Карточки Черныша. Обоснование. |
Педагогика | |||
Автор: Черныш Сергей Иванович | |||
06.08.2024 22:49 | |||
Карточки Черныша. Обоснование. Предисловие. Карточки Черныша — это важнейшая часть методики, разработанной нашим коллективом. Тем не менее — нельзя считать этот раздел изолированным звеном — он является органичной частью всей методической разработки в части ПОУРОЧНЫХ ПЛАНОВ для практического применения. Чтобы понять специфику карточек, причину их разработки и создан этот раздел. Часть первая. Азбука. Речь идёт о развитии детей с трёх до семи лет.
В стандартном варианте детским развитием и воспитанием занимаются педагоги. Пытаемся идти от простого к сложному. Что такое педагогика? Каково определение этой науки? Педагогика – это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим. А что такое социальный опыт? Социальный опыт — это совокупность знаний, умений и навыков общения и взаимодействия с обществом, уровень социальной интеграции в него. Именно на это нацелены программы детских садов, тем же занимаются воспитатели в частном порядке. Наша группа решила рассмотреть задачу иначе. Обратимся к медицине. Врачи определяют пять этапов развития, а именно: - младенчество (0 – 12 месяцев). - детство (1 – 3 года). - дошкольный возраст (3 -7 лет). - школьный период (7 – 12 лет). - пубертатный период (12-16 лет). Педагоги определяют всего два — дошкольный и школьный период. Разница принципиальная. Педагоги считают, что в дошкольный период Р должен пройти социализацию и общий уровень развития, лишь отчасти готовясь к школе в старшей группе. Учёба педагогом начинается в первом классе. Водораздел: до школы и школа. Врачи основываются на специфических этапах развития головного мозга и нервной системы, а также гормонального созревания. Специфика возрастного развития нейронной сети определяет характер занятий. Педагоги подобную информацию игнорируют. Мы наблюдаем кардинальное противостояние. Чью сторону принять, если их совместить не возможно? Предлагаю несколько отвлечься от педагогики и рассмотреть позиции медицины. Почему? Категоричное мнение нашего коллектива — педагогика должна основываться на медицинском базисе, а не наоборот. Первый этап развития сознательно опускаем (до трёх лет). Он невероятно объёмен и специфичен. В три года объём мозга составляет восемьдесят процентов от мозга взрослого человека — невероятная скорость развития! Не буду освещать специфику развития глиальных клеток, но особенности развития — очень сложны. Множество секторов, которые имеют свою неповторимость. Главное — всё очень индивидуально и можно не помочь, а навредить, потому данный период опускаем. В три года (условно) резко тормозится темп мозгового развития и очевидны общие тенденции. С трёх до четырёх лет (+/- полгода) характерны черты лимбической системы:
- моторные навыки. Читатель, вы должны понять характер нашего усердия: врачи категорично утверждают, что к шести годам темпы мозгового развития стремительно замедляются. 6 – 9 лет. Специфика развития левого (логического) полушария в следующем:
И т.д. Важно! Обратите внимание — КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО — СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ. То есть, с шести лет мы совершенствуем то, чему научились с трёх. Для того, чтобы был очевиден вывод мы и привели предыдущую информацию. Именно основываясь на этом и была тщательно разработана методика поурочных планов, максимально готовя, по индивидуальной программе, к шести годам. С шести до семи лет — год обобщающей подготовки к школе. Но если нет базиса, который скрупулёзно готовился до шести лет — то что вы будете совершенствовать? Опять таки несколько абстрагируемся от педагогики, сконцентрировавшись на медицине. Аксиома — с шести лет Р (ребёнок) совершенствует полученные навыки. Школа. Первый класс с семи лет. В этом ракурсе, школьная программа основана на СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ и развитии полученных навыков. Куда яснее! Таким образом, наше время — с трёх до семи лет. Нет необходимости описывать многолетний путь, который привёл к данным выводам. Обратимся к практике, так как не хотелось бы практическое пособие грузить томами теории. Примеры должны вести к очевидным выводам, тогда родителям, бабушкам и дедушкам будет очевиден ход мысли. Проведём эксперимент в группе детей 3-4 лет. Раздадим им одинаковые раскраски, одинаковые наборы карандашей и попросим раскрасить. На это задание отведём неделю. Картинки все на отдельных листах, одинакового размера, различной сложности. Набор трафаретов не случаен, психологически он рассчитан на воображение и возможности ребёнка (Р) трёх лет. Участники — мальчики и девочки. Пусть раскрашивают