Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка-рекомендация «Важное напутствие»
Педагогика
Автор: Попова Татьяна Аркадьевна   
24.04.2015 16:43

Методическая разработка-рекомендация «Важное напутствие»Методическая разработка-рекомендация «Важное напутствие»

Попова Татьяна Аркадьевна Учитель, методист, педагог-психолог, воспитатель

Цель разработки: помочь воспитателям в психологической подготовке старших дошкольников к школьному обучению

Направленность:

Предназначена для воспитателей старшей группы дошкольных образовательных учреждений

Важное напутствие:

Перед каждым воспитателем старшей группы дошкольного образовательного учреждения стоит непростая задача – как настроить своих воспитанников на школьное обучение и что говорить их родителям, когда те обращаются за помощью. Накануне важного и радостного события в жизни будущего первоклассника, когда тот ощутит себя совсем в новом качестве, необходимо сказать маленькому человеку очень важные напутственные слова. Часто нужные слова найти непросто – все дети такие разные, и каждый нуждается в индивидуальном подходе. Необходимо сказать каждому ребенку несколько таких слов, которые он захочет запомнить и запомнит надолго, которыми будет руководствоваться на протяжении долгих лет учебы, а то и всей жизни.

 

Рекомендаций по психологической подготовке старшего дошкольника к школьному обучению огромное количество. В то время как грамотных с точки зрения педагогики простых и понятных напутственных слов ребенку на пороге его новой жизни – немного.

О чем же следует поговорить с завтрашними первоклассниками накануне такого великого события? И поговорить так, чтобы они поняли и запомнили, что:

  • папа с мамой и все его близкие будут любить его вне зависимости от школьных успехов и неудач,
  • новая жизнь с ее радостями и огорчениями очень интересна и удивительна,
  • любые трудности преодолимы и являются ничем иным, как средством выработки характера.

А поможет это понять история, которую целесообразно прочитать детям, предварительно настроив их на увлекательную беседу. Это история второклассника Вовки, который сам рассказывает о себе и делится кое-какими очень интересными воспоминаниями...

Что такое школа

Вот уже и лето прошло. Почти прошло. Осталась неделя, а там и в школу пора. Я уже взрослый, перешел во второй класс. В этом году я пойду в школу один, без мамы – что я девчонка что ли? Я вырос на целых четыре сантиметра и старая куртка мне уже мала. Вчера мама принесла новую, синенькую – лучше, чем у Костика. Вот завидовать будет, а если перестанет обзываться, то я ему дам поносить. В прошлом году он мне дал свою. Ему перед самой школой купили, а он мне дал поносить. Классный парень, если не дразнится, а когда дразнится, мы с ним деремся. Но это так, ерунда, мы потом все равно вместе дружим и все такое. Ну вот, дал он мне ее, куртку эту, а я на велосипеде поехал по улице, чтоб все видели, какая куртка у меня. Как в кино, у артиста этого, ну который на танке ездил, а потом дрался в конце с самым главным, а потом они подружились и оба с Земли оказались.

В общем еду я на велосипеде и как на камень наехал! Бац об землю! Коленку ободрал, куртку Костькину разорвал на рукаве. Он обиделся, говорит, что больше со мной не разговаривает, а сам даже слезы льет. Злой ушел, попало ему дома, конечно. Ну и мне тоже. А потом все нормально, снова подружились. И даже на одной парте целый год сидели вместе. А год такой длинный-предлинный был, даже думал, что не кончится он. Кончился, и лето кончилось, теперь снова в школу. Даже не знаю: жалко, что лето прошло и в школу неохота, а все равно охота. Ведь там ребята, учительница наша, Надежда Александровна. Нет, наверное охота больше, чем неохота.

А в прошлом году я очень хотел в школу. Тогда я шел в первый класс. Меня еще все поздравляли. Помню, тридцать первого августа меня мама поздравила и сказала, что я теперь совсем взрослый и у меня другая жизнь начинается. И книжку мне подарила. Они, то есть, вместе с папой подарили, только она говорила, а папа рядом стоял и улыбался. А потом он сказал, что я теперь, как они, буду ходить на работу. Я говорю: «На какую работу?». А он говорит: «Школа — это твоя работа». Я так удивился, что даже про книжку забыл. «Как это, – говорю, – на работе ведь деньги платят». Тут он мне такую штуку сказал, что я до сих пор помню. Он так подошел ко мне, взял меня за плечо и в глаза мне смотрит. И такой серьезный, что я тоже серьезный стал. Он говорит: «Деньги — это ерунда, твоя зарплата поважнее будет. Это твои оценки. Самая большая ценность (вот я даже слово запомнил — ценность) — это твои знания, а какие знания, такие и оценки. Получишь пятерку – значит хороший работник, двойку – значит плохо работал. А раз плохо работал – значит и человек ты неважный. Я как закричу: «Папа, я важный, важный! У меня одни пятерки будут!». Тут он засмеялся и говорит: «Ну, конечно, важный». И мама засмеялась. И я.

