«Элементы профориентации в дошкольном детстве!» |
Педагогика | |
Автор: Платонова Наталья Николаевна | |
15.01.2025 18:36 | |
«Элементы профориентации в дошкольном детстве!» Платонова Наталья Николаевна Как известно глобальная проблема с которой сталкиваются педагоги и психологи, и конечно сами дети – это самоопределение в старшем школьном возрасте, профориентация. Педагоги и психологи всего мира пытаются решить эту проблему, предоставляя детям и их родителям ряд программ и проектов, позволяющих, определить профессиональные интересы детей и выработать стратегию обучения, в России это такие проекты как «Билет в будущее» (Мин. просвещения), «Россия – мои горизонты», сотрудничество с колледжами профессионального образования, с высшими учебными заведениями и многое другое. Казалось- бы выбор есть, но сделать его ребенку по-прежнему очень трудно, почему же? В проводимом мною исследовании, я вынесла предположение, что проще всего дать ребенку возможность вспомнить к чему он стремился в детстве, в том нежном возрасте, когда целая армада советов, поучений, примеров, информации и моды еще не свалилась на голову юного человека! Исследуя особенности дошкольного возраста, я выяснила, что отчетливее всего таланты и интересы детей видны в возрасте 2-4 лет, в это время дети еще преимущественно живут в своем аутентичном мире, а навязанные взрослыми ценности еще не укрепились в их сознании.
В играх, игровых занятиях, элементарной трудовой деятельности, посредствам знакомства с произведениями художественной литературы в дошкольных учреждениях можно и нужно проводить работу по ознакомления с миром профессий, формировать предпосылки к дальнейшему профориентированию. Как говорится в крылатой фразе «Устами младенца – глаголит истина!» И нужно постараться неупустить возможность открытия этой истины в детстве! А теперь, обо всем по порядку… Вот человек, родился, окреп и пришел в детский сад (возможно остался на домашнем воспитании), он еще совсем маленький и не знает что такое профессии, не думает об этом, его увлекают игры с предметами, чтение потешек, наблюдения. Но со временем, кругозор малыша расширяется и он уже может похвастаться элементарными знаниями о профессиях, таких как врач, пожарный, полицейский. Вероятно, он уже знает даже чем занимаются его родители. Но именно в промежутке между этими двумя состояниями есть период, когда ребенок выбирает какую- то конкретную деятельность, которая его особенно увлекает и доставляет ему калосальное удовольствие! Например, я наблюдала, как один мальчик в 3 года очень любил строить из конструктора, и несмотря на недостаток умений и знаний, всегда старался довести дело до конца. Как правило этот вид деятельности увлекает ребенка снова и снова, и становится частью его ежедневных привычек. Кого- то увлекают наряды, кого -то забота о слабых, кто- то постоянно играет в дочки матери, а кто-то предпочитает рисовать. Конечно, это могут быть и фрагменты домашнего воспитания, но все — таки естественные потребности и интересы ребенка, тут лидируют. В процессе занятий по развитию речи и ознакомления с окружающим миром так же можно проводить всевозможные мероприятия и игры, направленные на профессиональную ориентацию детей в будущем, например, интервью «Кем я стану, когда вырасту!», такие видеозарисовки, мы дарили ребятам на память, для того чтобы у них была возможность просматривать при необходимости и желании. Как показала практика, яркие воспоминания и ситуации, случившиеся с детьми в дошкольном детстве, остаются в памяти на всю жизнь! Поэтому, чем ярче будут проходить игры и занятия, в том числе направленные и на выбор будущей профессии, тем легче взрослому человеку будет сделать правильный выбор в будущем!
|