Рабочая программа кружка «Любознайки» для детей средней группы |
Педагогика | |||
Автор: Моисеева Альбина Николаевна | |||
06.08.2024 20:42 | |||
Рабочая программа кружка «Любознайки» для детей средней группы Автор: Моисеева Альбина Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории Пояснительная записка: Вся жизнь ребенка пронизана игрой, только так он может открыть себя миру и мир для себя. Сегодня одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребенка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и умения, продемонстрировать свою активность, инициативность, направленность на результат и положительное подкрепление взрослого, начиная с раннего возраста. Исследование организую в трех основных направлениях: специально организованное деятельность, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что образовательная деятельность является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей. Проблемные ситуации, эвристические задачи, исследование могут быть также частью любой деятельности с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.) Актуальность программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников – исследование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе исследования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяются равномерно между воспитателем и детьми. Роль педагога возрастает, он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав все варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло. В процессе исследования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Таким образом, исследовательская деятельность дает детям дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Цель кружка: создание условий для сенсорного развития детей в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. Задачи:
Условия реализации программы: Программа рассчитана на 1 год обучения. Предназначена для детей 4-5 лет. Кружок проходит 1 раз в неделю (понедельник/ вторник вторая половина дня), продолжительностью 20 минут. Занятия проводятся вподгруппах (12 человек) соответствии с СанПиН — 20 мин. В середине образовательной ситуации могут проводиться физкультурные минутки, если они соответствуют теме образовательной ситуации. Интервал между образовательными ситуациями составляет не менее 10 минут. В группе создан исследовательский уголок, где дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные эксперименты, рассчитанные на одаренных детей. Уголок постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте. Методы, используемые для реализации работы кружка:
Формы работы с детьми: подгрупповые, индивидуальные. Игры — эксперименты — это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка — это манипуляция с определенным предметом на основе сюжета. Цель таких игр заключается в закреплении культурно — гигиенических умений и навыков здорового образа жизни. Игры — путешествия — ребенок совершает «прогулку» в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе условного путешествия. Игра — путешествие предоставляет возможность найти необходимый вариант для разрешения конкретной ситуации. В процессе исследования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко – низко, далеко — близко; мягкий — твердый — теплый и т.д.). Ожидаемые результаты:
убрать мусор и вымыть руки с мылом) Критерии оценки качества Результативность освоения программы отслеживается в процессе мониторинга воспитанников в начале и в конце учебного года. Для детей средней группы мониторинг проводится в виде игровых ситуаций и упражнений. Мониторинг представлен в Приложении № 1 Примечание: За основу взяла сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования Ивановой А.И. «Живая экология» Творческий Центр «Сфера» М., 2007.) Для достижения поставленной цели имеет место взаимодействие с родителями Название мероприятия Срок
Оборудование участка для исследований с водой Апрель Материальное обеспечение программы Материалы для организации экспериментирования:
Методическое обеспечение: Иллюстративный материал, папки, карточки, схемы для самостоятельного исследования Литература:
|