Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Педагогический колледж №18 «Митино» Развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Выпускная квалификационная работа Исполнитель: Трофимова Анна Антоновна студентка 602 группы заочного отделения Специальность 050704 Дошкольное образование Руководитель: Своротова Юлия Владимировна Содержание Введение Глава 1. Теоретические основы развития эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста средствами игровой деятельности 1.1. Понятие «эмоции» в психолого-педагогической литературе 1.2. Особенности развития эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста 1.3. Специфика применения игровой деятельности для развития эмоциональной сферы дошкольника
Скачать полный текст работы
Скачать приложения
Глава 2. Опытно-практическая работа по развитию эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста средствами игровой деятельности 2.1. Описание методик диагностики и определение особенностей развития эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста 2.2. Опыт работы по развитию эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Заключение Список литературы Приложение
Введение
Актуальность исследования. Дошкольный возраст является самым чувствительным периодом для развития и становления личности ребенка, его характера, познавательной сферы, навыков, умений и способностей. В целом, дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности; формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым» и т.д.). Именно в дошкольном возрасте происходит становление эмоциональной сферы ребенка. При нарушении эмоциональной сферы затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление, формирование самосознания, самооценки, образа Я. Такой ребенок безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения. Таким образом, без педагогической помощи такие дети оказываются психологически не подготовленными к школе. Развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек и игровой деятельности. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учить общаться и познавать себя. У ребенка должен быть определенный набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым. Так как именно игровая деятельность является средством развития эмоциональной сферы. В отечественной психологии накоплен обширный опыт, позволяющий рассматривать развитие эмоциональной сферы в контексте процесса формирования личности (Г.М. Бреслав, Г. Е. Сухарева, В. В. Ковалев, А.С.Белкин и др.). Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах. Академик А.С. Белкин одним из важнейших условий обучения и развития считает переживание личностью ситуации успеха, т.е. радости достижения, осознания своих возможностей, веры в себя [41]. Л.С.Алексеева рассматривает роль семьи в формировании эмоциональной сферы ребенка [30]. Таким образом, актуальность и социальная значимость вопроса развития эмоциональной сферы дошкольников средствами игровой деятельности определили направление нашего исследования. Цель работы: теоретически обосновать и описать практический опыт по развитию эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста средствами игровой деятельности. Объект исследования: эмоциональная сфера дошкольников. Предмет исследования: развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста средствами игровой деятельности. Для реализации поставленной цели, следует решить следующие задачи: 1. Проанализировать научную литературу по теме исследования и дать характеристику понятия «эмоции» в психолого-педагогической литературе; 2. Выявить особенности развития эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста; 3. Определить специфику применения игровой деятельности для развития эмоциональной сферы дошкольника; 4. Описать опыт работы по развитию эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста средствами игровой деятельности. Методы исследования. Для достижения цели исследования и решения поставленных задач были использованы комплекс исследовательских методик: 1) теоретические методы (анализ психологической, педагогической научной литературы); 2) эмпирические методы (тестирование, эксперимент, наблюдение). База исследования: опытно-практическая работа проводилась на базе МДОУ № 14 «Колокольчик» г. Москва в средней группе. В исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 4-5 лет. Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Работа иллюстрируется таблицами, рисунками. Общий объем работы составляет 54 страницы. Глава 1. Теоретические основы развития эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста средствами игровой деятельности 1.1. Понятие «эмоции» в психолого-педагогической литературе
Эмоциональная сфера – явление сложное, многогранное, отображающее полифонию как самой личности, так и ее взаимодействие с богатством окружающего мира. В психологии даются различные определения эмоциональной сферы, которые вступают между собой в противоречия, но точки зрения различных авторов согласуются в выделении ее составных элементов – эмоции, чувства, потребности. Л.И. Божович представляла эмоции как «первичные формы психической жизни», между тем указывая на их важную роль в становлении компенсаторных возможностей личности и взаимодействие личности и окружающей среды [4]. Понятия «эмоции» и «эмоциональная сфера» очень часто используются как в науке, так и в повседневной жизни. Однако общепринятого объяснения данных терминов до сих пор нет. Обратимся к известным определениям. Эмоция (от лат. emovere – возбуждать, волновать) обычно понимается как переживание, душевное волнение. Определение эмоции носит абстрактно - описательный характер или требует дополнительных разъяснений. Рассмотрим ряд таких определений. Отечественные психологи Лебединский В.В. и Мясищев В.Н. дают определение эмоции как переживание. Эмоции являются одной из важнейших сторон психических процессов, характеризующая переживание человеком действительности. Эмоции выражают интегральное выражение изменённого тонуса нервно-психической деятельности, отражающийся на всех сторонах психики и организма человека [21]. Эмоции влияют и на психику, и на физиологию. Известный физиолог Анохин П.