Смена роли педагога в образовательной организации: переход от носителя знаний к проводнику знаний. |
Педагогика | |||
Автор: Маярыкова Олеся Сергеевна | |||
21.08.2024 10:58 | |||
Смена роли педагога в образовательной организации: переход от носителя знаний к проводнику знаний. Изменился мир, и образовательное пространство в том числе. Дошкольное образование – первая ступень образовательной системы страны. Принят Стандарт дошкольного образования, который не только расширяет образовательные свободы и услуги, но и требует постоянного повышения профессионализма педагогов ДОУ. Педагогу — дошкольнику необходимо оперативно и адекватно реагировать на происходящие изменения в образовании, уметь работать в команде единомышленников, грамотно и качественно работать с детьми и родителями. Изучая разнообразные источники, для себя мы отметили, что наиболее существенные характеристики личности современного воспитателя в своих фундаментальных исследованиях выделяет профессор Евгения Васильевна Бондаревская:
На наш взгляд, эти личностные характеристики наиболее соответствуют современным требованиям к профессиональной деятельности педагога, работающего с детьми, В ряде личностных характеристик следует назвать качества, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в образовательном процессе. В ряду этих качествможно выделить терпеливость, ответственность, обязательность, объективность, уважение к людям, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность в общении, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, сдержанность, отзывчивость и многие другие. Важными профессиональными качествами педагога также являются трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д. В свою очередь, все современные исследователи отмечают, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой воспитателя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность. Если мы обратимся к функциям воспитателя ДОУ: То для нас самой важнойфункцией является — постоянное общение с ребенком. На множество вопросов воспитатель должен суметь дать ответ с учетом возраста. От того, как правильно и насколько быстро воспитатель найдет подход к каждому ребенку, сумеет организовать, жизнь детей в условиях дошкольного учреждения зависит, будут ли дети спокойными, ласковыми, и общительными или же они вырастут беспокойными, настороженными, замкнутыми. Планирование, организация и проведение воспитательно-образовательной работы. Обеспечение охраны и укрепления здоровья детей. Приобщение детей к национальной культуре и традициям. Координация деятельности помощника воспитателя и других работников в рамках единого образовательного процесса. Если говорить о роли воспитателя и ребёнка в образовательном процессе, то мы в своем ДОУ отмечаемсистемно — деятельностный подход. Он изменил взгляды на роль воспитателя и воспитанника в образовательном процессе. Образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Знания не даются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Ребенок становится активным деятелем, «открывателем» окружающего мира, а педагог выступает организатором и помощником. Например: Воспитатель, как организатор: 1. Моделирует образовательные ситуации согласно технологии «Ситуация», организуя процесс «открытия» ребенку предлагается прокатить 2 предмета через ворота. Дети самостоятельно приходят к выводу, что шар катится, потому что он круглый, без углов, а кубу мешают катиться углы. Таким образом, самостоятельные "открытия” детей, разрешающие проблемные ситуации, выявляют существенные признаки предметов и явлений окружающего мира и создают условия для дальнейшего продвижения вперёд. Давайте проанализируем технологию деятельностного подхода, которым мы пользуемся во время проведения НОД:
Создание проблемной ситуации (процесс вовлечения в деятельность)
Целевая установка
Мотивирование к деятельности. 1. Во время прогулки осенью: – Ребята красивые листики, которые найдете на участке или на даче, по дороге в детский сад принесите мне, они очень нужны для сюрприза. Дети заинтересованы: «Какого сюрприза?» 2. Воспитателю нужна помощь детей в чем- то конкретном, он обращается к детям. Сегодня к нам придут в группу гости, очень хочу, чтобы им понравилось у нас. Проектирование решений проблемной ситуации.
Анализ результатов деятельности. Не спрашивать у детей понравилось или нет. Спросить надо: «зачем вы все это делали?», чтобы понять осознал ли ребенок цель. Подведение итогов. Хвалить не только за результат, но и за деятельность в процессе. Роль педагога в осуществлении системно — деятельностного подхода велика, так как именно педагог является ключевой фигурой в образовательном процессе. Принцип деятельности выделяет ребенка как деятеля в образовательном процессе, а педагогу отводится роль организатора и координатора этого процесса. Трудно переоценить роль деятельности педагога, ее влияние на процесс становления и развития личности ребенка. Здесь важно все: демократический стиль общения, личные качества педагога, и его способность к саморазвитию, и его профессиональная компетентность. Во время организации образовательной деятельности происходит смена различных видов деятельности, что позволяет предотвратить утомляемость детей, каким-то одним видом деятельности. Для получения более высоких результатов деятельности детей естественно мы используем разнообразные материалы: наглядные пособия, дидактический раздаточный материал. Стараемся общаться с детьми на одном уровне, «глаза в глаза», а не доминировать над детьми. Отношения между воспитателем и детьми выстраиваются по принципу субъект – субъектных. Воспитатель старается быть в позиции «рядом». На наш взгляд Настоящие педагоги – это такие педагоги преданы своему делу, они видят в педагогическом труде высокие цели, это люди целеустремленные. Такой педагог может научить детей благородству, стойкости и служению высоким целям. Они притягательны как цельные и целеустремленные люди, готовые всегда прийти на помощь тем, кто в этом нуждается. Они интересны детям своей последовательностью и целеустремленностью. Их занятия продуманы, структурны, они легко создают четкую структуру обучения. И детям в этой структуре легко и все понятно. Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. А. Дистервег
|