не спеша. Важно то, что набор карандашей включает девять цветов. Работа закончена. Проходит три недели и каждому Р предлагают из пачки выбрать свои работы. Ошеломляющий результат — дети не узнают свои работы. Чем больше времени проходит, тем увереннее отрицательный результат. Мы меняли качество бумаги, усложняли и упрощали сложность, увеличивали количество карандашей до пятнадцати — результат тот же. Чем больше карандашей с разными цветами, тем больше оттенков, значит — большая узнаваемость. Но – нет. Что это значит? Р не видит фигуру целиком, его увлекает сам процесс превращения белого цвета в разноцветный вариант. Казалось бы — чем больше карандашей, тем разнообразнее индивидуальные варианты — ан нет! Дети выбирают только самые яркие цвета. Интересная особенность — одни склонны к яркой тональности, другие к серой, не яркой. Несколько раз повторяли опыт — результат одинаков. Какие выводы? Получается, что многие методики, предлагающие обучать детей азбуке через раскраски совсем не гарантируют результат! Родители покупают множество раскрасок, которые бесполезны, с точки зрения изучения алфавита? Педагоги утверждают, что раскраски помогают привыкнуть к форме букв, психологи опровергают это утверждение. Они говорят, что тридцать три буквы для Р трёх – четырёх лет — непосильно много, поэтому будет только выборочное запоминание. По мере взросления количество увеличится. Неожиданно, алфавит для трёхлетки оказался сложнейшей темой. Наша задача — наполнить буквы алфавита смыслом и закончить обучение в течении года — с трёх до четырёх лет. В стандартном варианте Р раскрашивает и частично запоминает формы букв. Но, в таком случае, буквы — это только значки. Следовательно, задействована исключительно визуальная память. Нет ни ассоциаций, ни фантазии, ни миропознания — только визуальная фиксация. В этом случае, Р обрекается на узкий сектор восприятия — нас это не устраивает категорически! В дальнейшем, не буду ссылаться на психологов, так как всё что излагаю — это их суммарное мнение, я лишь структурировал. Вернёмся к определениям психологов. Отмечу: педагогические институты также выпускают психологов — речь не о них. Разработки велись психологами (аспирантами) медицинских институтов. Исходя из ранее изложенного — мир ребёнка — мир фантазий, любопытства и ассоциаций, мы же подталкиваем его к академическому варианту. Вернёмся к определению педагогики: Педагогика – это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим. Исходя из советского наследия — педагогика основана на обучении группы. В этом варианте структурирование необходимо. Но спросим себя: возможна ли групповая, общая фантазия, общие ассоциации? Конечно, нет. Речь идёт о ИНДИВИДУАЛЬНОМ, без относительности с другими, развитии. Наша методика нацелена на то, чтобы максимально развить природные возможности конкретного Р по всем направлениям, готовя его к школе. Разве важно родителям Кати, как развивается девочка Оля? В этом и суть подхода. Родителям предлагается по конкретной, практической методике обучать Р, сравнивая его с ним же, выявляя тенденции и темпы прогресса. При данном подходе, программа не может быть сложной или простой для Р, так как темп её прохождения определяется индивидуально. При групповом обучении сие не возможно по определению. В предлагаемом нами варианте, обучение начинается с алфавита — основы основ. Какие ассоциации будут вызывать у Р буквы? Старт — буквы, которые определяют всю дальнейшую подготовку, потому их изучение особо важно. Понятна гордость родителей, когда Р наизусть произносит буквы алфавита, но давайте изменим подход. Чему радуется, чем гордится Р? Тому, что делает то, за что его хвалят. С точки зрения психологии — буквы, в этом случае, не вызывают никаких ассоциаций, некий бессмысленный набор который нужно выучить — в этом и состоит игра в сознании Р. Уместен аналог с цифрами: озвучивая счёт в виде цифр мы никак не касаемся развитию математической логики, от слова совсем. Задача состоит в том, чтобы буквы алфавита наполнить смыслом, позитивными эмоциями, если хотите – «вдохнуть в них жизнь». Задача громадной сложности. Каждая буква, в представлении Р должна стать отдельным миром, полным увлекательных игр и впечатлений. Интересный аналог привёл психолог, поясняя цель: - Тридцать две буквы, это тридцать два аквариума одинакового объёма, но совершенно разной формы, с неповторимыми обитателями. Малыш помогает ухаживать за каждым, для него тридцать два вида сказочного подводного мира. Вообразите, вы сфотографировали каждый аквариум, фотку показали Р и попросили показать где расположен данный аквариум. Может ли Р ошибиться? Очень убедительно. Проблема состояла в том, что информационная начинка