, он начинает приобретать первый социальный опыт. Содержание и характер этого социального опыта зависят от духовного богатства родителей, от моральных и жизненных ценностей всей семьи, от понимания родителями ответственности перед малышом за "качество социализации", которое они ему обеспечат. Механизм социализации, которым владеет семья, объективно заложен в самой ее структуре, в ее воспитывающей функции. Естественное усвоение ребенком социального опыта посредством подражания близким, "личностно значимым" для малыша взрослым; усвоение норм, правил поведения, взаимоотношений и др., - происходят в сочетании с постоянным подкреплением-поощрением или осуждением, способствующими формированию у ребенка его собственной моральной картины мира. В семье происходит и половая идентификация: ребенок соотносит себя с одним из родителей своего пола и присваивает присущие полу формы и способы поведения. Семья играет кардинальную роль в социализации личности ребенка, удовлетворяя его потребности в эмоциональной защищенности, доверии, первичной информации. Вторая группа факторов влияющих на социализацию детей - это мезофакторы. К мезофакторам относятся этнокультурные условия. Люди, живущие в одной этнокультуре, как правило, владеют одним и тем же языком. Таким образом, каждый этнос имеет свои специфические черты, которые и образуют его национальный характер, его менталитет. Ребенок присваивает именно тот этнический характер, с которым встретился в своей жизни впервые. Для него это тот первоисточник, который закладывает первые кирпичики фундамента социализирующейся личности. Поэтому так отличаются друг от друга дети, растущие в различных этнических условиях, в разной этнокультуре. У каждого народа есть свои представления о воспитании, своя "имплицидная, не сформулированная концепция" воспитания, на которую осознанно или неосознанно ориентируется представители этноса, тем самым, приобщая ребенка к своей субкультуре. На характер приобретаемого ребенком социального опыта оказывает влияние климат, географическое расположение поселения, пища, национальность. Мезофакторы, так же как и микрофакторы, имеют свои механизмы социализации личности. Макрофакторы, - к этой группе факторов относят космос, планету, общество, государство. Изучать и учитывать их влияние на социализацию личности ребенка необходимо по нескольким причинам. Данной группе факторов принадлежит объединяющее начало. Именно они определяют то, что показывает сходство между людьми, как с точки зрения биологического строения, так и с позиции общечеловеческих ценностей, ведущих линий развития культуры, науки и др. В плане решения воспитательных задач эти факторы создают объективную предпосылку для воспитания планетарного мышления и толерантного отношения людей Земли друг к другу. Как известно, к макрофакторам относят, космос и за играми в гороскопы стоит пока еще практически не изученное влияние космических сил на психику и биологическое функционирование организма человека. И если медицина уже чаще всего не пренебрегает учетом таких воздействий, то психологи, и особенно педагоги их не учитывают. С давних пор люди интересовались устройством Солнечной системы и сочетанием звезд, но как объяснить дошкольникам, что такое Солнечная система, ведь мы никогда ее не увидим? Современная наука единодушна в том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность не сравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным общественным воспитанием. Семья и дошкольные детские учреждения - два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различие воспитательных функций, для всестороннего развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. В дошкольном учреждении малыш получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с детьми и взрослыми, проявлять собственную активность. Основной же особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяющее его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания - влияние на ценностные ориентации и мировоззрение ребенка в целом. Родители и педагоги всегда озабочены проблемой: как сделать так, чтобы действительно маленький ребенок, только что пришедший в этот мир, стал счастливым, удачливым, умным, добрым... В этом сложном процессе становления Человеком немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, как найдет свое место, то единственное место, где человек только и может чувствовать себя хорошо, может реализовать свои потенциальные возможности и получить удовольствие от этой реализации. Уже среди маленьких дошкольников можно встретить неуверенных в себе, болезненно застенчивых или, напротив, очень агрессивных, излишне подвижных. И то и другое мешает не только окружающим, но и им самим. Мы взрослые должны помочь малышу получить удовлетворение от процесса самовоспитания и самосовершенствования, для того что бы, как можно раньше ребенок ощутил себя ЧЕЛОВЕКОМ - со всеми присущими ему достоинствами и возможностями. Необходимость изучения данной темы возникла, при анализе программы “Детство” и модели выпускника детского сада, и обнаружении в программе «Детство» того, что недостаточно освещен раздел Госстандарта “Развитие элементарных естественнонаучных представлений”. Для более эффективного решения явно видимой проблемы, следует углубить сотрудничество, с родителями привлекая их к построению предметно – развивающей среды и участию в образовательном процессе детского сада, так как без их поддержки, помощи и заинтересованности было бы намного сложнее реализовать задуманные идеи.