А потом он сказал: «Пойдем почитаем книжку». «Пойдем», – говорю. Вы не думайте, я и сам могу читать, только мне нравится, когда он читает. Так здорово получается, как будто кино смотришь, представляешь себе, как там все происходит. А еще можно спрашивать, а почему это или это..? А чего это они там делают?.. И папа так здорово все объясняет, лучше книги всякой.

Ну взяли мы, значит, эту книгу, которую папа с мамой подарили. А там на обложке дядька идет и видно, что он устал и все равно идет. Книжку написал человек со смешным именем, как у собаки, которая в нашем подъезде живет — Джек. Джек, значит, а фамилия у него Лондон, как город. Это я знаю, мне папа потом рассказал. Название у книжки тоже странное – «Любовь к жизни». Это я так тогда думал, что странное, а потом по-другому думать начал. Я как думал: ну к игрушкам любовь, к мороженому, к кино — это понятно. К маме с папой — тоже понятно. А к жизни-то чего? Вот вы сами почитайте и узнаете чего. Эту книжку почитайте. Я ее потом сам читал еще раз, а потом на полку поставил поближе, вместе с любимыми книжками и дисками. Чтобы потом еще почитать, когда захочу.

Там про дядьку одного, который вместе с другом золото искать ходил, а друг гадом оказался и бросил его, а потом его волки съели. Не дядьку, а друга съели. А дядька этот шел вперед. У него еда кончилась, патроны кончились, а он все равно шел, а потом даже полз. Он там рыбок ловил и живьем ел. Бррр! Живьем! Прямо со шкурой и головой. И хвостом. Нет, я бы даже голодный не стал бы. Нипочем бы не съел.

В общем, рыбок он ел, мох собирал, а потом спички начал считать. Боялся, что не хватит. И все время считал. Сосчитал и сложил их в три кучки. Одну кучку завернул и в сумку убрал, еще одну в карман, и еще одну в шапку. Папа говорит, это так путешественники делают. Если одна кучка намокнет, то другая останется и можно будет костер разжечь. А потом он на медведя кричал и тот испугался. И еще за ним волк шел, голодный и больной, и все время кашлял. И дядька этот его победил. А в конце он так устал, что даже ползти не мог. Ну, его нашли, конечно. Матросы там плыли на корабле и нашли его. Подобрали, накормили, а он все равно еду прятал. Боялся, что еды не хватит.

Папа мне когда читал, я даже это... Ну, не важно. В общем, жалко мне стало дядьку этого. Я как подумал, что это я иду, совсем один, так холодно, голодный, а кругом волки и медведи. А я все иду и иду...

Потом мы с папой еще долго говорили про эту книжку. Он тогда спросил: «Ты понял, почему одного волки съели, а другой добрался до конца?». Я говорю: «Понял – потому что у него была любовь к жизни. А у кого есть любовь к жизни, тот никогда не сдается».

И он начал мне рассказывать еще истории. Там тоже одни умирали, а другие добирались до конца. Это потому, что у одних была сила воли, а у других не было. Это так папа сказал: сила воли. Если есть такая сила, значит, ты дойдешь до конца и всех врагов победишь, а если нет, значит, они тебя победят. Он еще сказал, эта сила воли нужна всем. И не только против врагов, а вообще в жизни. «Вот смотри, – говорит, – я работаю, а потом я устал и не хочется мне больше работать, а я все равно работаю, потому что знаю, что моя работа другим нужна, и людям будет плохо, если я не сделаю свою работу. И тебе может понадобиться сила воли». Так он мне сказал. «Зачем?» – говорю. А он и говорит: «Вот ты учишься, учишься и устанешь учиться. Что делать будешь?». Я сказал, что отдохну и снова начну. «Правильно», – говорит папа, – а если нельзя будет отдыхать? Если времени нет?». А я и не знаю. Я ему так и сказал: «Не знаю, пап». Ну он мне и говорит: «Вот тут тебе и понадобится сила воли. Ты, как тот человек из книги, встанешь и снова пойдешь, и дойдешь до конца. Потому что ты человек, а не волк, который кашляет. И тут мы засмеялись, хотя волка очень жалко было. Ведь он не виноват, что простудился.