буквы может быть интересна взрослому и скучна для Р. Именно поэтому материал составляли детские психологи, рассчитывая на Р с трёх до четырёх лет. Итак, переходим к изучению первой буквы «А». Важный аспект — первые недели занятий очень важные. Р должен понять, что ему объясняют правила увлекательной игры. В методике подобное детально представлено. Когда Р поймёт правила, ему станет намного интересней. В свете вышеизложенного, буква «А» — это лишь лаз в огромный мир разных ощущений. «А» — ананас. Дать поесть йогурт ананасовый — вкусовая память. Показать как растёт ананас — познавательный процесс. Песенка про ананас — слуховая… Автобус издаёт звук клаксона и мотора. Сказки, танцы. Акула, абрикос, аист, альбатрос – тематические сказки — рассказы формирующие нравственные устои, привязываем к букве А. Итог: буква А порождает целый ряд ассоциаций, это не бездушный значок, это калитка в целый сказочный мир. Если хотите — тщательно продуманный набор тематических игр. Важно! Данные игры должны быть подобраны или разработаны психологами, ориентируясь исключительно на возраст с трёх до четырёх лет, учитывая уровень развития головного мозга, характерные приоритеты. Повторяюсь для того, чтобы взрослые, даже педагоги — воспитатели не старались сами создать такой мир — тогда результат будет не предсказуем. Существует восемь видов памяти (я писал об этом ранее) — буква «А» — отличный полигон для их развития. Вопрос в том, что следует разработать набор игр, которые бы развивали каждый вид. Очень сложная задача. В три года характерно импульсное мышление, импульсная память. Увидел, заинтересовало — запомнил. Надоело — забыл. Необходимо продумать последовательность подачи игр. Для наглядности приведу игру — танец, привязанную к букве «А». https://www.youtube. com/watch? v=jHgu7oPGIOo Музыка, буква танцует, ритм, Р смотрит на экран и танцует. Можно ли это назвать академическим обучением? Нет, Р с удовольствием танцует под весёлую музыку – для него не более. Он учится, не понимая этого. Обучение ритму песни, пению также учит раздел буквы «А». https://www.youtube. com/watch? v=-OiYANpenZo Абрикос. Вкусовая память. Познавательные картинки — как он растёт, где корень, где веточки, откуда появляются плоды. Пусть Р усвоил информацию об абрикосе. Вырабатываем актёрское мастерство. Объясняем Р, что дедушка ничего не знает об абрикосе. Готовим рассказ, с показом лазерной указкой на экран. Учим:
- преподносить материал. Допустим такой мир (буквы А) удастся создать. Допустим, психологи подберут формы раскрасок, формат подачи игр интересный для этого возраста. Пусть так. Сложнейшая задача, но вполне реальная. Согласно методике — этого достигли и мир буквы «А» — усвоен. Переходим к букве «Б» и сталкиваемся с глобальной проблемой. Специфика трёх лет в том, что увлёкшись новым, Р склонен забывать старое. Так устроена психика этого возраста. Что делать? На букве «Г» информация о мире буквы «А» напрочь забыта. Нет, понятно, прогресс идёт, но это далеко не то, к чему мы стремились. Достаточно долго искали решение, не соглашаясь остановиться на достигнутом, хотя и это очень много. Часть вторая. Закрепление. Нужна какая — то ёмкая напоминалка, безошибочно действующая. Опробовали множество вариантов — всё напрасно. Выходит, проделав громадный объём работы оказались у тупика? Да, развили память, множество других навыков, но цели (алфавит) не достигли. Пусть каждая буква — громадный объект познания, увлекательная атмосфера игр — всё так. Беда в том, что следующая буква вытесняет информацию о прошлой. На этой стадии понял, что педагогика бессильна против законов возрастной детской психологии. Только психологи. Столкнулся со сложной проблемой: Как оказалось, психолог трёхлетки «умывает руки» перед психологом детей в пять — шесть лет. Нет, есть специалисты, претендующие на звание детского психолога или дошкольного психолога — таких множество. Для меня было настоящим открытием, что на детского психолога учат как в медине, так и в педине. Педиатр мне разъяснил, что каждый год развитие мозга Р имеет свою специфику, не зная которую разрабатывать методики крайне опасно. Поэтому и специализируется психолог на детях трёх — четырёх лет. Завис. В интернете, на полках магазинов изобилие методик, развивающих игр для детей трёх — четырёх лет. Если прочесть фамилии авторов — разработчиков, то в лучшем случае это педагог, не имеющий ни малейшего представления о медицинском аспекте. Было интересно привлечь к работе тех, кто защитил медицинскую кандидатскую по психологии детей этого возраста. Итог — успешное сотрудничество с аспирантами мединов трёх городов, благо интернет позволяет. Читатель, я так подробно описываю путь, чтобы был