Пояснительная записка. Программа дополнительного образования «Звездочеты» направлена на формирование элементарных научно – естественных представлений в плане влияния макрофакторов на социализацию ребенка дошкольного возраста. Данная программа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) и детей старшего дошкольного возраста (5-6 и 6-7 лет). В процессе реализации программы «Звездочеты» у дошкольников формируется планетарное мышление и толерантное отношение к жителям планеты, расширяется кругозор. Программа раскрывает некоторые аспекты патриотического воспитания, знакомя детей с историей развития своей страны, ее историей, культурой, геральдикой и общечеловеческими ценностями. Дети ощущают себя неотъемлемой частью бескрайней вселенной и огромной страны. У дошкольников накапливается социальный опыт необходимый для органичного вхождения дошкольникам в новую социальную ситуацию, в мир себе подобных, а родители приобретают новый опыт общения и сотрудничества с детьми. Установление взаимодействия с родителями благоприятно влияет на вхождение малыша в мир взрослых и сверстников, т.е. помогает ему успешно социализироваться. Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, пробуждение гуманных чувств. Высокая эмоциональная отзывчивость, яркая окрашенность психической жизни и практического опыта составляет характерную особенность дошкольного возраста. Одна из основных задач предложенной программы стимулировать детей и их родителей к поиску путей добывания разнообразной информации с учетом возможностей дошкольников. Содержание программы «Звездочеты» имеет три основных блока: «Моя страна», «Земля – наш общий дом», «Солнечная система». Наибольшее количество часов уделяется блоку «Солнечная система», т.к. эта тема оказалась менее освещена в программе «Детство», остальные блоки программы «Звездочеты» является вариативным дополнением к разделам «Ребенок открывает мир природы», «Ребенок входит в мир социальных отношений». Программа "Звездочеты" имеет воспитывающую направленность, содержание которой прослеживается практически во всех блоках. Социализация ребенка дошкольного возраста по средствам личностно – ориентированного воспитания предусматривает, формирование толерантности, уважения к традициям своего народа и других народов, чувства собственного достоинства, первоначальных основ патриотизма, что в достаточной мере мною раскрыто в предложенной программе. Данная программа также раскрывает некоторые аспекты патриотического воспитания, знакомя детей с историей развития своей страны, культурой, геральдикой и общечеловеческими ценностями. Дети ощущают себя неотъемлемой частью бескрайней вселенной и огромной страны. У дошкольников накапливается социальный опыт необходимый для органичного вхождения дошкольникам в новую социальную ситуацию, в мир себе подобных, а родители приобретают новый опыт общения и сотрудничества с детьми. Установление взаимодействия с родителями благоприятно влияет на вхождение малыша в мир взрослых и сверстников, т.е. помогает ему успешно социализироваться. Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, пробуждение гуманных чувств. Высокая эмоциональная отзывчивость, яркая окрашенность психической жизни и практического опыта составляет характерную особенность дошкольного возраста. Одна из основных задач предложенной программы стимулировать детей и их родителей к поиску путей добывания разнообразной информации с учетом возможностей дошкольников. Содержание программы дополнительного образования составлено с учетом психологических особенностей дошкольников. Дети 4-5 лет осваивают понятия: *день и ночь; солнце и луна; земля и небо; звезда и созвездие; воздух; солнечная система; глобус; *узнают о положении солнца в течение суток; о строении солнечной системы; о том, когда появляются звезды на небе; элементарные представления о космосе; о луне – как естественном спутнике Земли; о космических телах; о том, что наша планета называется «Земля»; о месте расположения нашей страны на глобусе; *учатся определять сходства и различия планет, формируется эмоционально-действенного отношения к космонавтам. Программа имеет тенденцию усложнения, дети 5-6 лет усваивают: *понятия: «Космическое пространство», воздух и его свойства; *представления о Земле и жизни людей на планете; *о книге как источнике знаний; *об истории покорения космоса человеком, о космических полетах, ученых, которые стояли у истоков русской космонавтики, о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин; *о том, когда появляются звезды на небе, и что они образуют созвездия, которые имеют свое название; *о планетах Солнечной системы (названиях, размерах и последовательности удаления от солнца), *о том, что Луна