Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Коллекционирование, как средство развития креативности у детей дошкольного возраста
Педагогика
Автор: Пичкалёва Ирина Ивановна   
12.06.2011 05:20

Коллекционирование, как средство развития креативности у детей дошкольного возрастаПроизошедшие в настоящее время изменения в России (политические, экономические, социальные) привели к тому, что общество перешло от относительной стабильности предсказуемой фазы своей истории к динамической. Стремительное ускорение жизни, нестабильность могут приводить к увеличению разрушительных тенденций, что мы часто наблюдаем в общественной и личной жизни. Перемены не могли оставить без изменений и систему дошкольного образования. В законе РФ «Об образовании»  определены общие требования к содержанию образования: «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации… »

Следовательно, огромная ответственность ложится на тех, кто причастен к делу воспитания подрастающего поколения. И передо мной, как педагогом встала задача «завоевать» родителей, выполнив их социальный заказ и заказ государства, то есть воспитать детей,  которые смогут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, обладающих развитым чувством ответственности. А для этого, на мой взгляд, необходимо в детях развивать креативность.  Психолог Э. Фромм предлагает следующее определение понятия креативности: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». По мнению ученых Л.С.Выготского,  А.Н. Леонтьева, Л.А.Венгер и других именно период дошкольного детства является сензитивным в формировании творческой направленности личности. А расположенность к творчеству, как  указывает психолог Н.С. Лейтес,  является высшим проявление активности человека. В.С. Шубинский приводит перечень качеств творческой личности, среди которых важное место занимают: умение видеть необычное в обычном, по-новому взглянуть на привычное. Все это происходит в процессе коллекционирования.
Коллекционирование, как средство развития креативности у детей дошкольного возрастаПочему коллекционирование?
Во-первых, в детях всегда заложена страсть к собирательству, к поиску,
во-вторых, коллекционирование расширяет кругозор детей,
в-третьих, занимаясь общим делом, дети преодолевают многие проблемы во взаимоотношениях между собой.
Коллекционирование имеет огромные возможности для развития креативности у детей. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания.
В программе «Радуга» авторы обращают внимание педагогов на наличие в группе материалов активизирующих познавательную деятельность детей и необходимость создания коллекций. Но, к сожалению, в программе даны лишь примерные темы коллекций, а содержание деятельности и этапы работы  с детьми не раскрываются. Изучение опыта работы педагогов г. Владимира ДОУ №89, статьи Н. Рыжовой «Как стать коллекционером» помогли мне спланировать свою деятельность по организации коллекционирования.
Цель: развитие креативности у детей дошкольного возраста через коллекционирование
Задачи:

  • - создать условия для развития детского коллекционирования
  • - развивать любознательность и познавательную активность детей
  • - учить детей находить решения в нестандартных ситуациях
  • - способствовать развитию творческих навыков у детей дошкольного возраста
  • - учить детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное

В работе  по организации коллекционирования опиралась на:  

  • - технологию  игрового обучения, так как эта технология определяется естественной потребностью дошкольника;
  • - технологию проблемного обучения, которая предполагает создание проблемных ситуаций (под руководством педагога) и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

В своей педагогической деятельности основывалась на принципах:

  • - личностно-ориентированного подхода;
  • - системности;
  • - доступности;

Вся работа проходила в три этапа:
1этап – адаптация приема коллекционирования:
- накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей;
- включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми
2 этап – создание условий для развития детского коллекционирования и реализации его развивающих функций:
 -организация «насыщенной» развивающей среды для решения познавательных задач и поддержанию интереса к процессу коллекционирования;
- побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования;
3 этап – организация собственных выставок и коллекций детей
- привлечение родителей в процесс творческой деятельности детей
Формы работы с детьми и родителями:
-анкетирование родителей
Цель: изучение отношения родителей к этому виду познавательной деятельности
- консультация для родителей направленная на формирование положительного отношения родителей к коллекционированию
- встречи с интересными людьми (коллекционерами из числа родителей и сотрудников детского сада)
Цель: вызвать у детей интерес к коллекционированию
- посещение тематических выставок в художественном колледже и выставочном зале Художественного музея города
Цель: расширение знаний детей об окружающем мире
- организация мини лаборатории в группе
Цель: знакомство детей со свойствами некоторых предметов, материалов и обсуждение возможности их дальнейшего применения.
- чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий, просмотр видеофильмов
Цель: знакомство детей с разнообразными способами получения информации  
- индивидуальные беседы с детьми по интересам
Цель: поддержка и развитие детских интересов
-организация выставок коллекций детей в детском саду
Цель: развитие творческих и коммуникативных навыков детей в оформлении своих коллекций
Достоинством работы по коллекционированию можно считать его интегрированность, так собранные детьми  коллекции использовались и на занятиях по развитию речи, и на занятиях по формированию математических представлений, и на занятиях по ИЗО деятельности и конструированию, ну и конечно  на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

Проводимая работа с детьми по коллекционированию способствовала развитию таких важных качеств  творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность.

 

Пичкалевой И. И.
воспитателя 1 кв. категории
МОУ «Начальная школа - детский сад №21»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год