К. рассматривал связь эмоций с потребностями организма. Анохин П.К. писал, что «с физиологической точки зрения перед нами стоит задача раскрыть механизм тех конкретных процессов, которые в конечном счёте приводят к возникновению и отрицательного (потребность) и положительного (удовлетворение потребностей) эмоционального состояния. Эмоции бывают положительные и отрицательные. Из определения следует, что отрицательные эмоции возникают тогда, когда человек испытывает потребность, а положительные - при удовлетворении» [1]. Главнейшими особенностями эмоций стали: • идеаторный характер, позволяющий формироваться по отношению к событиям или ситуациям, существующим в прошлом (и пережитом) или ожидаемом будущем (воображаемом); • способность к коммуникации, за счет чего эмоциональный опыт состоит из индивидуальных переживаний и эмоциональных сопереживаний, проявляющихся при общении или восприятии чего-либо. Понятие эмоции включает в свой класс следующие виды эмоций: • Удовольствие – эмоциональное переживание, получаемое от удовлетворения органических потребностей. • Собственно эмоции – процесс, направленный на удовлетворение собственных потребностей. Эмоции могут быть вызваны реальными или воображаемыми ситуациями и воспринимаются человеком в качестве внутренних переживаний или передаются окружающими. Понятие эмоции в данном случае заключает в себе личностные образования, характеризующие социально-психологическое состояние индивидуума. Они способны предвосхищать события или ситуации, не наступившие в реальном времени, но возникают из-за пережитых или воображаемых ситуаций. • Чувства – вид эмоционального состояния человека, носящий предметный характер, способный к самосовершенствованию и развитию. В зависимости от культурной принадлежности чувство выражаются по разному и в индивидуальном развитии личности играют главнейшую социализирующую роль при формировании личности и ее мотивационной сферы. Чувства помогают закрепить потребности и интересы каждого человека. Являясь продуктом культурно-исторического развития, они связаны с непосредственным окружением и видами деятельности человека. • Аффекты – эмоциональные состояния, сопровождаемые ярко выраженными изменениями поведения, испытываемые человеком. Аффект представляет собой реакцию на совершенный поступок или действие, означающую степень удовлетворения потребности, стимулирующей на совершение того самого поступка. Чем больше пришлось приложить усилий и чем сильнее проявляется мотивационный стимул, но менее выраженный полученный результат, тем сильнее проявляется аффект. Данный вид эмоций препятствует разумности и нормальному проявлению поведения. В современном мире аффекты проявляются в следующих видах: • Стресс – это состояние длительного эмоционально-психологического напряжения, возникающего при эмоциональной перегрузке нервной системы человека. Он способствует дезорганизации деятельности и нормального поведения человека; • Страсть – наиболее сложное эмоциональное состояние человека, представляющее собой сплав чувств, эмоций и мотивов, сконцентрированных вокруг предмета или вида деятельности. Объектом страсти может выступать исключительно человек. Все вышеперечисленное, это чистые виды эмоций, входящие во все психические процессы внутреннего состояния человека. Любое их проявление приводит к эмоциональным переживаниям. Основные функции эмоций позволяют нам лучше понимать и судить друг о друге без слов, благодаря чему лучше настраиваться на общение и совместную деятельность. Е.И. Рогов и Т.П. Скрипкина [35] на основе анализа имеющихся в психологии исследований выделяют 6 функций: 1. Отражательная функция, выражающаяся в обобщенной оценке событий. Такая оценка формируется в большей степени на основе сопереживаний, возникающих в процессе общения с другими людьми. 2.Побудительная, или стимулирующая, функция. Любое эмоциональное переживание содержит более или менее четкий образ предмета, способного удовлетворить актуальные потребности человека, направления его поиска и собственное пристрастное отношение к нему. 3. Подкрепляющая функция. Сильнее и надолго запоминаются те значимые события, которые вызывают наиболее сильную эмоциональную реакцию. Если человек однажды испытал чувство радости и удовлетворения от какой-либо деятельности (т. е. получил позитивное подкрепление), есть большая вероятность того, что и в дальнейшем он будет с радостью за нее браться. 4. Переключательная функция. Наиболее ярко проявляет себя при так называемой борьбе мотивов, когда, например, возникает противоречие между естественным для человека инстинктом самосохранения и чувством долга. В этом случае решающим в проблеме выбора будет привлекательность мотива и его личностная значимость. 5. Приспособительная функция. Данная функция проявляется, когда индивиду необходимо установить значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных потребностей. 6. Коммуникативная функция. Эмоции являются одним из главнейших факторов, оказывающих влияние на общение между людьми. Мимика и пантомимика, как средства выражения эмоций, позволяют человеку транслировать собеседнику свои переживания, не обозначая их вербально. Кроме того, чувства одного человека непосредственно могут воздействовать на окружающих. Таким образом, эмоция как процесс есть деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире. Эмоция оценивает действительность и доводит свою оценку до сведения организма на языке переживаний. Эмоции плохо поддаются волевой регулировке, их трудно вызвать по своему желанию. Известно, что дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям. Малыш учится в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства. Далее более подробно рассмотрим особенности развития эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста.
|