Содержание конструктивной деятельности в группах раннего, младшего и среднего возраста согласно ФОП ДО. |
Педагогика | |||
Автор: Хоменко Екатерина Алексеевна Уварова Елена Викторовна | |||
10.08.2024 05:46 | |||
Содержание конструктивной деятельности в группах раннего, младшего и среднего возраста согласно ФОП ДО.
воспитатели МБДОУ детский сад № 23 «Островок детства» г. Белгорода Аннотация: авторы излагают содержание конструктивной деятельности в группах раннего, младшего и среднего возраста ДО, анализируя ФОП ДО. В статье рассматриваются цели, задачи, виды, формы, содержание деятельности педагога в рамках конструктивной деятельности данных возрастных групп ДО. Ключевые слова: конструирование, конструктивная деятельность, ФОП ДО, художественное, техническое конструирование, конструирование по образцу, по модели, по условию, по замыслу, по теме, конструктивные умения, строительные игры, постройки, детали конструктора.
Конструирование (от латинского «construere» — строю, создаю) – это создание какого-либо предмета, модели, механизма из различных частей, элементов. Детское конструирование – это продуктивный вид деятельности, направленный на создание детьми различных построек, моделей, зрительных образов, посредством конструкторов, и других материалов: бумаги, картона, пластилина, глины, природного материала (каштаны, шишки, сухие ветки, кора деревьев и т. д.), бросового материала (пластиковые бутылки, крышки, коробки, старая одежда и т. д). Для групп младшего и среднего возраста в образовательной деятельности применяются два вида конструирования: техническое и художественное. К техническому относится конструирование:
Компьютерное конструирование применяется только в старших и подготовительных к школе группах. К художественному относятся конструирование:
Следует заметить, что эти виды отличаются друг от друга составляющими конечной цели. При художественном конструировании, конечной целью является создание модели, чертежа, на основе которого посредством технического конструирования воплощается замысел. Необходимо обратить внимание на взаимосвязь игры и конструирования. Так, в раннем возрасте конструирование слито с игрой, в младшем возрасте наоборот – игра становиться мотивом, активатором к конструированию. Если ребенок сначала строит, затем обыгрывает свои постройки, то это конструирование. Но если постройки возникают во время игры, как среда для разворачивания сюжета, то тогда, следует считать, что это – игра. Суть конструирования – приобретение способностей к построению новых моделей- предметов окружающего мира. Суть игры – отражение ситуационных картин окружающего мира, развития внутреннего плана действий. Формы конструкторской деятельности:
В федеральной образовательной программе дошкольного образования, то есть ФОП ДО, для младших групп ДО определены следующие задачи для конструктивной деятельности: Ранний возраст (2-3 года):
В соответствии с задачами в ФОП ДОизлагается содержание деятельности педагога в рамках конструктивной деятельности: В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом педагог продолжает знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости. Педагог продолжает формировать умение сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживает желание строить что-то самостоятельно; способствует пониманию пространственных соотношений. Педагог учит детей пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соизмерять масштаб построек (маленькие гаражи для маленьких машинок, большие гаражи для больших машин и так далее). По окнчанию игры важно приучать малышей убирать все на свое место. Также происходит знакомство с простейшими пластмассовыми конструкторами. При этом необходимо учить детей конструировать башенки, домики, машины. В летнее время важно развивать интерес детей к строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камушки и тому подобное). Рассмотрим целевые ориентиры и содержание конструктивной деятельности у детей младшего возраста 3 -4 года. Задачи (по ФОП):
В соответствии с задачами в ФОП ДОизлагается содержание деятельности педагога в рамках конструктивной деятельности: Педагог учит детей простейшему анализу созданных построек; вызывает чувство радости при удавшейся постройке. Учит детей располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника), ставить их плотно, на определенном расстоянии (заборчик, ворота). Педагог побуждает детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами – кубики и другое). Учит соизмерять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту/, длину (низкая и высокая башенка, длинный и короткий поезд). Педагог развивает у детей желание сооружать постройки по собственному замыслу. Продолжает формировать умение обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожки и дома – улица; стол и стул – мебель для кукол. Педагог приучает детей после игры аккуратно складывать детали конструктора в коробки. Педагог знакомит детей со свойствами песка, снега, сооружая из них постройки. Целевые ориентиры и содержание конструктивной деятельности у детей среднего возраста 4-5 лет. Задачи (по ФОП):