А потом я спросил: «А зачем мне идти до конца, пап? Ведь в школе – это же не в лесу с волками и не на войне с фашистами?». Он сказал, что в школе может быть и потруднее, чем в лесу. В лесу – там все понятно: тут волки, тут медведи, а тут ты. В школе наоборот: никаких медведей нет, зато придется поработать головой. А это иногда так трудно. Особенно лентяям и тем, у кого силы воли нет. А где ее взять, говорю. Эту силу воли, если ее нет. Папа сказал, что нигде, что она сама придет, если не бояться работы и всегда доделывать до конца. Даже если очень не хочется. А потом спросил: «Ты во дворе дрался?». Я сказал, что да. С Катькой, с Костиком ну и другими там разными ребятами. «С Катькой — это не в счет, – говорит папа, – это даже плохо, это ты как слабак поступил, если со слабыми дрался». «Ну да, – говорю я, – она еще какая сильная». А он сказал: «Неважно, что сильная. Она — девочка, а ты мальчик, мужчина, а, значит, сильнее. Запомни это и все. Точка. Ну так вот, ты дрался с ребятами, а когда получал по шее как следует, что ты делал?». Я сказал, что домой уходил. «Зря, – говорит, – надо было встать и надавать твоим обидчикам как следует». Я даже закричал тогда: «А если кровь течет и больно?!». «Плевать, – говорит папа, – пусть течет, а ты все равно встаешь и снова в бой, пока они не поймут, что у тебя силы воли больше. А когда поймут, тогда отступят, даже если они сильнее и выше ростом. Потому что сила воли — это самая большая сила в человеке. Она сильнее силы в руках и ногах. Тот у кого больше силы воли, тот и победитель. Всегда. А больше ее у тех, кто встает, даже, когда больно, и идет вперед. У тех, кто делает свое дело, когда совсем не хочется или устал. Понял?». Я говорю: «Понял, пап. И у мамы нашей тоже сила воли есть – она ведь встает рано и завтрак готовит, хотя спать хочет».

А потом он мне другие истории рассказывал. Про всяких героев и даже про обычных людей, у которых сила воли была и они побеждали врагов. Вот так мы с ним говорили до самой ночи, пока мама не пришла и не прогнала нас спать – ведь завтра было первое сентября и надо было в школу идти. Мне, конечно, идти. Не папе же.

На другой день я встал рано-рано. Сам встал и заправил свою постель. Как взрослый. Ведь мне же на работу надо было собираться, как папе. А он-то свою постель сам заправляет, я видел.

После прочтения стоит обязательно обсудить с дошкольниками эту Вовкину историю. Они наверняка попросят прочитать им рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни». Это удивительное произведение написано очень доступным языком, понятным в любом возрасте. Затем необходимо внимательно выслушать мнение детей о происходящем, а потом ненавязчиво заострить внимание на движущей силе всего живого – любви к жизни – и на силе воли, которая помогает выстоять в трудную минуту. Показать это на примере всех персонажей: главного героя, его друга, больного волка. Пусть дети сами сделают вывод о том, что любовь к жизни сила воли помогают добиться на первый взгляд невозможного и преодолеть все трудности, как это сделал Вовка. Будущие первоклассники должны понять, что трудности преодолимы, были бы желание и, главное, сила воли, которую всегда можно воспитать. Это лучше обсудить задолго и затем целенаправленно начать работу по воспитанию необходимых качеств. Тогда проблема «страшного» адаптационного периода в первом классе не возникнет. Детям хватит сил, терпения и настойчивости преодолеть трудности этого периода.

Очень важно заострить внимание ребят на диалогах папы и Вовки. Вот самое важное в этих диалогах:

  • Самая большая ценность — это твои знания...
  • Школа — это твоя работа.
  • ... ты все равно встаешь и снова в бой, пока они не поймут, что у тебя силы воли больше.
  • Тот у кого больше силы воли, тот и победитель. Всегда.
  • ... она девочка, а ты мальчик, мужчина, а, значит, сильнее. Запомни это и все. Точка.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год