ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ» ПУТЕМ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
СОСТАВИТЕЛЬ: ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ УДАЛОВА Т.М. ТОЛЬЯТТИ 2007 Г. АННОТАЦИЯ
Дошкольное детство – это особый период в развитии ребенка, когда у детей развиваются самые общие способности, которые необходимы любому человеку в любом виде деятельности. «Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, способность хотеть, радоваться и огорчаться, познавать новое, пускай наивно, но зато ярко и нестандартно, по своему видеть и понимать жизнь – это и еще многое другое несет в себе дошкольное детство»,- писал Л.А.Венгер. Написание данной программы было обусловлено тем, что в старшей группе детского сада возникла проблема взаимоотношений в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый». Детям тяжело находить общий язык друг с другом и воспитателем. Возможной причиной этой проблемы может являться не развитая эмоциональная сфера детей.
В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому данная программа, направленная на развитие эмоциональной сферы очень актуальна. Цель данной программы – развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Задачи программы: 1. Научить детей адекватно реагировать на различные явления окружающей действительности; 2. Научить адекватно интерпретировать эмоциональные состояния других людей; 3. Развить диапазон понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубину переживаний, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане; 4. Сформировать умение адекватно проявлять эмоциональное состояние в коммуникативной сфере. Принципы работы: 1. Принцип безусловного принятия ребенка со стороны психолога, педагога. 2. Принцип демократизма в общении взрослого и ребенка, соблюдение равноправия на фоне общего безусловного принятия. 3. Принцип поощрения (и проявление этого психологического поощрения) достижений ребенка в плане обретения творческой самостоятельности и продуктивности.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН программы «Оптимизация взаимоотношений в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый» путем развития основных компонентов эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста»
Цель: развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Категория обучающихся: дети 5-6 лет Срок обучения: 16 часов
Режим занятий: 30 минут 2 раза в неделю
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Оптимизация взаимоотношений в системах
«ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый»
путем развития основных компонентов эмоциональной сферы детей
старшего дошкольного возраста»
Цель: развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Категория обучающихся: дети 5-6 лет
Срок обучения: 16 часов
Режим занятий: 30 мин. (2 раза в неделю).
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Цель данной программы – развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний, а для ребенка эта задача является еще более трудной. Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром. На фоне прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Коррекция недостатков эмоциональной сферы должна рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания. Данная программа направлена на работу с чувствами. Основная ее цель – ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. Накапливая определенные моменты переживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребенок сможет создать свой собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают. Таким образом, налаживаются взаимоотношения в системе «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый». Также целью занятий по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста является развитие творчества. Все занятия строятся таким образом, что после выполнения игровых упражнений и проигрывания сказочных историй по теме занятия ребенок выполняет задание в индивидуальной психологической тетради. Закрепление полученных знаний и умений в нахождении способов преодоления своих негативных состояний происходит через рисование ребенком тех опорных рисунков-символов, которыми он может воспользоваться в трудной ситуации. Каждая страница предусматривает домашнее задание, для выполнения которого необходимо участие значимого взрослого (например, к «Страшной странице» дается такое домашнее задание: «Спроси родителей, чего они боялись в детстве. Попроси родителей рассказать и зарисовать для тебя, как они справлялись со своими страхами»). В конце цикла всех занятий странички скрепляются, и у каждого ребенка получается своя психологическая тетрадь. Критерии эффективности программы: Положительная динамика в развитии основных параметров эмоциональной сферы детей: - адекватная реакция на различные явления окружающей действительности; - адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей; - широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане; - адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.
При проведении диагностики использовались задания разработанные Л.П. Стрелковой. Цель диагностики – выявление уровня развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
Практический этап включает в себя следующие задания и упражнения: Ритуалы приветствия, способствующие созданию положительного эмоционального фона, сплочению группы, настрою на совместную работу. Для того, чтобы понять, на что обижаются дети-дошкольники в программу была включена игра «Брось мяч и скажи свою обиду» (занятие 1. 15 мин.). Для того, чтобы увидеть, как реагируют дети в случае обиды была проиграна ситуацию на тему «Что сделать, если тебя кто-то обидел?» (занятие 1. 10 мин.). Для того, чтобы понять, как можно исправить ситуацию, если ты кого-то напрасно обидел, была использована игра «Попроси прощения» (занятие 1. 5 мин.). Для того, чтобы найти один из способов того, как можно справиться с обидой была включена игра «Ты обиду не держи, поскорее расскажи!», «Я рисую обиду» (занятие 2. 30 мин.). Были использованы игры на то, чтобы узнать чему радуются дети, что их радует в детском саду, дома. Игра «Брось мяч, назови то, чему ты радуешься», «Покажи, как доставить радость другому», «Нарисуем радость вместе» (занятие 3 (30 мин.), 4 (30 мин.) ). Игры, направленные на то, чтобы узнать чего боятся дети, как справляются со своими страхами. Ролевое проигрывание истории про страх (занятие 5 (30 мин.), 6 (30 мин.)). Игры, направленные на то, чтобы узнать, на что сердятся дети. Пантомима: «Я рассердился, я просто зол, как Серый волк, которому не досталась Красная шапочка!», Игра «Какого цвета гнев?», «Я рисую злость» (занятие 7 (30 мин.)). Игры на развитие способности к сопереживанию и сочувствию. Разыгрывание сказок (занятие 8 (30 мин.), 9 (30 мин.)). Для того, чтобы понять, чему удивляются дети были включены игры «Брось мяч и скажи, чему ты удивляешься», «Закончи предложение», «Удивительное – рядом!» (занятие 10 (30 мин.)). Для того, чтобы дать детям понять, как можно справиться с опасными ситуациями были использованы игры «Если вдруг … то я…», «Какого цвета опасность», Проигрывание опасных ситуаций (темы задает психолог) (занятие 11 (30 мин.), 12 (30 мин.)). Игры, направленные на знакомство с таким чувством, как любовь «Брось мяч и скажи, что ты любишь или кого ты любишь», «Я рисую любовь» (занятие 13 (30 мин.)). Игра, направленная на знакомство с добротой «Волшебные воздушные шары», «Какого цвета доброта?», Разыгрывание сказки (занятие 14 (30 мин.), 15 (30 мин.)). Игры на развитие фантазии «Сочиним вместе сказку», «Жили-были…», «Вдруг, откуда ни возьмись…» (занятие 16 (30 мин.)).
Оптимальное количество участников: 5-8 человек. Продолжительность занятий: 30 минут 2 раза в неделю.
Заключительная диагностика позволяет судить об эффективности проведенной работы, отследить динамику. Для оценивания берутся те же задания, что и для первичной диагностики (см. этап 1). ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? Учебно-методическое пособие. 2-е изд. – СПб.: Речь, 2008. 2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1995. 3. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Речь, 2006. 4. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб.: Гиппократ, 1995. 5. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия, 1997.
|