Опыт работы с родителями особенных детей |
Педагогика | |||
Автор: Абрамова Ирина Анатольевна | |||
02.08.2022 07:09 | |||
Опыт работы с родителями особенных детей Основная цель всех форм и видов взаимодействия детского сада с семьей — установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Дошкольные организации способствуют в воспитанию и развитию ребёнка, но центральное место в формировании личности ребёнка занимает семья. В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детском возрасте». На территории России долгие годы утверждался приоритет общественного воспитания над семейным.
Для эффективной коррекционной работы и успешной адаптации ребенка с РАС в детском саду является работа с его семьей. Нарушения в развитии ребенка, его поведенческие проблемы становятся сильнейшим источником стресса и приводят к дезадаптации всех членов семьи. Важной формой осуществления контакта с родителями является индивидуальная работа, а условием – соблюдение педагогического такта и гибкости. Работая с родителями этой категории детей, необходимо знакомить их с особенностями развития особенных детей вообще и их ребенка в частности. Поняв, чем же конкретным отличается их ребенок от других, увидев его «сильные» и «слабые» стороны, мамы и папы могут совместно с психологом и педагогом определить уровень требований к нему, выбрать основные направления и формы работы. Родители должны понять, как сложно жить их ребенку в этом мире, научиться терпеливо наблюдать за ним, замечая и интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои мысли, чувства и эмоции словами. Цель работы с родителями — повышение родительской компетентности для решения проблем обучения, воспитания и развития ребёнка, эффективного взаимодействия семьи и детского учреждения. Основные задачи работы с родителями:
Работая в группе с детьми с нарушением интеллекта и расстройством аутистического спектра используем следующие формы работы: Анкетирование Цель: собрать как можно больше информации, об индивидуальных предпочтениях ребенка, какие стимулы (игрушки, еда, предметы) по мнению его ближайшего окружения можно использовать в качестве «подкрепления» в процессе обучения. А также, собрать как можно больше информации об уровне развития социально-бытовых, игровых и поведенческих навыков. Индивидуальное и групповое консультирование. Целью консультирования чаще всего является выработка совместных с родителем решений по преодолению трудностей в обучении, воспитании и развитии детей с нарушением интеллекта и РАС, а также информирование по различным вопросам:
Родительские собрания Цель: повышение уровня компетентности родителей в вопросах воспитания педагогической культуры родителей. Творческие выставки совместных работ родителей и детей Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем (повышение активности родителей в жизни, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений). Например, выставки рисунков по временам года «Вместе с мамой»; выставка работ из природного материала «Что нам осень подарила»; выставка работ из бросового материала «Новогодние фантазии», «Весёлые снеговики», «Весна пришла». Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями Информационно-ознакомительные Цель: ознакомление родителей с условиями, содержанием и методами воспитания и коррекционной работы с детьми в группе. Информационно –просветительские Цель: обогащение знаний родителей об особенностях развития детей данной категории. Их специфика заключается в том, что общение родителей и педагогов здесь не прямое, а посредственное, через газеты: например газета посвящённая дню матери «Сердце матери», или дню инвалида «Вместе мы сможем больше», дню Защитника Отечества «Вместе с папой», международному женскому дню 8 Марта «Мама-моё солнышко»; стенды, ширмы, папки – передвижки, выставки детских работ «А я и не знал, что могу». Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей к школе.
|