понятен информационный объём Карточек Черныша. Иначе — это просто карточки. Очередной демонстрационный материал, не отличающийся от другого. Суть в том, что Р запомнит лишь то, что с усилием нелегко далось. Он должен посильно трудиться, тогда запоминаемость будет гарантирована. Трудиться, играя — в этом вся сложность. Пропущу период поиска и метаний, подходим к конечным выводам. Вернёмся к раскраскам. Простейшая: Если раскрасить, то мы вернёмся к началу повествования. Задача, чтобы Р увидел мяч целиком, и только после этого начал его раскрашивать. Как этого достичь? Если контуры мяча представить как пунктирную линию, определённой толщины и определённого неравномерного шага и поставит задачу точки и отрезки соеденить, то Р это будет очень не легко. Будет много попыток. Фокус в том, что размеры мяча, ширина точек и отрезков, разный размер шага должен быть разработан психологом, дабы задача была посильной и вызывала интерес. Интерес в том, что Р раз за разом видит, что у него всё лучше и лучше получается, иначе интерес пропадёт. Разве педагог может это сделать? Судите сами… Итак — получился окончательный вариант. Р видит мяч. Не раскрашенный, а лишь контурно обозначенный. Но мы добились видиния предмета целиком. Отвлекусь. Соединять пунктирные линии — метод старый, но он лишён стратегической цели. «Соеденить, чтобы соединить» — задача примитивная и лишённая цели. Это быстро надоест, так как превратится в академическую обязаловку, наша же цель — вереница увлектельных тематических ИГР. Только игры. Но взрослые, с их логикой, не могут создать то, что живо заинтересует малыша, необходимо доскональное понимание детской логики и детской психологии. Итак, контур создан. Пунктир линий внутри мяча должен быть принципиально иной, дабы Р понимал отличие контурных и внутренних линий. Опять таки шаг, диаметр, паузы — всё должно быть разаработано с учётом трёхлетнего возраста. Только затем переходим к раскраске. Итоговый рисунок мяча имеет невероятное количество отличительных особенностей — они и есть подсказка узнаваемости. Линии не ровные, отклонения совершенно различны. Потратив столько труда и поняв, что его очень хвалят за «шедевр», Р легко узнает своё произведение. Вы достигли 100 % узнаваемости. Главная задача решена!!!! Повторюсь, без детального описания, вы не поймёте специфики карточек. Рамка. Фасадная сторона. Рамка — это подсознательная концентрация внимания на том, что в ней изображено. В нашем случае, начиная, следует идти от обратного. Мяч – оконченное произведение, берём в две рамки — пунктирную и отрезками — определённый шаг и разрывы. Задача прежняя — соединить две рамки в два прямоугольника. Р понимает, что от него хотят. Остановлюсь подробнее. Подача разработана так, что Р воспринимает наставника не как учителя, а как единомышленника, больше него знающего. Мы стремились создать формат википедии. Вы творите, если что не ясно, обращаетесь к кладезю знаний. Малыш будет общаться с вами по той же схеме. Он не копирует вас, а занят индивидуальным творчеством. Вы не обучаете, а лишь помогаете, уподобляясь подсобнику мастера. Существуют законы психологии, которые действуют на сознание Р — рамка — один из них. В последующем, он будет начинать с рамки, привыкая к изображениям. Аналоговое умение выделять главное, подчёркивать и усиливать его — это очень важно. На карточке четыре изображения: главное и три второстепенных, каждое в рамочке. Определённым образом распределены буквы. Такой вид карточка имела в самом начале разработки. Скажем, главная — акула, второстепенные ананас, айва, автобус. Целая композиция. Задача — дорисовать пунктиры и раскрасить. Всё точно рассчитано психологами. Мы не предлагаем учиться рисовать, главная цель узнаваемость карточки. Методика построена так, что взглянув на карточку Р вспомнил всё то, что он делал ранее. Не поднимать папку его работ, видеоролики и фото, а показать карточку, этого будет достаточно. Законченная карточка имеет бесчисленное количество неповторимых отличительных черт, над ней Р изрядно потрудился, потому и гарантированная узнаваемость. Проблема. Р в таком возрасте, легко может порвать, испортить рисунок, но на второй раз усидчивости ему не хватит — надоело. Как сделать так, чтобы пролитый сок, воду можно было смыть? Немного поработал над карточкой — переключился на другое, потом снова. В особо трудных для него местах, в его отсутствие, взрослые помогут. Он должен понимать, что шедевр он создал сам. Тогда 100 % узнаваемость. Тыльная сторона. Это варианты написания буквы. Смысл. Фасадная сторона — рисунки, тыльная это буквы — Р поймёт, что это одно и тоже, просто разная подача. На втором году обучения из карточек Р будет сотавлять