I. Чудо, имя которому - детская книга
Детская книга при всей ее внешней простоватости - вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное искусство - детская книжка! Л. Токмаков
Тяга к книге появляется у детей, как правило, в раннем детстве. Почему это происходит? Может быть, интерес к книге возникает потому, что она дает возможность действовать и пальчикам, и ушкам, и глазкам, и язычку, доставляет удовольствие и при рассматривании, и при перелистывании, и при слушании. Кроме того, книга удовлетворяет две одновременно существующие в ребенке потребности: к неизменному, стабильному и к новому, незнакомому. Книга - величина постоянная. Ребенок - переменная. Малыш берет книгу в руки в любое время - а она все та же. Происходит самопроверка, самоутверждение. Дети же меняются не только ежегодно, но и ежечасно - разные настроения и состояния, и вот уже `постоянная величина` открывается им по-новому. Радость открытия! Но у каждого ребенка есть в любимой книге и свой `стоп - кадр` - желание еще и еще раз услышать именно этот кусочек текста, рассмотреть именно эту картинку.
Книга - это и возможность общения со взрослыми. Через их речь, интонацию воспринимаются сюжет, характеры, настроения. Можно вместе переживать, веселиться и быть надежно защищенными от злого и страшного. Наверное, есть немало других причин, объясняющих любовь малышей к чуду, имя которому - детская книга. Ее тайна остается с человеком на всю жизнь. И в любом возрасте при встрече с книжкой своего детства нас охватывает радостное, трепетное чувство. `Ах, какие это были книги! У них было не только содержание, у них были и внешность, и запах, и вкус - незабываемые:` - пишет Т. Тэффи в рассказе `Книги`. По мере взросления ребенка меняются способы работы с книгой, приобретаются определенные навыки: рассматривание, слушание, перелистывание, `чтение`, `лопотание`, воспроизведение ранее услышанного текста в соответствии с иллюстрацией, фантазии на темы рисунков. Все это складывается в копилку, необходимую будущему читателю. Но, чтобы появился Читатель, способный на сотворчество с писателем и иллюстратором, необходима тактичная помощь чуткого взрослого. II. Литературно - художественное развитие дошкольников
Я лирных звуков наслажденья Младенцем чувствовать умел. А.С. Пушкин
Читатель начинается с колыбели. Ритмы первых песенок, рифмы фольклорных потешек, поэзия народных сказок приобщают младенца к художественным произведениям. Уже к двум годам дети - талантливые исследователи слова, они с удовольствием повторяют полюбившиеся строки, с легкостью их запоминают. Чуткость к поэзии, тяга к рифмованию, к сочинительству, к слушанию и рассматриванию книг, желание выразить свои впечатления от книги в слове, в перевоплощении, в рисунке - замечательные свойства детей в возрасте от 2 до 5 лет. Помочь малышам развивать эти способности и призвана разработанная нами система занятий с дошкольниками. Эта программа направлена на привитие привычки, интереса и любви к книге, на литературное развитие малышей. Под литературным развитием понимается развитие, необходимое для деятельности в сфере словесного искусства. Мы исходим из того, что существуют специальные литературные способности: понимание образной художественной речи, богатство словарного запаса и чувство языка, эмоциональное реагирование на поэтическое слово, способность мыслить словесно-художественными образами, легкость возникновения творческого состояния (в частности, сострадания, сопереживания, сочувствия) и др. Основные задачи каждого занятия:
- прививать детям навыки слушать, слышать и воспринимать художественные тексты;
- дать возможность наслаждаться звуком, словом, музыкой стиха;
- помочь увидеть за словами образ и передать его в разговоре, рисунке и движении;
- научить сочетать слушание с другими видами деятельности: звукоподражанием, проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, перевоплощением, разыгрыванием по ролям.
