«Методика использования игровых приёмов для закрепления математических знаний на физкультурных занятиях» |
Педагогика | |||
Автор: Зульпухарова Лилия Ришатовна | |||
29.10.2024 08:14 | |||
«Методика использования игровых приёмов для закрепления математических знаний на физкультурных занятиях» Консультация для педагогов В современном мире, воспитание здоровой личности –одно из основных требований модернизации системы образования. Многие современные исследователи в области физического воспитания дошкольников работают над проблемой, как сделать, физическую культуру интересной, увлекательной, чтобы с детства приобщить дошкольников к ежедневным занятиям физическими упражнениями. На сегодняшний день физическая культура перестает восприниматься как узкая дисциплина. С введением новых образовательных стандартов в непосредственно – организованно образовательной деятельности необходимо руководствоваться принципами интеграции образовательных областей. Как отмечает профессор, доктор педагогических наук Владимир Трофимович Фоменко, «интеграция двигательной и познавательной деятельности в форме физкультурных занятий выгодно отличается от других видов занятий, когда интеллектуальная деятельность протекает на фоне угнетения моторики».
Согласно принципу интеграции, формирование элементарных математических представлений детей необходимо осуществлять не только в процессе организованной образовательной деятельности, но и при организации физического воспитания. Использование сочетания математики и физкультуры за счет интегрированного подхода в движении, дает много преимуществ. Это позволяет детям лучше осознать математические представления, видеть, что математика существует не сама по себе, что математические понятия отражают связи и отношения, свойственные предметам окружающего мира, а также помогает решать проблемы двигательной активности. Методика использования игровых приёмов для закрепления активных математических знаний на физкультурных занятиях заключается в построении физкультурного занятия таким образом, чтобы знания, полученные детьми на занятиях по математике, стали прочными в результате их практического применения. Их можно разделить на несколько групп:
В настоящее время в процессе физического воспитания особое внимание уделяют игровому методу и приему, который: позволяет обеспечить повышенную заинтересованность занимающихся в двигательной деятельности и меньшую психическую утомляемость по сравнению с упражнениями монотонного характера; способствует совершенствованию освоенных двигательных действий и выработке умений ими пользоваться. Приёмы принято условно делить на 3 основных группы:
К словесным игровым приёмам для закрепления активных математических знаний на физкультурных занятиях можно отнести: - считалки Ехал мужик по дороге Сломал колесо на пороге. Сколько надо гвоздей? Не задумывайся, говори поскорей! (с цифрами и числами) Ей, Ванюшка посмотри мы пускаем пузыри Красный, синий, голубой выбирай себе любой (сенсорика) - физкультурные минутки Мы семь раз в ладоши хлопнем, Восемь раз ногами топнем. Прибавляем три к семи – Столько мы присесть должны. (с цифрами и числами) - гимнастика для глаз Часики-ходики Тик-так ходики (Плавные движения глаз вправо-влево) Работают исправно. Влево – вправо раз Влево – вправо два Влево – вправо три Влево – вправо четыре Влево – вправо пять Полезно и забавно И весело моргать (Поморгать) (ориентирование в пространстве) Раз – налево, два – направо, (Посмотреть влево, посмотреть вправо.) Три – наверх, четыре — вниз. А теперь по кругу смотрим, (Круговые движения глазами) Чтобы лучше видеть мир. (ориентирование в пространстве) -пословицы – это тоже математика: (назовите) «Один в поле не воин», «Семеро одного не ждут», «Один раз не в счёт», «Что не сделает один – сделают десятеро» и др. Наглядные приёмы обучения опираются на зрительное восприятие мира дошкольниками. К наглядным игровым приёмам для закрепления активных математических знаний на физкультурных занятиях можно отнести: -физкультурный инвентарь и оборудование – те предметы, с которыми сталкивается ребёнок на физкультурном занятии. С самого начала можно предложить детям ознакомиться с ними, предложив сначала рассмотреть их, обследовать, выделяя свойства и качества: форму, цвет, величину, материал, из которого они сделаны. Например, знакомя с мячом или гимнастической палкой, можно предложить обхватить двумя руками мяч, гимнастическую палку, погладить, при этом назвать качества физкультурного инвентаря (мяч круглый, красный, гладкий, палка длинная, синяя). Дети, воспринимая предметы, запоминают словесное обозначение их качеств. - разнообразные карточки -схемы, мнемотаблицы Практический приём это создание мотивации закрепления и использования математических знаний на практике у дошкольников.
- подбор игровых приемов, способствующих закреплению знаний, полученных на занятии ФЭМП. Например: - на занятиях по физкультуре можно развивать умение отличать и сравнивать предметы (попросить ребёнка принести тот мяч, который больше, или ту палку, которая длиннее и т.д.). - на занятиях при построении дети осваивают порядковый и количественный счёт. Количественные представления детей можно формировать в прыжках:
- при метании можно закреплять умение метать в вертикальную цель подпрыгнуть или присесть, выполнить наклон или подбросить мяч столько раз, на какую цифру ты метнул мешочек - на улице детям можно предложить измерить расстояние между деревьями разными способами (большими шагами, маленькими шагами пяточка – носочек, предметами и т.д.). - через подвижные игрына ориентирование во времени игры «Совушка», «День и Ночь», «Солнышко», «Классики», «Встань передо мной, как лист перед травой!» -квесты, (выбрать из множества заданную цифру или собрать ее из частей (паззл) - эстафеты математического содержания И в заключение хочется сказать, что математика действительно вокруг нас и занимаясь любым видом деятельности, в том числе и физической культурой, мы обязательно будем развивать математическое представление детей об окружающей действительности.
|