Содержание деятельности педагога в рамках конструктивной деятельности: Педагог продолжает развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учит использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Педагог развивает у детей умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели. Педагог учит анализировать образец постройки: выделять основные части, различать их и соотносить по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах – стены, перекрытия, вверху – крыша; в автомобиле – кузов, кабина и так далее). Педагог побуждает детей создавать постройки разной конструктивной сложности (гараж для нескольких машин, дом в 2-3 этажа, широкий мост для проезда автомобилей, поездов, идущих в двух направлениях и другое). Педагог развивает у детей умение использовать в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала, учит самостоятельно измерять их (по высоте, длине и ширине), соблюдая данный педагогом принцип конструкции (построй такой же домик, но высокий). Учит сооружать постройки из мелкого и крупного конструкторов, используя для украшения детали разного размера и цвета. Педагог учит детей договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал, согласовывать действия, и совместными усилиями достигать результата. Педагог обучает детей конструировать из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы, приклеивать к основной форме детали. Приобщает детей к изготовлению поделок из природного материала: каштанов, шишек, коры, листьев (ёжики, лодочки, улитки и так далее). Учит детей использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы. Далее рассмотрим этапы и формы конструкторской деятельности у детей раннего, младшего и среднего возраста. Конструирование по образцу. Конструирование по образцу применяется в работе с детьми, начиная с раннего возраста, и закрепляется, расширяется в процессе взросления дошкольника. Конструирование по образцу разработано Ф. Фребелем, заключается в том, что детям предлагается рассмотреть образец постройки, предмета из конструктора, строительного материала, бумаги и т.д. и воспроизвести такую же постройку, предмет, при этом, педагог показывает, каким способом, действиями можно выполнить задание. Конструирование по модели. (А. Н. Миренова, А.Р. Лурия) Дошкольники получают модель, которая играет роль образца. Причем элементы, из которых состоит модель, скрыты от глаз ребенка. Дети должны постараться из предложенного им строительного материала создать похожую модель. Ребенок получает задание, но не получает способа его выполнения. Подобный способ работы с дошкольниками эффективно решает задачу активизации их мыслительных процессов. Таким образом, дети учатся в своем воображении разбирать готовую модель на отдельные детали, далее правильно подобрать подходящие детали для подобной модели. Конструирование по чертежам, схемам. (С. Леона Лоренсо, В.В. Холмовская) Эта деятельность несет моделирующие свойства, что позволяет ребенку из отдельных строительных деталей воссоздавать внешние свойства определенных предметов и наделять их функциональными особенностями, присущими в реальности. Данный вид деятельности позволяет детям учиться наглядному моделированию. Для этого сначала нужно учить детей строить сначала простые чертежи и схемы, которые бы демонстрировали особенности будущей постройки. И только поле этого нужно приступать к обучению конструированию по чертежу. Как результат, дошкольники научатся образно мыслить и расширять свои способности что-то новое. Конструирование по теме. На основе общей тематики конструкций дети самостоятельно воплощают замысел конкретной постройки, выбирают материал, способ выполнения. Эта форма конструирования близка по своему характеру на «конструирование по замыслу», с той разницей, что замысел ограничивается определенной темой. Конструирование по условиям. (Н. Н. Поддьяков) Без образца, рисунков и способов возведения дети должны создать конструкцию по заданным условиям, но с соблюдением практического назначения данной постройки. Иными словами, основные задачи должны выражаться через условия и носить проблемный характер, поскольку не даются способы решения. Такая форма в наибольшей степени развивает творческое конструирование, но при условии, если дети имеют определенный опыт, умеют обобщенно представлять конструируемые объекты, анализировать сходные по структуре Конструирование по замыслу. Это творческий процесс, в ходе которого дети имеют возможность проявить самостоятельность. Однако педагог должен помнить: замысел конструкции, его воплощение – достаточно трудная задача для дошкольника. Необходимо формировать у детей обобщенные представления о конструируемых объектах, умение владеть обобщенными способами конструирования, искать новые способы в процессе других форм конструирования (по образцу, по условиям). То есть педагог подводит детей к возможности самостоятельно и творчески использовать навыки, полученные раннее. Условия, которые создают основу формирования творчества.
Конструирование по образцу, по условиям и по замыслу – это не этапы, последовательно сменяющие друг друга. Все формы конструирования перемежаются в зависимости от задачи и ситуации. Однако каждый тип конструирования развивает в ребенке специфические способности. Фото Используемые источники:
|