Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида №16 «Виктория» Чистопольского муниципального района РТ Подготовила: Воспитатель Мухаметзянова Ляйсан Шакирзяновна г.Чистополь 2013 г. Формирование творческой личности - одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность ребенка в ДОУ. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному или красивому изображению, огорчаются, если что-то не получается, стремиться преодолеть трудности или пасует перед ними. Ещё Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка.
Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого : Я.А. Коменский; И.Г.Песталоцци; Ф.Фребель, многие русские преподаватели, педагоги и психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Но, что же мешает успешному развитию детского творчества? Зачастую на практике специфика изобразительной деятельности игнорируется, сама деятельность ставится в ряд с другими занятиями, что приводит к формализации педагогического процесса. Формализм в руководстве изобразительным творчеством детей нам видится и в том, что педагог и не только не поощряет внесение ребенком дополнений, обогащающих изображение, но и не разрешает это делать. Но ведь ребенку совершенно неважно, предметный у него рисунок (аппликация)или сюжетный. Маленький художник стремится передать свои впечатления от окружающего мира. Внесение дополнений будит его воображение, позволяет полнее передавать образ, характер, особенности предмета. Именно так ребенок творит, и педагогу следует не просто хвалить его за проявленную инициативу, а стимулировать развитие и обогащение образа. Изобразительная деятельность как часть воспитательно-образовательной работы с детьми должны соответствовать дидактическим принципам. Однако Однако применительно к изобразительной деятельности детей общедидактические правила рассматриваются в качестве основы обучения, не формально, а с учетом специфики изобразительной деятельности. Поэтому на первое место выдвигаются те принципы, которые в руководстве развитием детского художественного творчества являются определяющими. Один из наиболее важных принципов, на котором должно основываться руководство художественной деятельностью со стороны взрослого, — связь обучения с жизнью. Это значит, что изобразительная деятельность должна опираться на впечатления, полученные ребенком от действительности. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она находит в их творчестве. Важным принципом, характеризующим специфику рисования, лепки, аппликации, является принцип наглядности. Опираясь на него, необходимо обеспечивать познание детьми предметов и явлений, организовывать осознанное восприятие действительности и наблюдение над ней. Так же в дошкольной педагогике выделяют несколько условий развития детского творчества: 1.Раннее начало, раннее приобщение к творческой деятельности. 2.Поддержание эмоционального состояния в процессе творческой деятельности. 3. Отсутствие внешнего принуждения или жесткой регламентации деятельности. 4. Творческая личность самого педагога. Только личность творческая, нестандартно мыслящая может воспитать творческую личность. Роль творчества во всестороннем развитии личности столь велика, что дает основание рассматривать ее как универсальный способ, обеспечивающий успешное развитие различных видов деятельности. В какой степени у ребенка будут сформированы творческие способности, во многом зависит от педагогов и родителей, их внимания к реализации обозначенных условий с целью развития детского творчества.
|