Содержание Государственного образовательного стандарта ГОС (НРК) определяет последовательность приобщения ребенка к социальному опыту: приоритет отдается практической деятельности, в ходе которой дети, получая начальные представления об окружающем мире, постепенно овладевают ценностно-ориентационной составляющей образованности. [1, с.10]. Такой деятельностью является сюжетно - ролевая игра. Современный детский сад должен быть не только транслятором знаний (подобно телевизору), сколько школой социального действия, в которой идет ежедневная работа детей и взрослых. Современный этап развития российского общества обострил ряд глобальных проблем жизнедеятельности большинства групп и слоев населения, прежде всего детей. В силу этого особое значение принимает дошкольное образовательное учреждение как социальный институт, обеспечивающий социализацию подрастающего поколения.
В наши дни ситуация сложившаяся в ДОУ показывает, что у детей дошкольного возраста идет сворачивание сюжетно- ролевой игры. Игра- это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту, способ усвоения социального опыта. В детском саду может и должен играть воспитатель. Для детей создается особая предметно - развивающая среда, но в отличие от своих бабушек и дедушек, которые в детстве с упоением играли в сюжетно- ролевые игры, многие современные дети не в состоянии организовать свою игру, они не могут элементарно развить сюжет. Вопрос о том, что именно в окружающей ребенка действительности, оказывает определяющее влияние на присвоение социального опыта, является одним из самых существенных вопросов [23, с. 5] По – мнению Д. Б. Эльконина, « детская игра – исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности; одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей»[12, c.43] Работы исследователей показали, что основным содержанием творческих игр детей является общественная жизнь взрослых в её разнообразных проявлениях. Таким образом, игра- это деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых. Принимая ценностное отношение ребенка к миру и к самому себе в качестве содержательных основ современного воспитания, необходимо и практику воспитательной работы строить как систему ситуаций организованного социального опыта. Таким образом, нужно использовать сюжетно- ролевую игру для присвоения социального опыта детьми дошкольного возраста. Поэтому, тема выпускной квалификационной работы: «Сюжетно-ролевая игра как средство присвоения социального опыта детьми 6-ого года жизни». Объект исследования – процесс присвоения социального опыта. Социальный опыт ребенка — это результат специально организованного усвоения общественного опыта, то есть всегда «производный продукт» целенаправленного воспитания и обучения, поэтому на них и необходимо сосредоточить главные усилия взрослых. Предмет исследования - сюжетно – ролевая игра как средство присвоения социального опыта. Сюжетно-ролевая игра- это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, где воспроизводятся действия взрослых и отношения между ними. Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие отечественные исследования, они направлены на изучение теории сюжетно – ролевой игры (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А. П. Усова, Д.Б. Эльконин, Д. Б. Менжерицкая, Т.А. Маркова, Н.Я. Михайленко, Н. А. Короткова). Цель работы: Теоретически обосновать актуализацию социального опыта детей дошкольного возраста и разработать механизм его присвоения в условии сюжетно – ролевой игры Задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогические подходы к процессу социального развития детей дошкольного возраста. 2. Выявить особенности присвоения социального опыта в условии сюжетно-ролевой игры детьми 6- ого года жизни. 3. Разработать перспективный план развития сюжетно-ролевой игры, стимулирующей присвоение социального опыта. Гипотеза: Актуализация социального опыта в сюжетно-ролевой игре возможна при условии перспективного планирования её развития. Методы исследования. 1. Теоретические: анализ психолого – педагогической литературы, сравнение, обобщение. 2. Эмпирические: педагогическое наблюдение, тестирование. Методологической основой выпускной квалификационной работы являются исследования Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина о значении сюжетно – ролевой игры как ведущего вида деятельности. База исследования - Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 47 «Соболёк» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением патриотического направления в развитии детей города Невьянска, группа №3 «Весёлая семейка», период 2008-2009 год. Практическая значимость работы заключается в разработке механизма присвоения социального опыта. РЕФЕРАТИВНАЯ ЧАСТЬ
1.1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕССУ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми, сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения, то есть становиться социально компетентным. Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний. Наиболее важными факторами, влияющими на социальное развитие ребенка, является социальная среда. Она выступает не как обстановка или условие развития, а как его источник, поскольку в ней есть все, чем должен овладеть ребенок. [27, с.83] По мнению психолога Д. И. Фельдштейна, который рассматривал социальное развитие детей, можно выделить две позиции ребенка по отношению к обществу: « я в обществе» и « я и общество» Находясь в позиции « я в обществе», ребенок стремится понять свое «я», свои возможности, личностные качества, а складывается эта позиция из предметно – практической деятельности. В позиции «я и общество» ребенок уже пытается осознать себя субъектом общественных отношений. Эта позиция развертывается в условиях деятельности, направленной на усвоение норм человеческих взаимоотношений, в условиях признания его индивидуальной самостоятельности, ответственности. Объекты внешнего мира не сами по себе воздействуют на личность, а преобразовавшись в деятельность, определяют формирование « образа мира». Это явление особенно важно для понимания закономерностей социализации личности в детском возрасте. (Приложение 1) По – мнению Л. С. Выготского – «личность становится для тебя тем, что она есть в тебе, через то, что она предъявляет для других. Это и есть процесс становления личности» Психологи связывают механизм воздействия среды на личность с понятием « социальная ситуация развития», подчеркивая, что социальная ситуация развития, а не сам ребенок, вызывают все изменения личности. Именно социальная ситуация развития определяет весь образ жизни ребенка, его социальное бытие. Именно здесь появляется термин «зона ближайшего развития» - открывает смысл самого взаимодействия взрослых с ребенком в процессе развития.