Цель создания. Расширение образовательного пространства группы; создание условий для развития связной речи, воображения, творчества детей в использовании предметов - заместителей. Как оформить. Мини-музей располагается в раздевалке группы. Экспонаты размещаются на полочках небольшого шкафа, подоконника, стены, которые драпируются тканью, подвешиваются на тонких лентах к карнизу. К каждому экспонату крепится бейдж, на котором отмечается название, кто предоставил экспонат, год изготовления, "вторая жизнь".
Разделы и экспонаты Раздел "Мягкая игрушка". В этом разделе представлены новогодние подарочные упаковки, выполненные в виде мягких игрушек. Педагог рассказывает детям младшего возраста, а старшие дошкольники сами предлагают, как можно использовать эти упаковки после употребления сладостей из него. Так некоторые становятся сумочками, рюкзачками для игр; другие набиваются ватой, синтепоном и получается просто мягкая игрушка. С данными экспонатами проводятся следующие упражнения:
• "Опиши предмет". Дети определяют, какого цвета, размера, какой на ощупь и т.д.; • "Назови "родственников". Например, с наступлением года тигра дарили сладкие подарки в тигрёнке. После рассматривание игрушки - упаковки, детям было предложено назвать его "родственников": кошка, леопард, гепард, лев, рысь, т.е. всех тех представителей кошачьих, кого они знают; • "Составь предложение, рассказ"; • для детей раннего возраста "Кто какие звуки произносит?".
Раздел "Картонная упаковка". Здесь представлены различные упаковки, изготовленные из картона: вокзал, елочка, сундук, избушка, мишка, книжка и др. С детьми обговаривается "вторая жизнь" этих вещей. Игровые задания: • "Что изменилось"; • "Придумай сказку"; • "Подбери прилагательные".
Раздел "Упаковка из пластмассы". В данном разделе расположены подарочные упаковки, изготовленные из пластмассы, например, ёлочка, петушок, "Кремль", будильник, фонарик, сапожок. Игровые задания: • «Найди самый маленький, самый большой»; • «Посчитай: 1-2-5»; • «Загадай загадку-описание».
Раздел "Волшебные мешочки". Здесь представлены упаковки - мешочки, изготовленные из меха, плюша. Это чулочки, валенки, мешочки, носочки. Игровые задания: • «Что спрятано в мешке?»; • «Узнай на ощупь»; • "Чем похожи, чем отличаются". Проговаривается, что каждый предмет мини-музея можно использовать в играх, в качестве игрушки, либо атрибута к театрализации сказки.
Конспект экскурсии
Цель: познакомить с разнообразием новогодних подарочных упаковок. Рассказать о возможности продления "жизни" этим вещам. Познакомить с историей Деда Мороза. Материал: экспонаты музея. Ход экскурсии. 1. Рассказ "Откуда пришел Дед Мороз". В далекие давние времена жил на свете мальчик. И был этот мальчик круглой сиротой. Никто никогда не говорил ему ласковых слов, никто никогда ничего не дарил, даже простой конфеты. Мальчик не жаловался и ничего не просил. Шло время: мальчуган стал сначала юношей, потом мужчиной, а потом поседел и превратился в дедушку. Однажды - это случилось в ночь под Новый год - он горько вздохнул и впервые в жизни сказал: «Эх, видимо никто никогда мне ничего не подарит!». Услышал этот вздох Великий Повелитель сказок и тут же принес в дом «мальчика» огромное множество игрушек и сладостей. Но мальчик уже стал дедушкой, седым дедушкой с большой и длинной бородой. Он посмотрел на подарки и тихо молвил: «Спасибо тебе, Повелитель сказок, за доброту, за ласку! Но что мне делать со всеми этими игрушками и конфетами? Мне они не нужны. Я теперь даже шоколад с мармеладом не люблю. А знаешь что? Раздам-ка я все это детям!!!» Взял он мешок с подарками, посох (чтоб быстрее идти), надел теплую шубу и шапку, да и пошел на ночь глядя в те дома, где жили мальчишки и девчонки. Увидев это, Повелитель сказок очень обрадовался. - С этой поры наделяю тебя непомерной волшебной силой! – громогласно объявил он. – Быть тебе навсегда моим первым помощником! Каждый год будешь ты приходить в гости к людям, совершать чудеса и дарить детям, всем без исключения, подарки! А звать мы будем тебя Дедом Морозом! 2. Знакомство с подарочными упаковками. С тех пор и приходит к нам каждый год Дед Мороз и приносит всем нам подарки. А чтобы принести больше радости детям, задумал Дед Мороз создать фабрику, на которой будут изготовляться новогодние подарочные упаковки. На этой фабрике работало несколько цехов, и в каждом цехе выпускали свои подарочные упаковки. 1 цех – бумажный цех. В этом цехе изготавливали бумажные, расписанные яркими красками пакеты. Но пакеты быстро рвались и тогда помощники Деда Мороза придумали более толстую бумагу – картон, из которого делали коробки различной формы и величины. Посмотрите, тут большие и маленькие сундучки и портфели, сказочные дворцы и деревенские избушки, фонарики и сумочки с секретом. 