слова. Забыл, перевернул карточку и вспомнил. От рисунков к буквам. Карточки — основа методики на все четыре года обучения. Тактильная память. Психологи и методисты изучили школы обучения слепых в разных странах. Методики обобщили в виде инструкций к обучению полноценных детей, в качестве развития тактильной памяти. Статья носит общедоступный характер, потому поясню одно из свойств тактильной памяти. Пример. Вы побрились. Смотрите в зеркало — всё идеально, проводите пальцами по лицу и чувствуете волос. Чему вы поверите — пальцам или глазам? Конечно, пальцам. Кожа, нервные окончания у Р в три года идеальны для занятий. Специфика восприятия информации — соответствует. В пять лет если начинать эффект будет в десятки раз хуже. В набор первого года обучения входит гравер и набор свёрел разного диаметра. Первая буква «А». Карточка. С определённым шагом, большим диаметром взрослый рассверливает небольшие углубления. Игра. Р, с закрытыми глазами, проводит пальчиками по букве, пытаясь её запомнить, подглядывать можно. В итоге тактильная память и зрительная работают совместно. Суть игры, на определённом этапе, Р должен определить — правильно ли расположена буква А, с закрытыми глазами. Данный этап не возможно пероценить. Именно в три года максимально работает тактильная память. В большей степени методика позаимствована из обучения слепых детей у арабов. В пять лет подобное обучение вряд – ли возможно. В пять лет крайне сложно будет увлечь подобной игрой, теряется мотивировка. Р имеет свои предпочтения и навязываемые ему игры отторгает. Потому так важно начинать с трёх лет, тогда в пять многое будет естественным. На этом этапе буква А — пройдена. Навык нарабатываем. Это очень индивидуально. Буква Б — усложняем задачу — отверстия реже и большой диаметр сочетавется с более мелким. От простого к сложному. Если Р не справляется, добавьте углубления. Тридцать три буквы, это тридцать три ступени индивидуального совершенствования тактильной памяти. Отверстия всё реже, диаметр всё меньше. Особо подчеркну — что очень и очень индивидуально. Фактически, вы ставите максимальную планку для конкретного Р и вам нет дела, как происходит развитие у другого. Если сделать стандартный вариант, то одному будет непосильно, другому не интересно. Если всё сложно, карточку с буквой «Б» оставьте как с вариантом «А». Р не отстаёт, он привыкает, потом будет «прорыв». Первый год обучения — это алфавит, масса раскрасок, стишки, песенки, игры, танцы увязанные с буквами и карточки, которые он узнаёт как себя в зеркале. Долго подбирали размеры карточек. Какой формат оптимален для ребёнка в три года? Нет, не то, что взрослым захотелось, а то, что Р легко воспримет. Карочка не должна гнуться, ломаться, её можно мыть. Минимум четыре года ими будут активно пользоваться. Пробовали пластики, другие материалы — нашли оптимальный. В приложении высылаю букву «А». Часть два. ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО? Второй год обучения, в значительной степени, основан на Карточках Черныша. В стандартном варианте слова учат со слогов, основываясь на визуальную память. В нашем случае, совершенно иной принцип. Второй год обучения с четырёх до пяти лет начинается с понимания логики построения слов. Разработаны специальные игры. Пример. Какое короткое слово для ребёнка самое понятное, состоящее из трёх букв? Это может быть имя мамы, сестры, куклы; кличка собаки, кошки, попугая; вкусняшка. Допустим, кличка любимой собаки Дик. Р много играет с псом, очень его любит. Множество раз на день повторяет его кличку, когда зовёт собаку. Пишем на листке ДИК. Перед Р, в беспорядке, размещены карточки алфавита. Задача расположить три карточки с буквами Д, И, К — как на листочке. Перебирая карточки, Р вновь и вновь сталкивается с буквами алфавита. Мама — Оля, сестра Яна (пример). Когда слова с трёх букв легко усвоены — значит понят сам алгоритм создания слов из букв. Очень важна подготовка к чёткому произношению слов. Кличка собаки — произношение и написание сливаются в единый образ. Очень важный аспект: МЫ НЕ ДУБЛИРУЕМ ШКОЛУ, МЫ ГОТОВИМ К НЕЙ. Академические знания Р будет воспринимать как продолжение игры, по более сложным правилам. Он понимает логику построения слов. В поурочных планах это всё подробно расписано, здесь же речь идёт исключительно о Карточках Черныша. Статья носит обзорный характер и не дублирует пошаговую методику. Не хочу критиковать развивающие игры и иные методики, но обратите внимание — они дублируют школьную программу. Учат алфавит, составлять слова, считать… Р всего семь лет, он ещё достаточно мал, чтобы удерживать свою эмоциональную реакцию. На уроке учат считать, а он и так это знает, ему не интересно. Другое