Произошедшие в настоящее время изменения в России (политические, экономические, социальные) привели к тому, что общество перешло от относительной стабильности предсказуемой фазы своей истории к динамической. Стремительное ускорение жизни, нестабильность могут приводить к увеличению разрушительных тенденций, что мы часто наблюдаем в общественной и личной жизни. Перемены не могли оставить без изменений и систему дошкольного образования. В законе РФ «Об образовании» определены общие требования к содержанию образования: «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации… »
Следовательно, огромная ответственность ложится на тех, кто причастен к делу воспитания подрастающего поколения. И передо мной, как педагогом встала задача «завоевать» родителей, выполнив их социальный заказ и заказ государства, то есть воспитать детей, которые смогут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, обладающих развитым чувством ответственности. А для этого, на мой взгляд, необходимо в детях развивать креативность. Психолог Э. Фромм предлагает следующее определение понятия креативности: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». По мнению ученых Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.А.Венгер и других именно период дошкольного детства является сензитивным в формировании творческой направленности личности. А расположенность к творчеству, как указывает психолог Н.С. Лейтес, является высшим проявление активности человека. В.С. Шубинский приводит перечень качеств творческой личности, среди которых важное место занимают: умение видеть необычное в обычном, по-новому взглянуть на привычное. Все это происходит в процессе коллекционирования. Почему коллекционирование? Во-первых, в детях всегда заложена страсть к собирательству, к поиску, во-вторых, коллекционирование расширяет кругозор детей, в-третьих, занимаясь общим делом, дети преодолевают многие проблемы во взаимоотношениях между собой. Коллекционирование имеет огромные возможности для развития креативности у детей. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В программе «Радуга» авторы обращают внимание педагогов на наличие в группе материалов активизирующих познавательную деятельность детей и необходимость создания коллекций. Но, к сожалению, в программе даны лишь примерные темы коллекций, а содержание деятельности и этапы работы с детьми не раскрываются. Изучение опыта работы педагогов г. Владимира ДОУ №89, статьи Н. Рыжовой «Как стать коллекционером» помогли мне спланировать свою деятельность по организации коллекционирования. Цель: развитие креативности у детей дошкольного возраста через коллекционирование Задачи:
- - создать условия для развития детского коллекционирования
- - развивать любознательность и познавательную активность детей
- - учить детей находить решения в нестандартных ситуациях
- - способствовать развитию творческих навыков у детей дошкольного возраста
- - учить детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное
В работе по организации коллекционирования опиралась на:
- - технологию игрового обучения, так как эта технология определяется естественной потребностью дошкольника;
- - технологию проблемного обучения, которая предполагает создание проблемных ситуаций (под руководством педагога) и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
В своей педагогической деятельности основывалась на принципах:
- - личностно-ориентированного подхода;
- - системности;
- - доступности;
Вся работа проходила в три этапа: 1этап – адаптация приема коллекционирования: - накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей; - включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми 2 этап – создание условий для развития детского коллекционирования и реализации его развивающих функций: -организация «насыщенной» развивающей среды для решения познавательных задач и поддержанию интереса к процессу коллекционирования; - побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования; 3 этап – организация собственных выставок и коллекций детей - привлечение родителей в процесс творческой деятельности детей Формы работы с детьми и родителями: -анкетирование родителей Цель: изучение отношения родителей к этому виду познавательной деятельности - консультация для родителей направленная на формирование положительного отношения родителей к коллекционированию - встречи с интересными людьми (коллекционерами из числа родителей и сотрудников детского сада) Цель: вызвать у детей интерес к коллекционированию - посещение тематических выставок в художественном колледже и выставочном зале Художественного музея города Цель: расширение знаний детей об окружающем мире - организация мини лаборатории в группе Цель: знакомство детей со свойствами некоторых предметов, материалов и обсуждение возможности их дальнейшего применения. - чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий, просмотр видеофильмов Цель: знакомство детей с разнообразными способами получения информации - индивидуальные беседы с детьми по интересам Цель: поддержка и развитие детских интересов -организация выставок коллекций детей в детском саду Цель: развитие творческих и коммуникативных навыков детей в оформлении своих коллекций Достоинством работы по коллекционированию можно считать его интегрированность, так собранные детьми коллекции использовались и на занятиях по развитию речи, и на занятиях по формированию математических представлений, и на занятиях по ИЗО деятельности и конструированию, ну и конечно на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.
Проводимая работа с детьми по коллекционированию способствовала развитию таких важных качеств творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность.
Пичкалевой И. И. воспитателя 1 кв. категории МОУ «Начальная школа - детский сад №21»
|