Методическая разработка-рекомендация «Важное напутствие» |
Педагогика | |||
Автор: Попова Татьяна Аркадьевна | |||
24.04.2015 16:43 | |||
Методическая разработка-рекомендация «Важное напутствие» Попова Татьяна Аркадьевна Учитель, методист, педагог-психолог, воспитатель Цель разработки: помочь воспитателям в психологической подготовке старших дошкольников к школьному обучению Направленность: Предназначена для воспитателей старшей группы дошкольных образовательных учреждений Важное напутствие: Перед каждым воспитателем старшей группы дошкольного образовательного учреждения стоит непростая задача – как настроить своих воспитанников на школьное обучение и что говорить их родителям, когда те обращаются за помощью. Накануне важного и радостного события в жизни будущего первоклассника, когда тот ощутит себя совсем в новом качестве, необходимо сказать маленькому человеку очень важные напутственные слова. Часто нужные слова найти непросто – все дети такие разные, и каждый нуждается в индивидуальном подходе. Необходимо сказать каждому ребенку несколько таких слов, которые он захочет запомнить и запомнит надолго, которыми будет руководствоваться на протяжении долгих лет учебы, а то и всей жизни.
Рекомендаций по психологической подготовке старшего дошкольника к школьному обучению огромное количество. В то время как грамотных с точки зрения педагогики простых и понятных напутственных слов ребенку на пороге его новой жизни – немного. О чем же следует поговорить с завтрашними первоклассниками накануне такого великого события? И поговорить так, чтобы они поняли и запомнили, что:
А поможет это понять история, которую целесообразно прочитать детям, предварительно настроив их на увлекательную беседу. Это история второклассника Вовки, который сам рассказывает о себе и делится кое-какими очень интересными воспоминаниями... Что такое школа Вот уже и лето прошло. Почти прошло. Осталась неделя, а там и в школу пора. Я уже взрослый, перешел во второй класс. В этом году я пойду в школу один, без мамы – что я девчонка что ли? Я вырос на целых четыре сантиметра и старая куртка мне уже мала. Вчера мама принесла новую, синенькую – лучше, чем у Костика. Вот завидовать будет, а если перестанет обзываться, то я ему дам поносить. В прошлом году он мне дал свою. Ему перед самой школой купили, а он мне дал поносить. Классный парень, если не дразнится, а когда дразнится, мы с ним деремся. Но это так, ерунда, мы потом все равно вместе дружим и все такое. Ну вот, дал он мне ее, куртку эту, а я на велосипеде поехал по улице, чтоб все видели, какая куртка у меня. Как в кино, у артиста этого, ну который на танке ездил, а потом дрался в конце с самым главным, а потом они подружились и оба с Земли оказались. В общем еду я на велосипеде и как на камень наехал! Бац об землю! Коленку ободрал, куртку Костькину разорвал на рукаве. Он обиделся, говорит, что больше со мной не разговаривает, а сам даже слезы льет. Злой ушел, попало ему дома, конечно. Ну и мне тоже. А потом все нормально, снова подружились. И даже на одной парте целый год сидели вместе. А год такой длинный-предлинный был, даже думал, что не кончится он. Кончился, и лето кончилось, теперь снова в школу. Даже не знаю: жалко, что лето прошло и в школу неохота, а все равно охота. Ведь там ребята, учительница наша, Надежда Александровна. Нет, наверное охота больше, чем неохота. А в прошлом году я очень хотел в школу. Тогда я шел в первый класс. Меня еще все поздравляли. Помню, тридцать первого августа меня мама поздравила и сказала, что я теперь совсем взрослый и у меня другая жизнь начинается. И книжку мне подарила. Они, то есть, вместе с папой подарили, только она говорила, а папа рядом стоял и улыбался. А потом он сказал, что я теперь, как они, буду ходить на работу. Я говорю: «На какую работу?». А он говорит: «Школа — это твоя работа». Я так удивился, что даже про книжку забыл. «Как это, – говорю, – на работе ведь деньги платят». Тут он мне такую штуку сказал, что я до сих пор помню. Он