Технологическая карта «Детского совета» с работой в центрах активности «Арктика»
Пояснительная записка: технологическая карта данного занятия составлена для проведениязанятия с детьми среднего возраста в рамках темы недели «Медведи»
Тема недели, выбранная детьми: «Медведи»
Культурная практика: социально-коммуникативная практика на основе познавательной, коммуникативной практик и практической деятельности детей
Культурно-смысловой контекст: реализация собственных замыслов детей
- Центр «Творчество». Цель: создать макет «Арктика».
- Центр «Мастерская». Цель: создать условия для создания творчества детей в ходе аппликации белых медведей.
Задачи:
Скачать конспект
Образовательные:
- Расширять знания детей об Арктике и белых медведях.
- Активизировать в речи описательные прилагательные, продолжать развивать связную речь.
Развивающие:
- Развивать умения работать с шаблоном, клеем, мелко нарезанной пряжей для вязания; развивать пространственное мышление и воображение, развивать чувство формы и композиции.
- Развивать социально-коммуникативные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра;
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к познанию природы, желание любоваться её красотой и отражать впечатления в изобразительном творчестве.
Формирование компетентностей:
- коммуникативная: умения самостоятельно и свободно высказывать свои мысли, рассказывать о своих планах, слушать друг друга, договариваться друг с другом, вести диалог
- деятельностная: умение выбирать деятельность, планировать её, выбирать способы действия, место, материал, инструменты для своей деятельности, работать по намеченному плану, достигать результата
- социальная: умение работать в группе, обсуждать со взрослым и сверстниками возникшие проблемы, принимать участие в совместных играх
- информационная: обладание детьми определёнными знаниями по теме занятия, умение отбирать информацию для выбранного вида деятельности.
- здоровьсберегающая: переключение с одного вида деятельности на другой, использование собственного темпа деятельности, умение следить за своим состоянием.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная,
Форма проведения: детский совет с выходом в центры активности
Педагогические методы, приёмы, технологии:
- методы: словесные (объяснение), наглядные, игровые, практические
- приёмы: игровые.
Детские инициативы и запросы, выявленные в «Модели трёх вопросов»:
На «Детском совете», при очередном выборе новой темы недели, Тимофей предложил тему недели медведи, так как мама купила ему новую энциклопедию, где он узнал что на Земле существует 8 видов медведей: это белый медведь, бурый, очковый, медведь губач, гималайский, а остальных он не вспомнил… Дети начали обсуждать какие же еще могут быть виды медведей, если Алиса насчитала 5, которых назвал Тимофей, а их должно быть 8, вот так и зародилась наша тема недели медведи. Тимофей на следующий день после выбора темы недели, принес картинки с видами медведей и кратким рассказом о каждом виде медведя (чем питается, место обитания). Каждый вид медведя обсуждали по 2-3 дня, от интереса детей. Каким будет следующий вид медведя выбирали путем голосования.
Первым дети выбрали путем голосования белого медведя. При просмотре познавательного видеоролика о белом медведе, у детей возникли вопросы, которыми мы дополнили «Модель три вопроса»: как медведь может не замерзать в вечной мерзлоте? (для этого провели опыт – теплоизоляция, где пробывали проверить, помогает ли воздушный слой сохранить температуру, еще как помогает. Вот так и шкура медведя защищает его от ледяного воздуха Арктики.) Чем питается белый медведь? (обратились к энциклопедии животных), самым важным вопросом для детей при рассмотрении глобуса стал как же они там бедные живут, если кругом снег, предложила детям сделать уменьшенный объект Арктики, чтобы они убедились, что не так там и плохо белым медведям, это обычная среда их обитания. Написала родителям в родительский чат с просьбой посмотреть дома коробку (не маленькую), для создания макета Арктики. Откликнулись родители Димы, у них как раз после приобретения новой техники есть пенопласт, который должен нам подойти. Вторым центром решили с детьми сделать объёмную аппликацию (ведь нам нужно было заселить нашу Арктику белыми медведями)
Центры активности, используемые на Детском совете:
«Творчество», «Мастерская»
Предварительная работа, проводимая в рамках изучения темы:
- Рассматривание энциклопедии с видами медведей
- Просмотр познавательного видео для детей о белых медведях
- Д/и «Опиши белого медведя» по мнемотаблице или игрушке, Д/и «Что лишнее», Д/и «Медведь какой? Что делает?» и др.
- Отгадывание загадок
- Чтение художественной литературы «Отчего у белого медведя нос чёрный» (юкагирская сказка), Е. С. Русакова «Сказка про Белого Медвежонка» и др.
Оборудование: пенопласт, отдельные куски пенопласта для создания льдин, двусторонний скотч, гуашь, кисти разных размеров, непроливайки, шаблон белых медведей, клей карандаш, мелко нарезанная шерсть для вязания, мольберт с картинками изображения Арктики, колонка для воспроизведения аудио колыбельной медведицы из м/ф «Умка» и музыкальной физминутки.
