Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Что делать воспитателю с детской игрой?
Педагогика
Автор: Губарева Наталья Анатольевна   
11.01.2025 13:51

Что делать воспитателю с детской игрой?Что делать воспитателю с детской игрой?

(Практика математического развития детей в рамках участия во Всероссийском исследовательском проекте «Развитие современных механизмов и технологий общего образования на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон»)

Автор: Губарева Наталья Анатольевна

Организация: МБ ДОУ «Якорек»

Населенный пункт: г. Снежногорск

Проблема обучения детей математике в современном мире приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний. Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только практический результат, но и широкий развивающий эффект. Используемые в настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности, заложенные в математике. Разрешить это противоречие возможно путем внедрения новых более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей математике.

 

В раннем дошкольном возрасте начальное освоение математических представлений основано на тактильно-двигательном способе познания. Математические представления и умения являются своеобразным "инструментарием" средствами и способами познания, необходимым для освоения мира.

Их применение в разнообразных познавательных и практических ситуациях (игре, экспериментировании, физической, продуктивной, речевой, музыкальной деятельности и т. п.) показывает их ценность и тем самым создает мотивацию к их освоению.

Процесс формирования элементарных математических представлений у дошкольников занимает центральное место в подготовке ребенка к школе. По своему содержанию эта подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычислению, что входит в содержание программы "От рождения до школы" Н. Е. Вераксы.

Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и логично рассуждать, продуктивно мыслить. В процессе решения проблемных задач ребенок открывает для себя те законы, правила, принципы, которые составляют главное достояние человечества. Он не получает их в готовом виде, и приобщается к творческому процессу путем открытия нового. Поэтому образование должно устремлять ребенка в перспективу саморазвития, расширения его сознание на основе творческой деятельности.

Дошкольник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать в процессе образовательной деятельности внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности.

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе. Основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра. Игра способствует умственному развитию дошкольника. В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представления, понятия. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Мы работаем в инновационном режиме, что предполагает постоянный поиск нестандартных форм организации образовательно-воспитательного процесса.

Нетрадиционное (нестандартное) занятие – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру.

Все занятия строятся в виде практических занятий. Нет традиционных объяснений, показа, закрепления, материала. Создание игровой атмосферы на занятиях развивает познавательный интерес и активность детей, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. Приходится много думать, искать, творить. Задания, которые получают дети на нетрадиционных занятиях, помогают им жить в атмосфере творческого поиска.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных занятий. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных занятий: занятия «погружения», занятия- соревнования, занятия типа КВН, театрализованные занятия, занятия с групповыми формами работы, занятия творчества, занятия – конкурсы, занятия – обобщения, занятия – фантазии, занятия – игры, занятия – концерты, занятия – диалоги, занятия «Следствие ведут знатоки», интегрированные занятия, занятия – экскурсии, занятия – игры «Поле чудес».

Мы — Педагоги постоянно ищем способы оживления занятия, стараемся разнообразить формы объяснения и обратной связи.

Разумеется, никто не требует отмены традиционного занятия, как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в разных видах учебно-воспитательной деятельности нестандартных, оригинальных приемов, активизирующих всех детей дошкольного возраста, повышающих интерес к занятиям, и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей дошкольников.

Каждый педагог вправе выбирать те педагогические технологии, которые комфортны для него и соответствуют индивидуальным особенностям дошкольников:

а) авторские (человек, группа людей)

б) авторизованные (Шаталов, Пастухов)

в) новаторские (исследователи, экспериментаторы)

г) традиционные (делай как я)

д) использовать нетрадиционные занятия.

Сегодня мы с вами все чаще обращаемся к современным методам развития познавательных способностей ребёнка в игровой деятельности. Почему мы обращаемся к ним. Они дают нам новые возможности, а именно:

  • Привлечь внимания детей к свойствам и соотношениям окружающих предметов, их размерам, названиям и количеству.
  • Организовывать разнообразную, интересную детям деятельность, направленную на их сенсорно-математическое развитие.
  • Стимулировать и поддерживать поиск способов решения практических задач.
  • Повышать уровень познавательного и интеллектуального развития детей раннего возраста.
  • Изменять показатели подготовленности детей в плане самостоятельной экспериментальной предметной деятельности. [4, 10]

В своей работе мы можем использовать следующие современные инновационные технологии:

- Метод системного анализа (Логические блоки Дьенеша)

- Метод сравнительного анализа (Игра «Круги Эйлера» или «Игры с обручами»)

- Метод моделирования и конструирования ( «Палочки Кюизенера»)

- Метод экспериментирования и опытов.

- Метод проектирования.

- Мультимедийные технологии.

Исходя, из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:

  • использование непосредственной образовательной деятельности в нетрадиционной форме помогает привлечь к работе всех детей
  • можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль
  • нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи дошкольников
  • непосредственная образовательная деятельность способствует развитию умения работать самостоятельно

-в группе меняются отношения между детьми и воспитателем (мы партнеры)

-ребята с удовольствием ждут таких игр.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 1 (363) выйдет
12 января 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год