так подошел ко мне, взял меня за плечо и в глаза мне смотрит. И такой серьезный, что я тоже серьезный стал. Он говорит: «Деньги — это ерунда, твоя зарплата поважнее будет. Это твои оценки. Самая большая ценность (вот я даже слово запомнил — ценность) — это твои знания, а какие знания, такие и оценки. Получишь пятерку – значит хороший работник, двойку – значит плохо работал. А раз плохо работал – значит и человек ты неважный. Я как закричу: «Папа, я важный, важный! У меня одни пятерки будут!». Тут он засмеялся и говорит: «Ну, конечно, важный». И мама засмеялась. И я. А потом он сказал: «Пойдем почитаем книжку». «Пойдем», – говорю. Вы не думайте, я и сам могу читать, только мне нравится, когда он читает. Так здорово получается, как будто кино смотришь, представляешь себе, как там все происходит. А еще можно спрашивать, а почему это или это..? А чего это они там делают?.. И папа так здорово все объясняет, лучше книги всякой. Ну взяли мы, значит, эту книгу, которую папа с мамой подарили. А там на обложке дядька идет и видно, что он устал и все равно идет. Книжку написал человек со смешным именем, как у собаки, которая в нашем подъезде живет — Джек. Джек, значит, а фамилия у него Лондон, как город. Это я знаю, мне папа потом рассказал. Название у книжки тоже странное – «Любовь к жизни». Это я так тогда думал, что странное, а потом по-другому думать начал. Я как думал: ну к игрушкам любовь, к мороженому, к кино — это понятно. К маме с папой — тоже понятно. А к жизни-то чего? Вот вы сами почитайте и узнаете чего. Эту книжку почитайте. Я ее потом сам читал еще раз, а потом на полку поставил поближе, вместе с любимыми книжками и дисками. Чтобы потом еще почитать, когда захочу. Там про дядьку одного, который вместе с другом золото искать ходил, а друг гадом оказался и бросил его, а потом его волки съели. Не дядьку, а друга съели. А дядька этот шел вперед. У него еда кончилась, патроны кончились, а он все равно шел, а потом даже полз. Он там рыбок ловил и живьем ел. Бррр! Живьем! Прямо со шкурой и головой. И хвостом. Нет, я бы даже голодный не стал бы. Нипочем бы не съел. В общем, рыбок он ел, мох собирал, а потом спички начал считать. Боялся, что не хватит. И все время считал. Сосчитал и сложил их в три кучки. Одну кучку завернул и в сумку убрал, еще одну в карман, и еще одну в шапку. Папа говорит, это так путешественники делают. Если одна кучка намокнет, то другая останется и можно будет костер разжечь. А потом он на медведя кричал и тот испугался. И еще за ним волк шел, голодный и больной, и все время кашлял. И дядька этот его победил. А в конце он так устал, что даже ползти не мог. Ну, его нашли, конечно. Матросы там плыли на корабле и нашли его. Подобрали, накормили, а он все равно еду прятал. Боялся, что еды не хватит. Папа мне когда читал, я даже это... Ну, не важно. В общем, жалко мне стало дядьку этого. Я как подумал, что это я иду, совсем один, так холодно, голодный, а кругом волки и медведи. А я все иду и иду... Потом мы с папой еще долго говорили про эту книжку. Он тогда спросил: «Ты понял, почему одного волки съели, а другой добрался до конца?». Я говорю: «Понял – потому что у него была любовь к жизни. А у кого есть любовь к жизни, тот никогда не сдается». И он начал мне рассказывать еще истории. Там тоже одни умирали, а другие добирались до конца. Это потому, что у одних была сила воли, а у других не было. Это так папа сказал: сила воли. Если есть такая сила, значит, ты дойдешь до конца и всех врагов победишь, а если нет, значит, они тебя победят. Он еще сказал, эта сила воли нужна всем. И не только против врагов, а вообще в жизни. «Вот смотри, – говорит, – я работаю, а потом я устал и не хочется мне больше работать, а я все равно работаю, потому что знаю, что моя работа другим нужна, и людям будет плохо, если я не сделаю свою работу. И тебе может понадобиться сила воли». Так он мне сказал. «Зачем?» – говорю. А он и говорит: «Вот ты учишься, учишься и устанешь учиться. Что делать будешь?». Я