Важными в своей работе мы считаем раннюю социализацию детей и просветительскую работу с родителями. Приходя в библиотеку, ребенок встречается с новой для него предметной средой: стеллажи, столы для чтения и... книги, книги, книги. Кроме того, здесь его встречают незнакомые взрослые люди - будут ли они добры, заметят ли, какой я? Приходят незнакомые дети - какие они, можно ли с ними подружиться? Поэтому на каждом занятии мы стараемся по нескольку раз назвать каждого ребенка по имени, в игровой форме просим детей познакомиться с героем книжки - назвать свое имя, радуемся каждому члену семьи, с кем ребенок приходит на занятие. Деловое общение (совместное слушание, повторение, разыгрывание по ролям, подвижные игры и др.) дает малышу возможность наблюдать реакцию ровесников, слышать их высказывания, смотреть, как они входят в образ, перевоплощаются, двигаются. Пробовать все это самому, сравнивать, добиваться, чтоб хорошо получилось. Радоваться успехам. Одно из условий, которое мы ставим на первом родительском собрании, - обязательное присутствие и участие в занятии любого взрослого члена семьи, включая старших сестренок и братишек. С ними малыши чувствуют себя защищенно, становятся более раскрепощенными. Должно пройти время (для каждого ребенка разное), когда отпадет потребность в присутствии `своего` человека. Взрослые на занятии - не только психологические защитники, но и помощники педагога, и одновременно `учащиеся`, так как постигают разнообразие детской литературы, узнают новых авторов, знакомятся с литературно-педагогическим анализом текста, приемами работы с книгой. О приемах, которые мы используем при каждой встрече, идет разговор с родителями на собрании, а с детьми - на первом занятии с рабочим названием `Введение в систему`. Выделим основные приемы, используемые на вводном занятии: Литературный герой. На разных занятиях он приходит из разных книжек: Кисонька-Мурысонька из фольклорной песенки, Машина из стихотворения Валентина Берестова, Королевская дворняжка, она же `Умная собачка Соня` из веселой сказки Андрея Усачева... Но особую роль играет литературный персонаж, которому суждено стать связующим звеном на всех занятиях. Детские книги дают нам для этого массу вариантов. Главное, чтобы этот персонаж был любим, узнаваем, мог бы знакомить детей с книжками, задавать вопросы, реагировать на высказывания, устраивать игры и поощрять. Для группы детей 3-4 лет мы взяли себе в помощники домовенка Кузьку из книги Т.Александровой `Кузька`, а для группы 4-5 лет - Мальчика-Колокольчика из сказки В.Одоевского `Городок в табакерке`. Колокольчик. Звук колокола (колокольчика) всегда играет значительную роль в наших занятиях: влечет, созывает, завораживает, помогает привлечь внимание детей, переключить их с одного вида деятельности на другой, успокоить. Мы настраиваем детей на то, чтобы при звуке колокольчика они смотрели на человека, который его держит. Звоном колокольчика в начале и в конце занятия мы собираем детей в круг. Круг. Круг - это возможность всем посмотреть друг на друга, взяться за руки и почувствовать себя своим среди ровесников. Не разрывая круга, можно его расширять, сужать, двигаться влево и вправо. В кругу поются приветственная и прощальная песенки. Песенки. Это зачин и концовка занятия. Слова и мотив (почти речитатив) должны быть немудреными: Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте! Мы рады, мы рады вам! (2 раза) Очень мы рады Ирочке, Очень мы рады Алешеньке... Называем каждого, сопровождая имя улыбкой, и наблюдаем, как светлеют лица: меня назвали, ко мне обратились, я здесь желанный. Иногда удовлетворение прикрыто смущением. Не расходясь из круга, расцепив руки, мы начинаем работать пальчиками. Пальчики. Мелкая моторика в наших занятиях - важное звено. Сначала мы поднимаем два пальчика - как ушки у зайчика. Потом опускаем их вниз - получаются ножки. Пальчиками-ножками мы ходим по разным сказкам (по осенней, медвежьей, кукольной - в зависимости от темы занятия). `Прогулка по сказке` - это еще и просмотр книжных иллюстраций: остановка, пальчики топчутся на месте, а глазки рассматривают картинки, замечают нарисованных на них людей и животных, улавливают цвет и сюжет. Пальчики не выдерживают и показывают в книжке все, что видят глазки. В течение занятия мы работаем с пальчиками несколько раз. "Дошкольное образование"
