Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Эффективные инновационные формы работы с детьми с задержкой психического развития в ДОУ
Педагогика
Автор: Андреева Наталья Олеговна Веселова Елена Сергеевна   
03.11.2024 09:26

Эффективные инновационные формы работы с детьми с задержкой психического развития в ДОУЭффективные инновационные формы работы с детьми с задержкой психического развития в ДОУ

В последние десятилетия одной из самых актуальных обозначилась проблема существенного роста детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. Особое место среди этих детей занимают именно дети с задержкой психического развития (ЗПР).

ЗПР – это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.

ЗПР возникает, как правило, в связи с тем, что неблагоприятные факторы внешней среды приводят к нарушению темпа развития наиболее молодых отделов нервной системы. В большинстве случаев симптомы обратимы.

Дети с ЗПР нуждаются в специально организованных условиях воспитания и обучения.

 

Во-первых, мы должны учитывать, что ребенок с отклонениями в развитии не может продуктивно развиваться без специально созданной и постоянно поддерживаемой взрослым ситуации успеха. Именно для ребенка с ЗПР данная ситуация жизненно необходима. Взрослому нужно постоянно создавать педагогические условия, при которых ребенок сможет перенести усвоенные способы и навыки в новую или по-новому осмысленную ситуацию. Это замечание относится не только к предметно-практическому миру ребенка, но к формируемым навыкам межличностного взаимодействия.

Во-вторых, необходимо учитывать потребности ребенка-дошкольника с ЗПР в общении со сверстниками. Эти психологические потребности могут быть реализованы в условиях коллектива сверстников. Поэтому при работе с детьми этой категории индивидуальная работа должна вестись параллельно с коллективными видами деятельности. [4, с. 34]

В дошкольном детстве общение, предметная, игровая, изобразительная, конструктивная и трудовая деятельность лежат в основе возникновения всех психологических новообразований и становления личности ребенка в целом. Однако у умственно отсталых детей в раннем и дошкольном возрасте деятельность формируется с опозданием и с отклонениями на всех этапах развития. Своевременно не возникает ни один из видов детской деятельности, которая призвана стать опорой для всего психического развития в определенном возрастном периоде. Следовательно, такая деятельность не может служить средством коррекционного воздействия на развитие умственно отсталого ребенка. Формирование всех видов детской деятельности происходит в ДОУ компенсирующего вида на специальных занятиях, а затем переносится в свободную деятельность детей. Многолетние исследования доказали, что только в ходе целенаправленного обучения у детей с нарушением интеллекта развиваются все виды детской деятельности. [3, с. 2]

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ЗПР строится на основе современных подходов к организации преемственных связей между дошкольным и начальным звеньями системы непрерывного образования. В дошкольном учреждении эта работа ведется специалистами — воспитателями, учителями-дефектологами, педагогами-психологами, учителями-логопедами.

Образовательная деятельность учитывает состояние и уровень развития ребенка и предполагает коррекцию по разным направлениям:

  • обучение игровой деятельности и ее развитие
  • ознакомление с окружающим миром и развитие речи
  • художественно-эстетическое воспитание и развитие
  • формирование правильного звукопроизношения
  • ознакомление с художественной литературой
  • развитие элементарных математических представлений
  • коммуникативное развитие
  • физическое воспитание.

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. выделили основные направления и задачи коррекционно-педагогической работы, которые способствуют решению задач поэтапного формирования способов ориентировочно-исследовательской деятельности способов усвоения ребенком общественного опыта:

  • сенсорное воспитание и развитие внимания;
  • формирование мышления;
  • формирование элементарных количественных представлений;
  • ознакомление с окружающим;
  • развитие речи и формирование коммуникативных способностей;
  • обучение грамоте (развитие ручной моторики и подготовка руки к письму, обучение элементарной грамоте). [2, с.12]

Успех коррекционно-педагогической работы с ребенком с ЗПР в ДОУ обеспечивается многими компонентами, среди которых важную роль играет педагогическое взаимодействие с семьей.

Специфика организации образовательной деятельности для детей с ЗПР обнаруживается в структурировании материала, методике его преподнесения.

Построение содержания учебного плана в системе коррекционно-развивающего обучения осуществляется на основе следующих критериев:

  • опора на жизненный опыт ребенка
  • ориентация на внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами
  • усиление практической направленности изучаемого материала
  • выделение сущностных признаков изучаемых явлений
  • необходимость и достаточность объема изучаемого материла
  • введение в содержание учебных программ коррекционных методов активизации познавательной деятельности.

Важным элементом коррекционно-педагогической деятельности с дошкольниками является индивидуально-групповая работа по коррекции индивидуальных недостатков развития. Имеются в виду специальные занятия, с целью не только повышения общего, интеллектуального уровня развития, но и решения конкретных задач предметной направленности: подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, ликвидация пробелов обучения и т.д.

К инновационным формам работы с детьми, с задержкой психического развития относятся: игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, изотерапия, пластилинография, игры с песком.