сказал, что отдохну и снова начну. «Правильно», – говорит папа, – а если нельзя будет отдыхать? Если времени нет?». А я и не знаю. Я ему так и сказал: «Не знаю, пап». Ну он мне и говорит: «Вот тут тебе и понадобится сила воли. Ты, как тот человек из книги, встанешь и снова пойдешь, и дойдешь до конца. Потому что ты человек, а не волк, который кашляет. И тут мы засмеялись, хотя волка очень жалко было. Ведь он не виноват, что простудился. А потом я спросил: «А зачем мне идти до конца, пап? Ведь в школе – это же не в лесу с волками и не на войне с фашистами?». Он сказал, что в школе может быть и потруднее, чем в лесу. В лесу – там все понятно: тут волки, тут медведи, а тут ты. В школе наоборот: никаких медведей нет, зато придется поработать головой. А это иногда так трудно. Особенно лентяям и тем, у кого силы воли нет. А где ее взять, говорю. Эту силу воли, если ее нет. Папа сказал, что нигде, что она сама придет, если не бояться работы и всегда доделывать до конца. Даже если очень не хочется. А потом спросил: «Ты во дворе дрался?». Я сказал, что да. С Катькой, с Костиком ну и другими там разными ребятами. «С Катькой — это не в счет, – говорит папа, – это даже плохо, это ты как слабак поступил, если со слабыми дрался». «Ну да, – говорю я, – она еще какая сильная». А он сказал: «Неважно, что сильная. Она — девочка, а ты мальчик, мужчина, а, значит, сильнее. Запомни это и все. Точка. Ну так вот, ты дрался с ребятами, а когда получал по шее как следует, что ты делал?». Я сказал, что домой уходил. «Зря, – говорит, – надо было встать и надавать твоим обидчикам как следует». Я даже закричал тогда: «А если кровь течет и больно?!». «Плевать, – говорит папа, – пусть течет, а ты все равно встаешь и снова в бой, пока они не поймут, что у тебя силы воли больше. А когда поймут, тогда отступят, даже если они сильнее и выше ростом. Потому что сила воли — это самая большая сила в человеке. Она сильнее силы в руках и ногах. Тот у кого больше силы воли, тот и победитель. Всегда. А больше ее у тех, кто встает, даже, когда больно, и идет вперед. У тех, кто делает свое дело, когда совсем не хочется или устал. Понял?». Я говорю: «Понял, пап. И у мамы нашей тоже сила воли есть – она ведь встает рано и завтрак готовит, хотя спать хочет». А потом он мне другие истории рассказывал. Про всяких героев и даже про обычных людей, у которых сила воли была и они побеждали врагов. Вот так мы с ним говорили до самой ночи, пока мама не пришла и не прогнала нас спать – ведь завтра было первое сентября и надо было в школу идти. Мне, конечно, идти. Не папе же. На другой день я встал рано-рано. Сам встал и заправил свою постель. Как взрослый. Ведь мне же на работу надо было собираться, как папе. А он-то свою постель сам заправляет, я видел. После прочтения стоит обязательно обсудить с дошкольниками эту Вовкину историю. Они наверняка попросят прочитать им рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни». Это удивительное произведение написано очень доступным языком, понятным в любом возрасте. Затем необходимо внимательно выслушать мнение детей о происходящем, а потом ненавязчиво заострить внимание на движущей силе всего живого – любви к жизни – и на силе воли, которая помогает выстоять в трудную минуту. Показать это на примере всех персонажей: главного героя, его друга, больного волка. Пусть дети сами сделают вывод о том, что любовь к жизни сила воли помогают добиться на первый взгляд невозможного и преодолеть все трудности, как это сделал Вовка. Будущие первоклассники должны понять, что трудности преодолимы, были бы желание и, главное, сила воли, которую всегда можно воспитать. Это лучше обсудить задолго и затем целенаправленно начать работу по воспитанию необходимых качеств. Тогда проблема «страшного» адаптационного периода в первом классе не возникнет. Детям хватит сил, терпения и настойчивости преодолеть трудности этого периода. Очень важно заострить внимание ребят на диалогах папы и Вовки. Вот самое важное в этих диалогах:
|