Квест-игра — форма взаимодействия с родителями воспитанников |
Педагогика | |||
Автор: Лучкина Ольга Васильевна | |||
21.08.2024 20:51 | |||
Квест-игра — форма взаимодействия с родителями воспитанников Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда воспитатели и родители станут союзниками. Семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому, здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: семьи и детского сада. Работа с семьями дошкольников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – использование активных и нетрадиционных форм и методов взаимодействия. В соответствии с п.3. 2. 5 Федерального государственного образовательного стандарта условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.
В своей работе с родителями выделяем следующие приоритетные задачи:
Взаимодействие детского сада с родителями-это основополагающее в воспитании ребенка. Семья и детский сад, мы вместе стоим у истоков нашего будущего, но не всегда нам хватает взаимопонимания, терпения, чтобы понять друг друга. Проблема в том, что одни родители интересуются только питанием и сном ребенка, считая детский сад «перевалочным пунктом» пока они на работе. Другие, наоборот, считают, что именно на педагогов ложится вся ответственность за их ребенка и устраняются от воспитания собственных детей. И именно по этой причине многие педагоги испытывают трудности в общении с родителями. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед ДОУ, является «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка» Работа с родителями должна строиться дифференцированно, учитывая социальный статус, микроклимат семей воспитанников, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, а также, быть направленной на повышение культуры педагогической грамотности семьи. Одна из главных задач стандарта направлена на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. «Взаимодействие» -это обмен мыслями, чувствами, переживаниями в процессе общения. Сейчас педагоги используют новые формы отношений с родителями — это сотрудничество и взаимодействие. И эти новые формы взаимодействия, побуждают родителей к взаимоотношениям с детьми с позиции любящего наставника и друга ребенка. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых — обогатить их педагогическими знаниями. В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные. Понятно, что детскому саду нужно вовлечь родителей в общую работу, двигаться в одном направлении в воспитании и развитии ребёнка. Досуг — это одна из форм взаимодействия педагогов с родителями. Интерес к досуговой технологии связан с признанием педагогическим сообществом роли и возможностей детской игры в решении задач разностороннего развития и воспитания детей на этапе дошкольного детства. Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для воспитывающего взрослого- содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. Поэтому игры генетически связаны со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Среди широко используемых в практике воспитания и развития детей дошкольного возраста игровых технологий можно выделить квест – технологию. Смотрите слайд. Квест — английское слово quest которое можно трактовать как «поиск» или даже «приключение». Квест — это игра и приключение, во время которого участникам нужно пройти череду препятствий для достижения какой-либо цели. Квест — это форма взаимодействия взрослых и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи через реализацию определенного сюжета. Многообразие возможностей делает квест — одним из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО. Сейчас многие педагоги ДОУ используют квесты для реализации различных проектов. Квесты — приключенческие игры, в которые увлеченно играют и дети, и родители. Участие в квесте — такой подход побуждает родителей, детей и педагогов к творческому сотрудничеству между собой. Устраняется отчужденность, появляется уверенность, решаются многие проблемы. А главное увлечены все и дети, и взрослые, и педагоги. В нашем детском саду мы ввели в практику квест – игру, как новую форму работы взаимодействия с родителями, которая направлена на повышение родительской компетентности в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Квест – игра является интерактивной формой работы с родителями, где родители оказываются участниками образовательных отношений. Целью игры является: Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ. Задачи:
Как же проводится квест? Игра происходит следующим образом. Если участников (детей и их родителей) достаточно много, их можно поделить на команды, которые будут соревноваться между собой, выполняя различные задания. Когда участников мало, им следует выполнять миссии по парам, сохраняя соревновательную нотку. А можно объединить всех в одну большую и дружную команду, которая будет действовать сообща и достигнет поставленной цели. Допускается линейный формат мероприятия, когда задания будут выдаваться последовательно. Следующее испытание становится доступным лишь после выполнения предыдущего. Штурмовой квест предполагает выдачу всех заданий одновременно, когда каждый участник должен проявить интеллект, физические способности, смекалку и внимательность для достижения главной цели быстрее всех остальных. Кольцевой формат отличается от линейного тем, что стартовая точка для команд будет для них и финишной. Квесты можно проводить как на открытом воздухе, задействуя территорию прогулочных площадок детского сада, так и в самом здании детского сада, используя музыкальный, физкультурный зал, групповые комнаты и т.д., а также можно проводить онлайн квесты. Сценарии квестов могут быть разнообразны, но в каждом из них должна быть легенда, на основе которой и развивается игра. Воспитателю следует четко обозначить цель предстоящей игры и учесть технические возможности организации мероприятия. Сценарии таких мероприятий составляются с учетом различных факторов: возраста участников, поставленных задач и целей игры, материально-технических возможностей, места проведения, а также индивидуальных склонностей и пожеланий самих детей. Квест – игра включает следующие принципы:
Алгоритм создания игры:
После каждой игры участник анализирует свое место в команде. Учится проводить самоанализ своих возможностей качеств, умений и навыков, понимая, что ему не хватило до достижения оптимального результата. Воспитатель ориентируется на 4 вида рефлексии для оценки мероприятия. Виды рефлексии: Коммуникационная — обмен мнениями и новой информацией между детьми, родителями и педагогами; Информационная — приобретение детьми нового знания; Мотивационная — побуждение детей и родителей к дальнейшему расширению информационного поля; Оценочная — соотнесение новой информации и уже имеющихся у детей знаний, высказывание собственного отношения, оценка процесса. Механизмом стимулирования рефлексии могут быть вопросы для беседы: «Что нового узнали?», «Что было интересно?», «Что вас удивило?», «Что было трудно?», «Все ли у вас получилось так, как хотелось?». Это тем более важно, потому что Квест, как универсальная игровая технология включает у ребёнка соревновательные механизмы, что также создает условия для более активного включения в игру, для повышения качества выполнения заданий и достижения результата. Квесты помогают нам активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения. А еще немаловажным является то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОО, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья. Преимущества Квеста:
В детском саду квесты можно проводить в разных возрастных группах, начиная с младшей. Но чаще всего в них участвуют старшие группы, где у детей уже имеются навыки и определенный запас знаний и умений. Образовательные квесты проходят на территории детского сада, в групповых помещениях. Для составления маршрута можно использовать разные варианты.
Можно провести собрание с родителями группы в форме квест-игры. Цель собрания сплочение родительского коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Пропуская через себя, то чем занимаются дети, родители лучше поймут своего ребенка: его трудности, его психические эмоциональные всплески во время игры, состояние сопереживания, интерес к игре и ее обучающие и развивающие стороны. Так же можно использовать квест игру в совместной досуговой деятельности детей и родителей, что способствует сплочению коллектива детей и их родителей; создаёт условия для выявления и развития личностных качеств; развивает умение взаимодействовать друг с другом, помогать друг другу, переживать друг за друга; Мы считаем, что квест является новой перспективной формой организации работы с родителями Важно помнить, что какую бы форму работы вы не выбрали, партнерское взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное — не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества. Таким образом, Квест-игра одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. А введение в практику такой нетрадиционной формы взаимодействия с родителями как квест-игра помогает повысить родительскую компетентность в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
|