Слушание. Слушание на наших занятиях сочетается с другими видами деятельности. При чтении стихов мы стремимся донести до детей красоту поэтического слова, мелодию, ритм и настроение стиха. Короткие фольклорные песенки, заклички, потешки, авторские четверостишия - хороший материал для совместных повторов, заучивания. Сказки народные и литературные, поэтические и прозаические - это внимание к сюжету, создание образов. Слушание, как правило, чередуется со звукоподражанием, движениями, перевоплощениями, проигрыванием диалогов. Часто сказки читаются с опорой на иллюстрацию, с использованием игрушек, поделок. Игры. Игры всегда органично включены в сценарий занятий и помогают созданию образа. Они разные: с пальчиковыми куклами и куклами на тросточках, с загадками, `искалочками`, сюрпризами, с движениями ручками и ножками, с хороводами, беганьем и прыганием. К каждой игре заранее продумывается подбор литературного материала. Музыкальное сопровождение. Очень часто на занятии звучит классическая музыка. Она помогает создавать настроение, вводит в атмосферу литературных произведений, способствует возникновению творческого состояния во время рисования. Аудиокассеты с детскими песенками мы включаем до начала и после окончания занятий, используем их при проведении игр. С песнями детям легче перевоплощаться, двигаться. Каждое занятие - это погружение детей в литературную среду, в атмосферу художественного слова, образа, в мир звуков, ритмов и рифм. Для этого мы в первую очередь используем богатый, отшлифованный временем фольклорный материал - шедевры народной поэзии и педагогической мудрости. Ведь в потешке, в сказке, в песенке ребенок проходит систему воспитания средствами искусства слова. Фольклорные истоки, как правило, имеют и литературные произведения, отобранные нами для чтения вслух, для проигрывания и заучивания. Авторские стихи и стихотворные сказки также помогают малышам прививать вкус к родному языку, развивать чутье к его звуковым красотам. Прозаические произведения представлены либо сказкой (Т.Александрова), либо лаконичной миниатюрой (Л.Толстой), либо лирическими зарисовками (М.Пришвин). Жанр рассказа используется в программе редко, что обусловлено возрастными особенностями восприятия. Зарубежный фольклор и литературу мы всегда стараемся давать в лучших переводах детских поэтов (С.Маршак, Я.Аким, И.Токмакова, М.Бородицкая и др.), так как в данном случае слово переводчика влияет на развитие речи, на воспитание литературного вкуса. Задачи, поставленные педагогом, могут быть общими для многих занятий, а могут быть специфичными для одного-двух. Но в любом случае следует внимательно отнестись ко всем этапам подготовки. 1. Отбор книг Поскольку одна из наших задач - прививать детям интерес к книге, как к произведению искусства, необходимо показать им не только хорошую литературу и лучшие рисунки, но и познакомить с изданиями различного формата (от больших красочных сборников в твердых переплетах до книжек-малышек), с книжками-игрушками, книгами с плотными картонными страницами, звуковыми эффектами, запахами и т.д. Задача педагога - предоставить детям возможность услышать и увидеть лучшие фольклорные сборники, произведения мастеров разных времен и различных направлений (к примеру, в литературе: А.Пушкин, Ф.Тютчев, Л.Толстой, К.Ушинский, С.Черный, Н.Заболоцкий, К.Чуковский, С.Маршак, Д.Хармс, А.Барто, Б.Заходер, В.Берестов, М.Яснов и др.). Книги, принесенные на занятия, должны не только соответствовать теме, но и привлекать внимание ребенка, вызывать у него потребность прикоснуться к ним, рассмотреть, узнать содержание. Тексты и иллюстрации должны обладать художественными достоинствами. 2. Литературно-педагогический анализ Задача педагога - помочь детям глубже понять и почувствовать литературный материал. Для этого при подготовке к занятию он анализирует произведения и ставит перед собой конкретные педагогические задачи. Разбирая образы и сюжеты, язык и стиль, нужно продумать:
- какие слова и строки следует объяснить или повторить;
- где задать четко сформулированный вопрос;
- в каком случае нужна соответствующая интонация, а когда следует использовать жесты, движения, игрушки;
- как подать сложный текст с расчетом на эмоциональное воздействие.