дело, если речь идёт о лидерстве, но это предмет совсем другой статьи. С каждой карточкой связан целый букет разных чувств, на это и делаем ставку. Ещё и ещё раз напоминаю, мы не учим, мы играем. ОЛЯ ЕСТ. — Простейшие предложения из карточек будут усвоены легко и быстро. Всё знакомо. Звучание, буквы из которых состоит слово, само предложение. Шаг за шагом усложняем игру. Слова из четырёх букв с повторяющимися двумя. «Мама, папа, баба», затем слова из четырёх букв. После усвоения составляем предложения из трёх слов. Предложения будут включать в себя как слова из трёх букв, так слова и из четырёх букв. Особенность в том, что все слова должны быть хорошо знакомы, вызывать положительные ассоциации, образы. Не «Мама мыла раму», а «Мама мыла Дика.»; «Я ел мёд». Ведь вы ИГРАЕТЕ, А НЕ УЧИТЕСЬ! Логика складывания слов и предложений — есть некая подготовка к усвоению математики. Второй год обучения посвящён русскому языку и литературе. Чтобы составить предложение, надо сформулировать мысль, только затем изложить её. Итог — составление коротких рассказов из карточек. Нет, озвучивание букв, слов, чистописание — всё это есть в методике, но статья посвящена только карточкам. Ещё раз — мы не дублируем школьную программу, мы готовим к её восприятию. Часть третья. Математика. На карточках расположены цифры, которые Р за два года видел множество раз, но считал узорами, не имеющими смысла, но он к изображениям привык — на этом и основываемся в начале обучения. Если на вопрос «Сколько тебе лет» Р показывает пять пальцев — это не значит, что он умеет считать. На карточке с буквой «О», изображены цифра один и число одиннадцать. На карточке с буквой «Д» — два и двенадцать. Есть карточки с +, —,= С трудом удалось понять ошибочность поставленной задачи. По методике начинаем изучать раздел математики в пять лет. Что это значит? Учить цифры, потом числа? Учить — значит заучивать? Скатываемся до уровня академических уроков заучивания, отойдя от игр? А что он будет в школе делать? Психологи изучили информационный шаг в учебнике математики первого и второго класса и пришли к выводу, что для неподготовленного Р только визуальная и слуховая память могут обеспечить успеваемость. Они объясняют это тем, что каждому Р необходимо разное время для осознания элементов математической логики. Зрительная и слуховая память начинает давать сбой в третьем — четвёртом классе и окончательно приводит к тупику в пятом, когда основное не примеры, а математические задачи. Без понимания математической логики их не освоить. Математическая логика. Логика построения задач и их решения — должна быть преподнесена в понятийном варианте, через игры и сказки. Долго искали подобный подход в интернет пространстве — не нашли. Традиционно, основываемся на том, что Р хорошо знакомо. Типичный пример. Базовое понятие с двух лет — «дай» и «на» — в пять лет полностью ясно. Это не абстракция, а жизненный факт, которым оперируют множество раз за день. А что это, если не плюс и минус? Плюс — прибыло, тебе что – то дали; минус, ты что – то отдал и у тебя убыло. Аналоговое мышление, которое мы развивали предыдущие два года. Начинаем обучение со сказок, в которых подводим к необходимости счёта, выставляя персонажей не умеющих считать, как глупых. Показываем аналогичные мультфильмы. Подводим к тому, что это необходимые знания для самодостаточности. Далее. Забудем слово математика, а обратимся к хорошо понятной жизненной ситуации. Пример. 1 Папа дал тебе конфету и бабушка дала конфету. Смотри 1 + 1, это всё равно, что + Перед малышом три карточки. Один, это карточка с буквой «О» и напечатанной на ней единицей. К этому значку на карточке Р давным — давно привык. Две абсолютно одинаковые карточки, между ними знак + (тоже есть на карточке). «+» — Папа дал тебе конфету и ЕЩЁ дала бабушка. Приводим иные примеры 1+1 с помощью картинок и цифр. Добиваемся понимания, что 1+1 это сложение одинакового. Не учим считать и складывать, учим понимать. 2 Когда он усвоит, переходим к пониманию знака = (отдельная карточка). Равно — это сколько всего у тебя конфет. Усвоил. - Одна и одна конфета это всего две конфеты 1+1 = 2 Усвоил понимание цифры два. На этом остановимся подробнее. Специальные игры — загадки позволяют манипулировать с карточками. - Ты отдал одну конфету братику. Было две, а осталась одна. 2-1=1 3 Далее идти нельзя, пока Р прочно не усвоит смысл действий с тремя цифрами. Карточки позволят ему визуализировать картину происходящего. Абстрактное мышление надо развивать, начиная с малого. Каждая новая цифра — это новая сказка, новые слайды, мультики в определённой последовательности — всё увязано в ЕДИНУЮ программу обучения. Самое важное не обучить считать, а показать алгоритм математической логики. Самая страшная ошибка — спешить. Дети — разные, скорость усвоения абсолютно иная у каждого. Один «спотыкается» на одном, другой на другом. Оперируя карточками, Р учится математическим действиям. Пример. 