2 цех – цех мягкой игрушки. Дед мороз знал, как ребятишки любят играть с мягкими игрушками, и дал задание своим помощникам придумать такие игрушки. За дело взялись швеи. Они кроили, вырезали, сшивали из драпа, фетра, искусственного меха, синтепона игрушки, а мастера заставляли эти игрушки двигаться, танцевать, петь. Посмотрите, с полок на вас глядят обезьяна с мышкой в виде рюкзаков; корова с тигренком, превратившиеся в сумочки; петрушка, снеговик, маленький Санта Клаус под шубами которых таятся пакеты. В цехе пластмассовых изделий изготавливают упаковки причудливой формы. На нашу выставку попали прозрачная зеленая елочка и яркий задорный петушок, величественная кремлевская башня и изысканный фонарик, часы-будильник и яркий сапожок. В недра этих игрушек Дед Мороз кладет большое количество лакомств. В жестяном цехе жестянщики куют из жести совсем другие упаковки, в форме баночек и ведер, а художники превращают своими волшебными кистями и красками их то в клоуна, то в мышку, то в сказочный колодец, то в Жар-птицу. А в последнем цехе изготавливают «волшебные» мешочки. Из меха и шелковой ткани помощницы-рукодельницы шьют мешочки - маленькие копии мешка Деде Мороза, валеночки, чулки с яркими, причудливыми украшениями. Эти мешочки дети развешивают у каминов и печек в ночь под Новый год, чтобы Дед Мороз наполнил их сладким содержимым или долгожданной игрушкой. - Каждому из вас Дед Мороз принес подарок в красивой упаковке. Какая это была упаковка? (ответы детей). 3. Придумывание "второй жизни упаковкам". - Но вот прошел праздник, съедены конфеты и заскучали подарочные упаковки в уголке или на полочке. Ведь они выполнили свою роль – принесли радость детям в Новый год. Но всем упаковкам хочется и дальше «жить», приносить пользу окружающим. И мы предлагаем вам, ребята, дать им «вторую жизнь» - придумать другое применение упаковкам. (Предложения детей). - Ну, конечно же, в баночки и коробочки можно положить конструктор, настольные игры; мягкие игрушки пригодятся для сюжетных игр, будильник и сапожок можно превратить в карандашницы и подставки для флажков; а клоун, снеговик и Санта Клаус могут быть персонажами кукольного театра. И придя домой, достаньте с дальних полок и из кладовок упаковки и оживите их в своих играх, пусть они радуют вас как можно дольше. - У наших экспонатов разный возраст: одни совсем новые, их принес Дед Мороз в этом году; а некоторым упаковкам уже больше 30 лет, их подарили еще вашим мамам и папам, когда они были маленькими, такими же, как и вы. Одни упаковки появились у вас под елочкой, другие вам подарил Дед Мороз на празднике, а третьи привезли из других городов, как кремлевскую башню из столицы нашей родины Москвы. У каждой упаковки своя история, но все они приносят нам радость, как в праздники, так и в будни. (И.В. Полежаева, О.И. Шестакова)
Уважаемые господа и дамы! Выставка – музей перед Вами! Наша выставка очень полезна И для всех возрастов интересна! С её помощью мы можем удивить, Кругозор расширить и речь развить. Отгремела новогодних ёлок череда, Съел ребёнок свой подарок – что тогда? Вам досталась лишь упаковка – Сумка, банка, мешочек, коробка. И не нужно, и выбросить жаль, Как-никак Дед Мороз это дал! Мы ж предложим не бросить на полку, А использовать вещь эту с толком. Пусть недолгую, пусть небольшую Упаковочке жизнь дать вторую. Для конструктора, как ни крути, Вам полезнее вещь не найти, Хоть снаружи казалась мала, Но вместительна и не тяжела, Да и внешне красива на вид – Интерьеру совсем не вредит! Что за прелесть вот эта игрушка – Их набил синтапоном – получилась подушка, Да и в играх она необходима, Вместо сумочки детям, для магазина. Для развития речи очень занятна, Объяснишь деткам – сразу понятно, Что корова живёт во дворе, Что год тигра «пришёл» в январе. С петушком, и петрушкой, и с тигром Поиграем в сюжетные игры, Рассмотреть сможем их части тела – В жизни всё пригодиться для дела! Есть мешочки различных размеров, Для сюрпризных моментов, к примеру. И цветные коробки при этом Могут быть с всевозможным секретом. Для будильника дело найдётся – В карандашницу он обернётся. В новогодний смешной сапожок Мы поставим султанчик, флажок, Чтобы с детства следя за фигурой, Занимались б они физкультурой! Да и знать деткам бы не мешало – Всё из разного материала: Ткань, жестянка, картон и пластмасса, Материалов для этого масса. Есть ещё интересный момент – Срока давности этому нет. На будильник, на кремль посмотрите, Здесь любой из вас младше родитель! Не считайте года, вы представьте, Им уже далеко за тридцатник! Упаковки есть и помоложе, Но они ведь не состарятся тоже. И не факт, что лет так через двадцать Мы на выставку вас не пригласим! Мы надеемся, вас убедили, Упаковки полезными были? И что многие из этих вещей
Будут радовать малышей!
(И.В. Полежаева, воспитатель)
|