Литературу, предназначенную непосредственно детям, мы рекомендуем рассматривать с точки зрения ее доступности для понимания ребенком. Включая же в программу произведения `большой` поэзии (Н.Некрасова, А.Фета, Б.Пастернака, О.Мандельштама и др. авторов), следует целиком полагаться на талант малышей поддаваться магии ритма, рифмы, художественного слова. Художественные тексты воздействуют как на литературное, так и на общее развитие ребенка. Поэтому для решения каждой педагогической задачи подбираются определенные тексты. Приведем несколько примеров:
- для создания веселого настроения можно использовать стихотворение М.Яснова `Громкое утро`; для лирического - стихотворение А.Белого `Снега белей...`;
- чтобы побудить детей к сопереживанию, состраданию, сочувствию, читаем сказки В.Берестова `Больная кукла`, К.Чуковского `Айболит и воробей`;
- для звукоподражания слушаем и повторяем фольклорную песенку `Кисонька-Мурысонька`, рассказ Ю.Казакова `Жадный Чик и кот Васька`;
- для стимулирования подражательных движений разыгрываем с детьми эпизоды из рассказа Е.Чарушина `Почему Тюпа не ловит птиц` (`Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!`), водим хоровод на слова фольклорной песенки `Мыши водят хоровод`;
- для разыгрывания диалогов разучиваем стихотворение Г.Авдиенко `Зайчик, зайчик, где твой дом?`, инсценируем сказку В.Бианки `Лис и мышонок`;
- для игры в перевоплощения читаем стихотворение В.Маяковского `Кем быть` (изображаем самолет) и стихотворение В.Берестова `Честное гусеничное` (изображаем бабочек);
- для определения ощущений - например вкусовых - обращаемся к образу домовенка Кузи из сказки Т.Александровой (Кузька любит `олелюшечки` - ватрушки, пирожки и т.п.); для оформления представлений об осязательных ощущениях читаем стихотворение Б.Заходера `Что ты, еж, такой колючий`;
- для развития способности `видеть` со слов читаем, изображаем движениями и рисуем стихотворение из вьетнамской народной поэзии:
`Шагает слоненок. Скорей погляди: Хобот большой у него впереди...`;
- для усвоения противоположных понятий учим стихи А.Введенского `Села кошка на окошко`, Н.Заболоцкого `Как мыши с котом воевали` (тихо - громко); К.Чуковского `Котауси и Мауси`, В.Татаринова `Кошка с собакой` (добрый - злой); проговариваем потешку `Ежик, ежик, чудачок, сшил колючий пиджачок` и рассказываем сказку `Колобок` (колючий - гладкий); читаем `Сказку про храброго зайца - длинные уши, короткий хвост` Д.Мамина-Сибиряка (длинный - короткий) и т.п.
Художественная литература для малыша - важное звено в освоении окружающего мира: она позволяет по-новому взглянуть на природу, на животных, на игрушки, на отношения между людьми. 3. Выбор иллюстраций Выбор иллюстраций - важный момент в подготовке к занятию. О неразрывности текста и иллюстрации в детской книге единодушно заявляют и писатели, и художники. К.Чуковский сформулировал это так: `...наши стихотворения должны быть графичны, то есть в каждой строфе, а порою и в каждом двустишии должен быть материал для художника, ибо мышлению младших детей свойственна абсолютная образность... Стихи, печатаемые без рисунков, теряют чуть не половину своей эффективности`. Целая плеяда художников посвятила свой талант искусству детской книги. Детям будет полезно и интересно увидеть работы хороших и разных иллюстраторов, разнообразие стилей, игру красок, своеобразную привлекательность черно-белой графики. Поэтому в списках литературы мы стараемся указывать фамилию иллюстратора, чьи рисунки желательно показать малышам. Подбирая рисунки, следует помнить, что они не только поясняют текст, но и активизируют фантазию, воображение, воспитывают эстетический вкус. Необходимо продумать, в какой момент просмотра малышам потребуется помощь педагога:
- задать вопрос о внешнем виде, характере, настроении героя;
- уделить особое внимание картинам природы (например, поразмыслить, какого цвета зима, и увидеть не только белые, но и голубые, розовые, фиолетовые, а порой и черные краски);
- соединить наглядное и словесное изображения игрушки, зверюшки, пейзажа.