5,5 лет. По программе. Задача. Мама крольчиха и её сыночек играли. Сыночек поранил лапку, давай посчитаем и на карточках покажем сколько было лапок и сколько осталось здоровых лапок у мамы и её сыночка. Обязательное сопровождение слайдами (прилагаются в программе). Сколько лапок у крольчихи? Сколько у её сыночка? Покажи на карточках. Складываем. … Вычитаем. Мы привязываемся к исключительно позитивным эмоциональным реперным точкам — мама, сыночек (дочурка). Волей — неволей Р сопереживает больную лапку кролика, заботу его матери, он вживается в образ наблюдателя, продолжая жить в математическом сказочном мире. Математика не должна быть абстракцией, иначе во втором — третьем классе ему будет очень сложно выйти на уровень задач. Педагоги младших классов утверждают, что переход от абстрактного счёта к конкретным задачам — громадный барьер для понимания. подобные задачи составлены от простого к сложному. Главная задача — понятийная. ПОТЕНЦИАЛ Р ДОЛЖЕН СООТВЕТСТВОВАТЬ ИНФОРМАЦИОННОМУ ТЕМПУ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ. На наш взгляд — главная ошибка в дошкольном обучении — ЗАУЧИВАНИЕ. Что толку, что Р умеет считать до десяти? Он запомнил последовательность слов и готов повторить. Чем отличается 1 от 3? Всё! Математика закончилась. Он не понимает — что от него хотят. Тоже и со счётом. ЗАУЧИВАНИЕ, а не смысловое понятие. Почему 1+2=3, а не четыре? Всё! Тупик. Р думает, что это провокация — он всё точно запомнил 1+2=3, он так и сказал — в чём проблема?! Зрительная и слуховая память — плохие помощники в математике. Вопрос к психологу: - В первом классе оценки не ставят. Сколько времени следует развивать математическую логику, чтобы Р во втором классе гарантированно преуспевал? - Индивидуально, но в среднем два года занятий? - Непрерывных? - Да! Исчерпывающий ответ. По разработанной методике с КЧ Р готовят к пониманию математической логики на знакомых ему примерах. Часть четвёртая. Некоторые аспекты четвёртого года обучения. Формат подачи информации учителем в первом классе — не предсказуем. Чтобы избежать противоречий методика (например, в математике) привязывает работу с карточками к учебнику. Р должен привыкнуть к тому, как формируются задания в школьном изложении. Очень часто дети «не понимают, что от них хотят» — не готовы к формату подачи. Если изменить подачу задачи — Р даст ответ. Беда в том, что ради одного Р никто не будет ничего менять, потому так важно подготовить к форме подачи заданий. Пример. Р не понял не то, как решить задачу, а саму задачу. Как быть? Фактически, имеющиеся знания не может применить. Как ему помочь? Малыш не в состоянии объяснить взрослым что именно его смущает. Взрослый, логикой взрослого объясняет, но его не слышат, возникает взаимное раздражение. Итог подобного конфликта школьной оценкой только усугубляется. До четвёртого класса, с помощью карточек, изученного материала, наставник может переформатировать задачу, по любому предмету, настолько, что ответ станет очевидным, потому как карточки — есть общий язык, абсолютно понятный Р и взрослому. Четвёртый год — это увязывание полученных знаний к конкретным школьным учебникам. Формируется представление, что первый класс — это продолжение игры по другим правилам. Необходимо создать понимание, что школа, класс — это площадка для самореализации, ибо потенциал для этого предостаточный. Педагог. Может создаться впечатление, что я недооцениваю роль педагога. Напротив. Есть школьная программа, которой необходимо следовать. Существуют поурочные планы — руководство для учителя. Благожелательный педагог с любовью начинает погружать первоклашек в мир школьного обучения. Но что он может сделать, если большая часть класса не готова? Он проявляет нечеловеческие усилия, чтобы как — то выровнять всех в единый коллектив, отведя каждому ячейку в зависимости от подготовленности. Родители не хотят понять, что учитель в первом классе не готовит к школе, он обучает. Если у Р плохо развит потенциал, то будь какая дружба родителей с педагогом результата не даст. Величайшая радость для педагога, когда он даёт новый материал и видит понимание в глазах учеников, и сердце кровью обливается, когда приходит ощущение, что его абсолютно не понимают. Что он может сделать? Пример. В маленьком зале филармонии певец даёт сольный концерт. Бегло осмотрев зал, в самом начале выступления он определяет тех, для кого будет петь, видя в глазах понимание музыки. Такой зритель его