Нетрадиционная форма сотрудничества ДОУ и семьи в контексте ФГОС |
Педагогика | |||
Автор: Хрусталева Татьяна | |||
24.04.2015 15:41 | |||
Нетрадиционная форма сотрудничества ДОУ и семьи в контексте ФГОС (из опыта работы воспитателя Хрусталёвой Татьяны Николаевны). Комитет образования Администрация МО «Выборгский район» Ленинградской области Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №1 г. п. Советский» Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно. Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Семья — первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.
Не существует другого такого института, кроме института семьи. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы. Сегодняшнее общество обременено экономическими и политическими кризисами. На семью извне давит множество социальных, материальных и других проблем. Под этим натиском довольно трудно сохранить благоприятный климат в семье, который так необходим для полноценного развития личности ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Мне в последнее время все чаще приходится сталкиваться с рядом негативных тенденций — браки молодых родителей, не умеющих договариваться, через короткое время распадаются, и дети растут в неполной семье. Так же часто приходится сталкиваться с проблемой низкого образовательного уровня наших родителей (36% имеют среднее и неполное среднее образование). Родители не владеют в достаточной мере знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях развития детей, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Очень огорчает и то, что не все родители прислушиваются к советам педагогов и специалистов, работающих в детском саду. А ведь именно воспитатель знает, как увлечь и занять малыша. Может помочь советом по воспитанию ребенка, постарается объяснить особенности его поведения. Анализируя проблемы, с которыми мне как воспитателю приходится сталкиваться в работе с родителями, я сделала вывод, что большая часть затруднений в сфере воспитания дошкольников происходит из-за недостатка взаимопонимания между детским садом и семьей, а также по причине педагогической некомпетентности родителей. Я пришла к выводу, что только более «открытое» и тесное сотрудничество между педагогом и семьёй приведет к обеспечению полноценного развития личности ребенка. С этой целью в своей работе уже второй год в нашей группе практикуется работа семейного клуба «Солнышко». Основные задачи семейного клуба «Солнышко»:
Основные направления работы семейного клуба «Солнышко»:
В работе семейного клуба «Солнышко» используются как традиционные формы взаимодействия:
Так и нетрадиционные формы взаимодействия:
Чтобы хорошо узнать родителей своих воспитанников я начинаю работу с анализа социального статуса родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Провожу анкетирование. Личные беседы помогают правильно выстроить работу, сделать ее более эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Уникальность моего клуба заключается в интегрированном подходе к целостному развитию личности через раскрытие внутреннего потенциала ребенка с учетом его индивидуальности посредством творческой деятельности с привлечением родителей к сотрудничеству в плане единых подходов воспитания ребенка. Говоря языком В. А. Сухомлинского, надо чтобы ребенок «…не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нём самом». Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый ребёнок – прирожденный художник, музыкант, поэт. И творить он способен ярко и талантливо, только надо создать для этого благоприятную среду, основанную на доверии и понимании. В процессе работы у малышей формируется творческое отношение к окружающему миру. Кроме этого у детей развивается произвольность, волевые качества, усидчивость. Ручной труд воздействует на развитие мелкой моторики, речи и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение, а следовательно, на развитие интеллекта в целом. Родители на моих занятиях получают положительный эмоциональный заряд, учатся играть и мастерить вместе со своим малышом, с моей помощью они учатся видеть своего ребенка как творческую личность, понять его мировоззрение. Налаживается более чуткое понимание между родителями и детьми, что ведет к укреплению внутрисемейных связей. Для родителей я организовываю совместные с детьми мастер-классы по изготовлению мягкой игрушки и забавные их обыгрывания. Вместе мы изготавливаем развивающие игры для детей. Так на последнем занятии мы изготовили игру «Мемори» с математическим уклоном. Играя в эту увлекательную игру, дети с легкостью запоминают цифры. Я знакомлю родителей с увлекательными играми, не требующими материальных затрат, в которые они могут дома играть со своим ребенком. Игра «Дорисуй». Дети с радостью угадывают животное из сказки и дорисовывают его. Знакомлю родителей с нетрадиционной техникой рисования Очень радует, что после наших встреч родители и дома стали больше уделять внимания творческому развитию своих детей. Они с радостью изготавливают вместе с детьми различные атрибуты к играм, поделки и развивающие игры, которые дети приносят в детский сад. А это в свою очередь ведет и к пополнению развивающей среды группы результатами детского творчества. А ведь именно к этому и призывает нас ФГОС ДО. Играя с играми и игрушками, сделанными своими руками, дети стали более бережно относиться и к другим игрушкам. Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным, на достигнутом я не останавливаюсь. Я всегда нахожусь в творческом поиске. Преимущества моей системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы;
Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка совсем другая:
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников в детском саду даёт положительные результаты. Своей работой я убедила родителей, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Литература:
|