Структура
|
Содержание образовательной деятельности
Деятельность педагога
|
Планируемый результат
Деятельность детей
|
Вводная часть Организационно-мотивационный этап.
|
Цель: организация детей на предстоящую деятельность, создание интереса к ней.
Актуализация знаний детей
Поддержка инициатив детей
|
Воспитатель включает на колонке колыбельную медведицы из м/ф «Умка»
Беседа:
- Какая у нас тема недели?
- Что нового вы узнали по теме?
- Что вам больше всего запомнилось?
- Что ещё нового хотели узнать?
Педагог перед собой держит «Модель трёх вопросов», в графе «Что мы хотим узнать?» записывает детские запросы и формы работы, которые предлагают дети.
- Что вы приготовили дома по теме недели?
Презентация детьми рассказов, приготовленных детьми вместе с родителями дома:
- Маша дома с сестрой Ксюшей нарисовали рисунок про белого медведя и приготовила рассказ, давайте послушаем Машу.
- Тимофей приготовил ответ на вопрос о том, что записано у нас в модели три вопроса и хочет ответить на вопрос Димы: почему белый медведь, когда спит прикрывает нос лапой?
Педагог предлагает запланировать желающим детям выступить на следующем детском совете.
|
Дети проявляют интерес к деятельности, собираются в круг, настроены на работу в центрах активности.
Дети вступают в беседу, отвечают на вопросы, выдвигают новые запросы, предлагаю формы работы, которые они хотели бы реализовать при изучении темы недели.
Дети представляют свои рассказы, показывают свои рисунки по теме недели.
Прослушав рассказы, дети общаются, высказывают свои мнения.
Рисунки детей с рассказами развешиваются в группе.
|
Основная часть. Основной этап.
|
Цель: создание условий для активной деятельности детей.
Актуализация имеющихся у детей знаний
Применение дифференцированного подхода
Двигательная пауза
Учёт индивидуального темпа деятельности
|
- Ребята, вы хотели бы узнать, где и как живут белые медведи? Сегодня мы с вами обо всем узнаем.
- Давайте пройдём и познакомимся с центрами, в которых сегодня будем работать.
Педагог анонсирует работу центров активности:
_ Сегодня у нас открыты центры: центр «Творчества», где мы будем делать уменьшенный объект Арктики и «Мастерская», где, собственно, делать животных самой Арктики, это белые медведи.
_ Ребята, мы с вами смотрели видеоролики об Арктики. Перед вами на мольберте картинки с изображением Арктики. Как вы думаете, что нам понадобится для изготовления макета?
Педагог выслушивает предположения детей, что понадобиться для того, чтобы изготовить макет.
- Когда макет Арктики будет готов мы сможем заселить туда белых медведей и узнать условия их обитания.
_ А сейчас, чтобы у вас была минутка подумать, предлагаю выполнить музыкальную физкультминутку.
Затем дети, сделав свой выбор, отмечают его своей фотографией на доске выбора. Вместе с воспитателем и помощников воспитателя расходятся в выбранные центры.
Ребятам, которые раньше закончили свою работу, предлагаю подобрать для нашего макета животных, которые обитают в Арктике, кроме белых медведей, чтобы нашим медведям там не было скучно.
|
Вместе с воспитателем дети подходят к столам, слушают воспитателя, презентующего центры.
Дети выполняют движения под музыку.
Дети самостоятельно делают свой собственный выбор деятельности, сделав отметку на доску выбора.
В центре «творчества» дети самостоятельно изготавливают макет Арктики.
В центре «Мастерская» изготавливают белых медведей по шаблону вырезают мишек и при помощи мелко нарезанной пряжи для вязания и клея делают им густую шерсть.
|
Заключительный этап. Мотивационно-рефлексивный этап.
|
Цель: подведение итогов деятельности, поощрение детей, выход из деятельности
|
Воспитатель напевает закличку для сбора детей в круг.
Дети садятся в круг, приносят продукты своей деятельности в центрах. Каждая подгруппа рассказывает, чем занимались, что удалось сегодня нового узнать, научиться делать. Также рассказывают другой подгруппе, как они это делали, были ли трудности, как с ними справились.
Совместно решаем, куда поместим макет Арктики, чтобы все дети могли свободно играть. А также кроме белых медведей селим на наш макет игрушки, которые отобрали дети, закончившие раньше работу (пингвинов, касатка, кит, песец и др.)
|
Дети анализируют проделанную работу, радуются своим достижениям, полученным результатам, делятся своими впечатлениями, радуются результатам совместной работы.
|
Литература:
__________________________________________________________________________________________________
- Технология группового сбора и возможности её реализации в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб: РЕИДОМ 2011г. М.А. Пазлюкова;
- Утро радостных встреч Свирская Л. Линка-Пресс 2010г.;
- https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/01/21/konspekt-zanyatiya-po-konstruirovaniyu-na-temu-korabl
|