[8, с.20] Как следует рассматривать детство? В - первых, как процесс индивидуального развития ребенка, во – вторых, его положение в обществе, точнее заботу общества о детях. Важным в становлении взрослого человека является то, что заложено в детстве. Возрастные особенности ребенка характеризуются тем, что на каждом этапе происходит физическое созревание, определенное познавательное развитие, опыт социальной жизни, определенные моральные устои. С возрастом происходит социальное становление ребенка. Выделяются три сферы, в которых, прежде всего, осуществляется это становление: деятельность, общение, самопознание. Общей характеристикой этих трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром Возрастная периодизация дает необходимые знания каждого этапа развития личности. Рассмотрим периодизацию возрастных особенностей развития личности, принятую в психологии:[15, с.34] 1. От рождения до 3-х лет. Ранний возраст Этот первый период жизни Ж. Ж. Пиаже назвал «сенсомоторной стадией», за время которого ребенок из беспомощного существа превращается в маленького человека. Скачкообразность и неравномерность психического развития в этом периоде выражена ярче, чем в другом возрасте. Особое значение в психическом развитии имеет эмоциональное состояние ребенка и его отношение к окружающему. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала с взрослыми, а затем со сверстниками, формирование предпосылок личности, поддержание и развитие интереса к окружающему. Ведущая роль в социальном развитии ребенка в раннем возрасте принадлежит взрослому. Он заботится о малыше, знакомит его с окружающим. Первой социальной эмоцией, первым социальным жестом выступает улыбка ребенка в ответ на разговор с ним взрослого. Таким образом, взрослый стимулирует развитие важных потребностей малыша – социальных потребностей в познании и общении. Д.Б. Эльконин раскрывает данную ситуацию в отношениях: ребенок – предмет – взрослый. В возрасте 1-3 года малыш всецело поглощен предметом и не может от него «оторваться». Погруженный в предметное действие, он не видит тот факт, что за предметом всегда стоит взрослый. Таким образом, социальная ситуация развития содержит противоречия. Поэтому, ведущей деятельностью становится не предметное, а ситуативно-деловое общение, оно выступает средством её осуществления. Предметная деятельность направлена на то, чтобы ребенок овладел назначением предметов, научился действовать с ними, так как принято в обществе, то есть в соответствии с собственной логикой предмета. Отсюда следует, что ведущим достижением детей в раннем возрасте является возникновение личностного действия и желания. Главным новообразованием выступает гордость за собственные достижения, сознание « Я сам». По - мнению П. Ф. Лесгафта: «Первые игры ребенка бывают всегда имитационные; он повторяет то, что сам подмечает в окружающей его среде и разнообразит эти знания по степени своей впечатлительности, по степени развития своих сил и умениями ими пользоваться…»[24, c.94] 2. От 3 до 6 лет. Дошкольный возраст. Подрастая, ребенок все больше и больше познает окружающую действительность. Во дворе и на улице он знакомится с тем , что делают дворник, шофер, милиционер. Детей дошкольного возраста привлекают орудия труда и предметы взрослых, их деятельность. Огромное удовольствие доставляет ребенку возможность дотронуться до настоящего руля автомобиля; рисование папиным карандашом; вырезание мамиными ножницами. Это желание действовать с предметами взрослых и есть свидетельство стремления ребенка жить общей с взрослыми жизнью. Дошкольник подходит к « открытию» мира взрослых. Это познание происходит не через предметную деятельность, как в раннем возрасте, а уже со стороны взаимоотношений и деятельности между взрослыми и сверстниками. Но реально выполнять функции старший ребенок не может. Поэтому складывается противоречие между его потребностью быть как взрослый и ограниченными реальными возможностями. Дети моделируют взаимоотношения взрослых, когда разыгрывают какой – либо сюжет в игре. Благодаря роли, ее действенному отношению и воплощению, дошкольник усваивает принятые в обществе отношения к людям и вещам. Ребенок вступает, а отношения с взрослым через социально значимый результат своего труда. В дошкольном возрасте происходит значительное расширение рамок общения с взрослым, прежде всего за счет овладения речью, которая выводит коммуникативные контакты за пределы конкретной ситуации, расширяет их границы. Ведущим видом деятельности выступает сюжетно – ролевая игра. Именно в ней ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его социальные, общественные функции. Идеальная форма, как считал Л. С. Выготский, - это та часть обыкновенной действительности, с которой он вступает в непосредственное взаимодействие. В дошкольном возрасте этой идеальной формой становится мир взрослых людей.[25, с.72] Старшие дошкольники могут уже действовать самостоятельно, выбирать себе занятие сами или под руководством взрослого. Дошкольники выполняют правила поведения в общественных местах и в группе ДОУ при отсутствии воспитателя. Устанавливается социальный статус ребенка в группе (лидер, предпочитаемый или изолированный). Старшие дошкольники знают структуру своей семьи, домашний распорядок, свои праздники. Таким образом, дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности, периодом интенсивной ориентации в них.
|