Игротерапия рассматривается как средство динамичной коррекции разбалансированной эмоционально- волевой, коммукативной и опорно двигательной сфер детей дошкольного возраста с ЗПР. Целесообразность использования игротерапии, обусловлен, во-первых, тем, что игра для детей с ЗПР остается наиболее освоенным и органичным видом деятельности и общения, во-вторых, здесь представлено единство психологической природы игры и общения, в-третьих, в игре ребенок может свободно выражать себя, освободится от напряжения в повседневной жизни. Наконец, игротерапия представляет уникальный опыт для социального и психического развития ребенка, открывая ему возможность для вступления в значимую личностную связь со взрослыми – психологом, педагогом, родителями. Игровая деятельность активизирует формирование произвольностей психических процессов: произвольного внимания и памяти, способствует развитию умственной деятельности, воображения – перехода ребенка к мышлению в плане представлений, развитию функций речи, совершенствованию опорно-двигательной и волевой активности.

При определении функций игротерапии следует исходить из того, что она связана с тремя основными специфическими для детского возраста положениями:

Игротерапия необходима для коррекционно — развивающего взаимодействия педагога с детьми.

Игротерапия способствует формированию межличностных отношений детей.

Игротерапия помогает формированию доверительных профессиональных отношений педагогов с родителями детей, которые нуждаются в психологической коррекции.

Сказкотерапия- сказочная метафора активизирует, пробуждает сознание ребенка, открывает новые возможности его взаимодействий с окружающим миром, делает более глубоким контакт воспитателя и ребенка, воспитателя и родителя.

Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются новые знания и представления и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающим. Сказка может в увлекательной форме и понятными словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы; в самое которое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя; дает возможность примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Это уникальная возможность проиграть жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы, и она ставит сказку в ряд самых эффективных способов развития и коррекции детей. На сказках апробируются психо терапевтические приемы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у ребенка. Сказка позволяет проиграть такие вымышленные ситуации, каких нет и не может быть в окружающем мире.

Сказкотерапия является комплексной технологией, так как она включает в себя лучшие элементы различных психологических технологий. Сказкотерапия – это одна из технологий арттерапии, которая тесно связана с игровой терапией. Более того, она также связана с психосинтезом, телесноориентированной терапией, психоанализом и ТРИЗом.

В последние десятилетия выделилось целое направление в психотерапии – музыкотерапия. Музыка как мощный фактор воздействия на эмоциональную сферу человека издавна использовалась для лечения различных заболеваний, и в особенности для терапии и профилактики нервно – психических расстройств.

Музыкотерапия используется при работе с детьми с задержкой психического развития с целью коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении. В настоящее время музыкотерапия является самостоятельным психокоррекционным направлением, имеющим в своей основе два аспекта воздействия:

Психосоматическое – в процессе, осуществляется лечебное действие на функции организма;

Психотерапевтическое – в процессе, которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоционального состояния.

Каждая из этих форм может быть представлена в трех видах музыкотерапии: рецептивной; активной; интегративной.

Восприятие ребенком музыки помогает шагнуть из реальной жизни в другой, воображаемый мир, мир причудливых образов, настроения, улучшает психоэмоциональное состояние дошкольников.

Изотерапия – способствует обогащению знаний и представлений детей с ЗПР о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия. Они пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони), получать изображение с помощью подручных средств (ниток, веревок), с помощью природного материала. На занятиях с использованием нетрадиционной техники изображения развивается ориентировочно – исследовательская деятельность. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справится с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня зрительно – моторной координации, коррекции мелкой моторики рук, развивают терпение, аккуратность, внимание.

Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывая их желания, интерес.

Пластилинография – принцип заключается в создании лепкой картины с изображением полуобъёмных предметов на горизонтальной поверхности.

Данная форма работы позволяет развивать личность ребенка, его творческие способности, воображение. Дети получают знания, умения, навыки, ребенок учится познавать мир и осознавать себя и свое место в нем, единство человека и природы. Знакомство с миром разных предметов.

Игра с песком – «техника построения мира». С помощью игр с песком у детей можно успешно развивать интеллектуальные способности, тактильную чувствительность, мелкую моторику, фонематический слух, а также проводить коррекции звукопроизношения, обучать чтению, счету. Песок снимает стресс, снижает уровень нервно – психического напряжения, поднимает настроение. Способствует возникновению положительных эмоций.

Таким образом, основной задачей коррекционно-педагогической работы воспитателя ДОУ с детьми с ЗПР является повышение уровня психического развития ребенка: интеллектуального, эмоционального, социального.

При планировании образовательной деятельности с детьми с ЗПР воспитателями ставятся такие задачи, как: обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка; коррекция негативных тенденций развития; стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой); профилактика вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.

Единство указанных задач позволит обеспечить эффективность коррекционно-развивающего воспитания детей в ДОУ и подготовки к школе детей с ЗПР.

Список литературы:

  1. Деревянкина Н.А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития: Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2003. 77 с.
  2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М.: Просвещение, 2003г.
  3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта * –– М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
  4. Стребелева Е.А., Венгер А. Л., Екжанова Е. А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие. Под редакцией Стребелева Е.А. -M.: Издательский центр «Академия», 2002. — 312 c.
  5. Шевченко С.Г. Организация специальной помощи детям с трудностями в обучении в условиях дошкольных учреждений, комплексов начальная школа — детский сад // Воспитание школьников. — 2000. — №5. — С.37-39
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год