На каждом последующем занятии мы повторяем предыдущее. Задача повтора - закрепить материал, дать возможность детям рассказать то, что им запомнилось, а педагогам - проанализировать возможности и особенности восприятия различных детей. Удовлетворяя потребности детей слушать многократно один и тот же текст, постоянно возвращаясь к знакомым книжкам, мы периодически делаем обобщающие занятия по 3-4 темам. В программе второго года занятий (для дошкольников 4-5 лет) умышленно повторяем некоторые стихи и сказки из программы первого года. Опыт показал, что наши занятия помогают малышам постепенно овладевать и техникой чтения, и счетом, и чувством ритма. Но главное, они прививают чутье к родному языку, любовь к художественному слову, интерес к книге. III. Рисование
Творческие силы маленького ребенка сосредотачиваются на рисовании не случайно, но потому, что именно рисование предоставляет ребенку этого возраста наиболее легко выразить то, что им владеет. Л.С. Выготский
Первая часть занятия (30 минут) - литературно-игровая, вторая (равная по времени) - рисование. Тот образ, который создали дети, слушая и рассматривая книги, изображая литературных героев, двигаясь и проигрывая ситуации, они воплощают в рисунке. Рисование для детей этого возраста - органическая потребность, канал, по которому может выявляться и реализовываться в материале внутренняя жизнь детской души. Еще не умея выразить себя словом, ребенок пытается невнятными каракулями отразить переполняющие его впечатления от жизни, прикоснуться к ней кончиками пальцев, по выражению французского психолога В.Бараля. Занятия изобразительной деятельностью заключают в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка - умственного, эмоционального, эстетического, моторного, трудового. В результате систематических занятий рисованием формируются воображение и память, развивается мелкая моторика руки и связанные с ней мышление и речь. Рисуя, ребенок постоянно анализирует, сравнивает, обобщает, абстрагирует - и это также формирует его мышление, пробуждает ассоциативные связи. Кроме того, рисование имеет психотерапевтический эффект для тревожных, невротических детей. Конкретная же задача второй части каждого занятия, посвященной рисованию, - визуализация литературного образа, явления, персонажа, с которыми дети познакомились в первой половине занятия. Ребенок должен стать иллюстратором предложенного ему литературного материала. И это непростая, почти непосильная задача для ребенка 3-4 лет, когда его рука еще физиологически плохо развита, внимание и концентрация не сформированы и конкретное изображение ему еще не свойственно. Отсюда вытекает следующая педагогическая задача: организовать, удержать внимание ребенка, прозанимавшегося уже 30 - 40 минут, помочь в овладении простейшими изобразительными навыками, научить приемам и способам изображения простых фигур и предметов, дать представление об изобразительном материале и инструментах. Ребенок приобретает некоторые навыки и умения, постепенно совершенствуясь в них. Эти навыки помогают ему реализовать свои внутренние ощущения и представления и получать от занятий удовольствие. На занятии обязательно присутствуют родители, как помощники педагога, но их участие в деятельности ребенка не должно выходить за рамки адресной технической помощи и психологической поддержки. Основная форма работы во второй части занятия - рисование. Кроме этого, дети лепят, занимаются аппликацией и оригами. Это тематические занятия, рассчитанные на 30-40 минут, с разным для каждой возрастной подгруппы программным содержанием. В качестве объектов изображения выступают предметы, персонажи прочитанных книг, явления и состояния природы, времена года, продиктованные литературной частью.
- Перед началом художественной части занятия дети произносят закличку:
`Раз, два, три, четыре, пять - Будем сказку рисовать`. Тем самым они настраиваются на что-то необычайное, какое-то волшебство, когда на чистом листе вдруг возникает какое-то изображение. Дети с родителями садятся за столы. Перед ними - альбомный лист, на котором они будут рисовать, акварельные краски, кисточка, баночка с водой и листок-палитра - все как у настоящих художников. Чтобы сконцентрировать внимание детей, педагог звонит в колокольчик. Затем педагог делает короткое вступление, стараясь заинтересовать детей, пробудить в них эмоциональный резонанс. Дети охотно откликаются на вопросы педагога, направляющие их к размышлению над тем, как нарисовать тот или иной персонаж или предмет. Вопросами `На что это похоже? Какого цвета? В чем отличие? В чем сходство? Какое настроение?` - педагог вызывает живую реакцию детей на изображаемый предмет. Например, при изображении цыпленка педагог спрашивает: `Из чего рождается цыпленок?