Игровая деятельность как средство развития самостоятельности у детей дошкольного возраста |
Педагогика | |||||||||||||||
Автор: Объедкова Ольга Александровна Коцкая Евгения Анатольевна Монакова Татьяна Владимировна | |||||||||||||||
25.10.2021 06:45 | |||||||||||||||
Игровая деятельность как средство развития самостоятельности у детей дошкольного возраста воспитатели МБОУ «Средняя общеобразовательная Монаковская школа» (дошкольные группы)
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) строится на признании дошкольного детства как уникального этапа всестороннего развития личности ребёнка. Стандарт, образовательные программы, комплексные программы развития дошкольных учреждений направлены на создание условий для поддержки всех видов детской деятельности при доминировании деятельности игровой как ведущей в жизни дошкольника, которая используется не только в воспитательном процессе, но и в подготовке ребёнка к дальнейшему обучению и социализации. Более того, важной компетенцией воспитателя согласно профессиональным требованиям являются навыки мотивации самостоятельности и активности детей в разных видах развивающей игровой деятельности при не директивном, а творческом участии в организации и самом процессе игры.
В документах также серьёзное внимание уделяется созданию игровой предметно-пространственной среды, которая должна быть полинасыщенной по содержанию, изменяемой, функциональной, вариативной и доступной для детей группы. Вышеуказанные требования составляют основу педагогической поддержки игры средних дошкольников и подтверждают её значение в становлении таких взаимосвязанных личностных качеств ребёнка как самостоятельность, инициативность и ответственность. В психолого-педагогической науке игровая деятельность является реперным направлением, которое исследуется в трудах многих отечественных и зарубежных учёных. Вместе с тем социальный заказ родительской общественности, в основном, связан с обучающей деятельностью детей и подготовкой их к последующему обучению в школе, что приводит к недооценке игры в разностороннем их развитии и стиранию значимости самой игровой деятельности на переломном этапе среднего дошкольного возраста. А.В. Запорожец рассматривает игровую деятельность как средство вхождения дошкольников в культурно-социальное пространство. Его исследование процесса развития дошкольника подтверждает, что игра эффективно влияет на все психические процессы ребёнка и составляет их особенности, что подтверждает её ведущее начало в жизни детей. По определению Л.С. Выготского, игра представляет собой один из видов человеческой деятельности и концентрирует в себе сложные и увлекательные жизненные явления, что привлекает к ней внимание и детей, и взрослых. На разных этапах развития ребёнка игра претерпевает значительные изменения, но всегда остаётся существенным фактором зарождающихся отношений детей с действительностью и пропитывает собой всю их деятельность. В теоретических положениях Д.Б. Эльконина игра выступает социальным природным явлением, спроецированным на отражение реальной действительности, поступков и деятельности в ней взрослых. Возникая на определённом этапе, игра представляет собой одну из стержневых и ведущих форм развития психических функций и личностных новообразований ребёнка. Отмечая существенную роль игры в развитии ребёнка, учёные обнаруживают четыре основные характеристики данной деятельности, которые систематизировала Т.А. Василькова. Это:
В свою очередь О.С. Газман, структуру детской игровой деятельности представляет параметрами, показанными в таблице 1.1. Таблица 1.1. Характеристика основных параметров игры (по О.С. Газману)
Учёный также отмечает, что игра для ребёнка является стартом самостоятельной творческой деятельности, важным психолого-педагогическим средством самовыражения и испытания собственных сил. В игровой деятельности создаются условия для развития толерантности, чувства свободы, твёрдости, воли, инициативы и самостоятельности. А значит, по мнению О.С. Газмана, игра - естественно-природная, суверенная форма изучения окружающего мира, средство приобретения опыта коммуникационного общения с людьми и воспитания положительных черт характера. Возрастная специфика развития детей 4-5-летнего возраста формирует особенности игровой деятельности дошкольников. К пяти годам дети в абсолютном большинстве приобретают навыки игровой деятельности с правилами ролевого поведения, где ребёнку предоставляется право самостоятельного выбора вариантов действий и коммуникации. В работах по социализации ребёнка посредством игры Т.А. Куликова выделяет три этапа развития игровой деятельности: ознакомительная, отобразительная, сюжетно-отобразительная игры. Если на первом этапе содержание игры составляют определённые действия-манипуляции по осмотру и изучению свойств и качеств предметов, а на втором этапе - обобщение действий предметов, то третий этап является наиболее продуктивным. В этот период дети уже умеют отображать впечатления, приобретённые в реальной жизни, а сама игровая деятельность становится разнообразной, вызывает у ребёнка непреходящий интерес и становится по-настоящему ведущей. Выступая как прикладное и дидактическое средство, игра способствует усвоению новых умений и понятий, вырабатываемых жизненно важных навыков, необходимых ребёнку на следующих этапах его развития. Вместе с тем ряд учёных (О.С. Газман, А.К. Осницкий и др.) обращает внимание на то, что компьютеризация современной образовательной среды постепенно вымывает игры, моделирующие взаимодействия людей в социуме. В связи с этим задача детских дошкольных учреждений заключается в целенаправленном и систематическом создании условий для освоения меняющейся картины мира дошкольниками в играх, которые могут научить их критически мыслить, разрешать возникающие проблемные вопросы, самостоятельно выстраивать свои достижения. Игровую деятельность дошкольника представляют следующие стержневые линии развития: эмоции - знания - творчество. Развлекаясь в игре, ребёнок расширяет границы собственного познания и развивает креативную составляющую своего характера. Этот посыл требует всемерного развития самостоятельных игровых умений детей. Вышесказанное напрямую связано с развитием у дошкольников самостоятельности, формированием умений и овладением навыками деятельности. А.А. Люблинская убеждена, что самостоятельность в игре возникает не сразу и начинается с желания ребёнка действовать и замечать жизненные реалии. Затем качественный процесс наблюдения постепенно переходит в количественную потребность в копировании того, что было подмечено. При правильной организации игровой деятельности, когда дети сами выбирают игрушки или предметы пространственной среды, определяют сюжет игры и её сценический рисунок, распределяют роли самостоятельность развивается непроизвольно. В 4-5 лет дети занимают в игре субъектную позицию, которая обнаруживается в определении коллизий и способов достижения самостоятельно поставленной цели игровой деятельности, а к переходу в старшую группу детского сада у детей уже наблюдаются навыки самооценки и самоконтроля. Исследователь констатирует, что самостоятельность является существенным показателем субъектной позиции ребёнка в игровой деятельности через целеполагание, действия без помощи взрослых, инициативу и креативное решение поставленных задач. Вместе с тем, с ростом самостоятельности в игровой среде воспитанников средней группы могут появляться недопонимание и несогласованность, вызванные завышенными требованиями к исполнению ролей отдельными детьми, элементарной недисциплинированностью, созданием обособленных гендерных групп (мальчиков или девочек) или устойчивых игровых групп предпочитаемых детей и т.д. В таких ситуациях роль воспитателя заключается в прямом воздействии на игровую деятельность дошкольников и устранении конфликтов с осуждением неправильного поведения детей, а также в умелом настраивании играющих на самоорганизованность и самостоятельность. Таким образом, игровая деятельность как средство развития самостоятельности у дошкольников средней группы детского сада имеет свою структуру, строится на основе возрастосообразных принципов и требует профессионального сопровождения в определённых педагогических условиях.
|