Воспитывает ребенка все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. А. С. Макаренко
И правда, без семьи людям тяжело жить. С появлением ребёнка на свет, его окружают близкие и родные люди, то есть его семья. Когда ребёнок рождается в неполной семье, его всё равно окружают родные – бабушка, дедушка, дядя, тётя, то есть семья. Без семьи, родных людей, тяжело бывает. Семья даёт поддержку, опору, уверенность. Конечно, в семье бывают и разногласия, разные точки зрения на тот или иной вопрос. Но в ходе семейного совета всё разрешается благополучно. Каждый член семьи старается понять друг друга. Хочется добавить, что Семейным воспитанием занимались разные педагоги и отечественные, и зарубежные.
Многие отечественные педагоги такие как А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Л.С. Выготский и зарубежные педагоги такие как Я.А. Коменский, П.Ф.Лесгафт, Песталоцци отмечали важное значение семейного воспитания с рождения ребёнка и их труды оставили неизгладимый вклад в развитие и воспитание человека. Л.С. Выготский писал, что семья является важным элементом социализации развития и воспитания в семье. Социализация происходит наиболее активно и безболезненно, основной её механизм воспитание. Чтобы грамотно воспитывать ребёнка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. Здесь могут оказать помощь специалисты – педагоги дошкольных учреждений. Известный чешский педагог Я.А. Коменский был одним из первых, кто разработал стройную теорию семейного воспитания. Рассматривая его как первую и важнейшую часть процесса становления и развития личности ребёнка. Он предложил для детей от рождения до 6 лет своеобразную систему обучения и воспитания под руководством матери. Свои взгляды он изложил в работе «Материнская школа». По его мнению, именно в прямых и непосредственных контактах с матерью должны закладываться основы физического, нравственного и умственного развития ребёнка. Коменский требовал, чтобы родители принимали участие в детских играх, направляя их в верное русло. Подтверждая идею Коменского, по мнению Песталоцци, мать лучше всех способна постигнуть, что чувствует её ребёнок, к чему он способен, чего желает. «Час от рождения ребёнка – это первый час его обучения».- говорил Песталоцци. Видел мать, как основного воспитателя для ребёнка. Он разработал методику первоначального воспитания в семье. Придавая огромное значение семейному воспитанию, Песталоцци составил совместно с одним из сотрудников Бургдорфского института пособие «Книгу матерей или Руководство для матерей. Как им научить своих детей наблюдать и говорить». Лесгафт П.Ф. выдвинул мнение, что в годы семейной жизни складывается определённый тип ребёнка как результат усвоения привычек и обычаев семьи. В своей книге «Семейное воспитание ребёнка и его значение» выдвинул перед родителями требование: «щадить личность своего ребёнка», показал, как важно сочетание известной свободы деятельности детей и разумного руководства, любовь и внимание к их нуждам и потребностям со стороны родителей. Исключительную важную роль в семейном воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста К.Д. Ушинский отводил матери. Являясь воспитательницей своих детей она становится воспитательницей народа. Из этого, говорил Ушинский « вытекает уже само собой необходимость полноценного всестороннего образования для женщин». Л.Н.Толстой был тоже сторонником семейного воспитания и обучения детей. Воспитание считал одной из самых важных задач и обязанностей родителей. Главным условием семейного воспитания видел в здоровом семейном укладе, в тесном общении родителей с детьми. Все свои взгляды на семейное воспитание отразил в своих рассказах и книгах. В отличие от него, А.С.Макаренко главным условием семейного воспитания считал наличие полной семьи, где отец и мать живут дружно с детьми, где царствует любовь и взаимное уважение. Его известное высказывание: «Как можно больше требовательности к ребёнку, как можно больше уважение к нему». В своих работах, посвященных семейному воспитанию, убеждает родителей серьёзно отнестись к воспитанию ребёнка, начиная с первых минут его жизни. Таким образом, семейное воспитание имеет огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека. Это фундамент, на котором строится вся жизнь человека. Влияние родителей на развитие ребёнка очень велико. Для маленького ребёнка семья- это целый мир, в котором он получает первоначальное воспитание, живёт, действует, делает открытия, учится любить. К выше изложенному материалу хочу добавить моё авторское стихотворение. Что такое семья? Семья – это счастье, любовь и тепло! Семья – это нежность, уют и добро! Хотя и в семье бывает разлад, Но каждый друг другу всегда очень рад. И мы понимаем, что счастье в семье Даёт нам уверенность в завтрашнем дне. Так будем беречь мы нашу семью! И чувствовать, верить в надежду свою!!!
Список литературы и цифровых образовательных ресурсов: 1. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями.-М..2005.-80с. 2.Егоров С.Ф., Лыков С.В., Волобуев Л.М. Введение в историю дошкольной педагогики /Под ред. С.Ф. егорова.-М.,2001.-320с. 3.История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия /Сост. С.В. Лыков, Л.М. Волобуева.-М., 1999.-520с. 4. История зарубежной дошкольной педагогики /Сост. Н.Б. Мчедлидзе идр.-М.,Пр.,1986.-464с.
|