` Ответ: `Из яйца`. Яйцо - это овал. Форма цыпленка похожа на овал. Рисуем несколько желтых овальчиков. К овалам пририсуем клювики, ножки. Получились цыплята. Цыпленок вырос - стал курицей. Курица - тоже овал, только большой. Пририсуем клюв, ножки, гребешок, хвостик. При показе педагог широко пользуется словом, называя каждое движение, выбирая доступные каждому возрасту приемы, опираясь на желание детей подражать взрослому. Роль педагога - быть путеводителем. В меру своих сил ребенок повторяет за педагогом его рисунок, часто дополняя его своими деталями и меняя по своему желанию цвет и композицию. Дети совершенно свободны в своем желании самостоятельно нарисовать предлагаемый предмет или персонаж. Педагог дает только рисунок-схему, помогая ребенку в создании своего собственного образа, своего настроения. Это первая ступенька к обучению. Со стороны детей наблюдается скорее не подражание, а сотворчество, так как часто они своими рисунками подсказывают педагогу наиболее простой, обобщенный способ создания того или иного образа. Уже на первых этапах возникает творческая атмосфера радости от результатов работы. Метод, которым пользуется педагог, - это одобрение, похвала, только позитивная оценка. Главное - вдохновить, заметить достоинство в рисунке, ни в коем случае не сравнивать ни с кем, только с самим собой, со своими достижениями, создать доброжелательную атмосферу, чтобы ребенок ушел с занятий с чувством удовлетворения от сделанной работы. В процессе занятий вырабатывается ряд постепенно усложняющихся приемов, и на каждом занятии используется накопленный ранее опыт, чтобы ребенок мог без труда повторить в своей работе. Большое внимание, особенно на первых порах, уделяется правильной постановке руки, позе ребенка. Он постепенно учится пользоваться кистью, акварельными красками (акварелью рисуем без предварительной разметки карандашом), водой, палитрой, ориентироваться на листе бумаги. Знакомство с новым материалом для него - открытие. Каждая возрастная группа занимается по своей программе. Трехлетние дети знакомятся с материалом, учатся узнавать краски, различать теплые и холодные цвета, овладевают изображением линий, штрихов, простых форм (пятно, круг, овал, прямоугольники), учатся делать несложные рисунки с помощью этих форм. Дети часто дополняют свои рисунки словами, в которых еще раз проигрывают изображенные образы. В группе четырех лет дети учатся смешивать краски, получают понятие о спектре, учатся закрывать целиком фон, воспринимать настроение цвета. Движения руки становятся более преднамеренными. При рассмотрении предмета, выполняющего роль натуры, мы обращаем внимание на расположение, цвет и форму его частей, выделяем общие признаки и характерные особенности. Постепенно развивается способность замечать, сравнивать, различать предметы. При этом педагог продолжает напоминать, как правильно держать кисть, как пользоваться краской. В процессе работы педагог старается подойти к каждому ребенку и индивидуально помочь, когда возникает в чем-либо затруднение.
- После того как рисунок закончен, устраивается выставка, на которой рассматриваются все работы. Педагог в игровой форме ведет беседу с каждым ребенком, внимательно рассматривая его рисунок, находя для каждого слова одобрения.
Знакомясь с множеством книг, проиллюстрированных лучшими художниками, ребенок начинает относиться к книге как к эстетическому объекту. Иллюстрации в книге - это зачастую первые произведения изобразительного искусства, с которыми знакомятся малыши. Хорошие иллюстрации формируют вкус, способствуют художественному развитию, побуждают к творчеству. Необходимо отметить, что предлагаемая программа - лишь поверхностная схема той работы, которую мы проводим. Во время занятий, когда видишь лица и глаза детей, их непредвиденную реакцию, часто импровизируешь, находишь новые повороты для подачи материала, новые решения для поставленной задачи и следуешь не столько программе, сколько голосу своей души. Каждому, кто работает с детьми, известно, что готовый сценарий - это лишь материал, в который необходимо вдохнуть свою любовь и внести свое видение. Поэтому любой сценарий может быть изменен в соответствии с конкретными условиями, применительно к конкретным детям, может быть сокращен или разделен на два занятия (насыщенность материала вполне позволяет это сделать). Для детей 3-4 лет программа построена по тематическому принципу. Темы условно сгруппированы в 5 циклов: волшебные существа, зверюшки и птички, игрушки, время суток, времена года. Для дошкольников 4-5 лет программа построена по персоналиям: А.Пушкин, В.Одоевский, К.Чуковский, С.Маршак, Д.Хармс, Б.Заходер, В.Берестов, Г.Остер, А.Усачев. В качестве педагогического обеспечения программы в издательстве `Либерея` вышли две книги под названием `Вместе с книжкой и игрушкой` - с элементами кукольного театра, текстами сценариев и методическими рекомендациями, а в журнале `Наш малыш` были опубликованы книжки-самоделки для совместной работы детей и родителей - каждая по форме определенного зверька (`Ежик`, `Зайчик`, `Слон`), со стихами о нем и списками рекомендуемых для детского чтения книжек. Елена Кузьменкова, Галина Рысина
|