вдохновляет. Большинство же балласт и его не интересует. Чтобы понять красоту пения и аккомпанемент музыканта нужно учиться (самостоятельно или у профессионалов), певец не учитель. Школьный педагог может обучить только тех, кто готов к обучению. Насколько готов к обучению Р — настолько его и обучат. Родители категорически не желают воспринимать столь очевидную истину. Часть пятая. Зададимся двумя вопросами: - Почему дети идут в школу именно в семь лет? - Почему в первом классе не ставят оценок? Как оказалось, возраст будущего школьника определили не педагоги, а врачи. Именно в семь лет специфика памяти, логическое мышление приобретают характеристики взрослого человека (развитие фронто – таламических связей), поэтому наблюдается устойчивое внимание, а не рассеянное восприятие. Следует учесть, что в этом возрасте эндокринная система, нервная, костная — претерпевают изменения — потому возраст считается кризисным. Организм, как – бы, обновляется, сбросив то, что мешает развитию. До 6 -7 лет Р воспринимает информацию достаточно категорично, руководствуясь исключительно своим интересом, тогда как в шесть лет начинает формироваться понимание причинно — следственных связей в понимании происходящего. Детские психологи, условно, разбили дошкольный возраст на три этапа:
Очень важный вывод! Принятие чужой программы действий — это открытые горизонты для педагога. Таким образом, в полном объёме, о применении педагогики можно говорить от семи лет. Но, восприятию чужой программы действий надо обучать — это особый формат осознания. Первый класс является школой восприятия обучения. Детские психологи, аналогово, утверждают, что Р учится как распорядится своим потенциалом. Важно! НЕ НАРАБОТАТЬ ПОТЕНЦИАЛ, А РАСПОРЯДИТСЯ ИМЕЮЩИМСЯ. Одна из причин не выставления оценок — возраст. Р ещё не достаточно готов учиться, его готовят к этому. Стресс второго класса. В первом классе все дети стараются и профессиональный педагог всех хвалит, развивая прилежание. Ключевой тезис: ВСЕ СТАРАЮТСЯ И ВСЕХ ХВАЛЯТ. Во втором классе начинают ставить разные оценки, в переводе на детское восприятие — ВСЕ СТАРАЮТСЯ, НО НЕ ВСЕХ ХВАЛЯТ. Разве это справедливо? Р не в состоянии понять, что его потенциал еле справляется с темпами школьной программы, у него своя логика. «Я стараюсь, как все, но им ставят отлично, а мне — нет. Разве это справедливо?». Последствия такой позиции я описывал в других статьях. На этом этапе спохватившись — что могут родители? Чудес не бывает, интеллектуальный уровень вспышкой усилий не увеличить. Время пропущенное вспять не вернуть. Возраст. Семь лет — кризисный возраст и полгода имеют громадное значение в развитии. Первое сентября — первый урок, но не день рождения. Шесть с половиной лет — отдавать в школу или нет? Обычно, критерий — успеваемость в детском саду — ошибочен. Требование программы детского сада и школьного академического обучения — радикально разные. Если вы готовили Р с трёх лет к школьной программе, то можно, с уверенностью отдавать и в шесть и пять месяцев, а в некоторых случаях и в шесть. Но, если тестирование показало не готовность, то отдав в школу в семь с половиной лет вы порождаете множество проблем. По этой теме очень много исследований. Пример. Допустим, мальчик в 7,6 лет чувствует своё отставание в интеллектуальном смысле перед одноклассником, которому: 6,5 лет, но при этом ощущает громадное физическое превосходство. Естественно, он будет самоутверждаться через то, что у него лучше получается. А это формирующаяся стратегия развития у него в уме. Подобную расстановку сил преломить крайне сложно, и это только один аспект. В заключение. Карточки Черныша в методике практических поурочных планов — только один вариант подготовки к школе. В статье поставлена цель показать родителям, бабушкам и дедушкам необходимость целевой подготовки с трёх лет до семи и последствия стихийного подхода. Особо отмечу: какими бы вы не были заботливыми родителями, каким бы тесным не было бы взаимопонимание — вы обречены на кризис семи лет, если не будете к нему готовиться. Почему? Возрастные кризисные изменения индивидуальны, при достаточной подготовке семья может их благополучно преодолеть — это так. Карточки Черныша — это особый язык общения взрослого с ребёнком. Этот язык позволяет легко переформатировать сложный вопрос и решение станет очевидным. Вы сможете избежать непонимания элементов школьной программы. Кризис семи лет — планируется обществом, помещая Р из одной среды в совершенно другую (школьную). Разве можно предугадать реакцию в каждом конкретном случае? Насколько Р сможет преодолеть стресс? Любящие взрослые должны Р помочь преодолеть преграду играючи, но к этому необходимо тщательно готовиться.
|