является верным спутником планеты Земля, что, как и все представители космического пространства постоянно находится в движении, о фазах Луны. В свою очередь дети подготовительной к школе группы в рамках реализации программы дополнительного образования: *узнают и расширяют свой запас знаний: о свойствах и устройстве некоторых планет, о звездном небе, о том, когда появляются звезды на небе, о космических полетах, о карте и глобусе (что на них изображено и каким цветом, для кого они нужны); *знакомятся с некоторыми континентами; *расширяют представления о России; о том, кто были наши предки, какие народы живут в России, о том, как жили на Руси в старину, знакомятся с историей возникновения страны, ее символикой, с праздниками на Руси с обычаями и традициях нашего народа; *узнают о природных ископаемых Земли, о разнообразии жилищ народов мира. Данная программа предусматривает наличие в развивающей среде детского сада мини планетария, где отведено место для сюжетно – ролевых, дидактических и развивающих игр, для экспериментирования с разнообразными материалами, для создания тематических выставок иллюстраций, художественной литературы и пособий, создания мини – музеев. Для реализации поставленных задач необходимо оснастить лабораторию мини – планетария зеркалами, фонариками, магнитами и другими средствами. Также необходим магнитофон для прослушивания разнообразных национальных мелодий, гимна России, фантастических космических шумов и пр., и видео или DVD плеер для просмотра мультипликационных фильмов («Незнайка на Луне», «Хозяйка Медной горы» и др.). В мини – планетарии также необходимо иметь картотеки созвездий, объектов и явлений Солнечной системы, разнообразные энциклопедии и альбомы, ширмы и стенды, макеты и модели космической техники, глобусы и карты мира и своей страны, дидактические игры и атрибуты для организации сюжетно – ролевых игр, мнемотаблицы и мнемодорожки. Требуется отвести место для творческих работ детей и родителей. Разработанная программа может быть использована педагогами ДОУ, родителями для формирования элементарных научно-естественных представлений дошкольников о планете Земля и народах ее населяющих, а также о планетах солнечной системы. Список литературы: 1. Л.В. Пименова «Блочно – тематическое планирование» Кунгур,2002 2. О.В. Дыбина и др. «Неизведанное рядом» М, «творческий центр Сфера»,2001 3. Скоролупова О.А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме - Покорение космоса» М.: «Издательство Скрипторий 2000», 2003 4. Скоролупова О.А. «Большое космическое путешествие. Игровая неделя в ДОУ» М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006 5. П. В. Клушанцев «О чем рассказал телескоп: Очерки». – Л.: Детская литература, 1980 6. Т.И. Попова «Мир вокруг нас» М., Линка – Пресс, 1998 7. Н.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» Москва, 2005. 8. Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» (программа «Детство») / автор – составитель О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2007. 9. М. В. Крулехт, А. А. Крулехт «Самоделкино» С-Пб «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004 10. И.Л. Паршукова «Маленькие исследователи в детском саду» С-Пб Европейский дом, 2004 11. Иллюстрированный научно-популярный и методический журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей «Обруч» №1 – 2003 г 12. Иллюстрированный научно-популярный и методический журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей «Обруч» № 2 – 2006г 13. Иллюстрированный научно-популярный и методический журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей «Обруч» №1– 2002 г 14. Иллюстрированный научно-популярный и методический журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей «Обруч» № 3 – 1999 г 15. Газета «Детский сад со всех сторон»№18(344) июнь 2007 Автор – составитель Е. К. Шатохина 16. Газета «Детский сад со всех сторон»№17(343) июнь 2007 Автор – составитель Е. К. Шатохина 17. Иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений «Ребенок в детском саду» № 4 2007 ОО Издательский дом «Воспитание дошкольника» 18. И. Е. Светлова «Атлас Земли» М.: Эксмо,2006 19. Энциклопедия «Моя первая книга о космосе: научно - популярное издание для детей», М.: «РОСМЕН - ПРЕСС»,2007 20. Дошкольное воспитание №7 2004 21. М. Ю. Новицкая. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду». М.: Линка – Пресс, 2003 22. Петербургский научно-практический журнал «Дошкольная педагогика» № 6 (38) август 2007
Предлагаю методическое сопровождение программы "Звездочеты" для средней группы в которое входит технологическая карта; учебно-тематический и перспективный планы; диагностика и методика диагностики детей среднего дошкольного возраста.
|