СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОО И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ |
Педагогика | |||
Автор: Нестерук Анастасия Евгеньевна, Володина Кристина Александровна | |||
02.08.2024 07:41 | |||
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОО И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ Аннотация: В даннойстатье автором рассматриваютсясовременные подходы к решению проблемы преемственности между дошкольным образовательными организациямии начальной школой. Необходимо у детей в дошкольном возрасте развивать психологические и коммуникативные предпосылки учебной деятельности, чтобы они были способны к обучению, осознанно стремились к нему и, конечно же, хорошо учились. Ключевые слова: преемственность, сотрудничество, детский сад, школа, успех в обучении, самоценность детства. Все педагоги неустанно твердят о том, чтобы школьное обучение было в легкость, оно никогда не должно начинаться с пустого места, а шаг за шагом опираться на определенную стадию развития, которую ребенок уже достиг. И с этим невозможно поспорить, что подтверждает необходимость существования преемственности между всеми уровнями образования последовательно, начиная с дошкольного. Согласно определенным нормативно-правовым актам нашей страны приоритетными задачами образовательной политики РФ являются непрерывность образования и реализация принципа преемственности. Понятие преемственность следует рассматривать с двух точек зрения: с одной стороны, как необходимое условие, которое позволяет обеспечить гуманный переход с одной возрастной ступени на другую, а, с другой стороны, созданиенеобходимых и достаточных условий для успешного освоения ребенкомв недалеком будущем образовательных программ в начальной школе, то есть в дошкольном возрасте ребенка нужно и важно научить учиться.
Стоит отметить, что преемственность дошкольного и начального общего образования обеспечивается за счет организации сотрудничества педагогических составов обеих организаций, родителей и самих детей. Также в образовательных программах как школы, так и детского сада должнапрослеживаться определенная взаимосвязь, например, содержание изучаемого материала должно быть выстроено по принципу от простого к сложному. Иначе говоря, по принципу преемственности должны быть составлены программы дошкольного и начального образования по направлениям речевого, познавательного, художественно-эстетического, социально-коммуникативного и физического развития. И в итоге у дошкольников будут развиты интегративные свойства личности, которые лягут в основу развития компетенций для обучения в школе. С 1 сентября 2023 года все детские сады, школы перешли на работу по федеральным образовательным программам, реализация которых обеспечивает получение всеми детьми, вне зависимости от того, где бы они ни проживали, качественного базового образования. Также у образовательных организаций есть право выбора используемых технологий, УМК, определения содержания образования при реализации образовательной программы. Значение преемственности для ребенка, который только приступил к обучению в школе, состоит в том, что она способствует его успешной адаптации к новым условиям жизнедеятельности в стенах школы. В детском саду ребенок учился выстраивать взаимоотношения с другими людьми, познавал что-то новое, совершал открытия. Все это, а именно: развитие коммуникативных навыков в дошкольном возрасте, освоение знаний из образовательных областей по ФГОС ДО – обеспечивает успех ребенка в обучении в школе, хорошие результаты обучения и в других образовательных организациях, и в устройстве дальнейшей жизни в целом. Ни в коем случае, не стоит укорачивать ребенку срок дошкольного детства, отдавая его в школу с 6 лет. Это связано с тем, что организм ребенка еще пока не готов к изменению условий жизнедеятельности, а именно: высиживать в неподвижном состоянии урок, длиной 35-40 минут; после школы выполнять домашние задания и т.д. Есть такое понятие, как самоценность детства. Оно подразумевает под собой понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, то есть ребенок ходит в детский сад, секции, играет дома в различные игрушки и т.д. и получает от этого огромное удовольствие. Возраст семи лет является наиболее благополучным или сензитивным для поступления ребенка в школу: он уже умеет внимательно слушать взрослого, соблюдать правила поведения, психические процессы первоклассника достигли нового уровня развития, он может подчинить себя требованиям взрослых. Еще один год ходить в детский сад рекомендуют тем детям, которые имеют определенные заболевания. Они занимаются в специализированных детских садах по адаптированным образовательным программам и начинают свое обучение в школе с восьми лет. Психологическая готовность детей к школьному обучению служит основанием преемственности, показателем которой являются следующие критерии:
И еще важно отметить, что стандарт включает в себя требования к результатам освоения образовательной программы дошкольниками, которые представлены в виде целевых ориентиров. Этих результатов ребенок может достигнуть на этапе завершения дошкольного образования. Кроме того, они в определенной степени способствуют успеху обучения дошкольника в начальной школе. Выделяют три формы осуществления преемственности между начальной школой и детским садом. К ним относятся:
Итак, преемственность между дошкольными образовательными организациями и начальной школой предполагает создание единого развивающего пространства, объединенного двумя этапами обучения и воспитания. Самое главное, чтобы все участники образования придавали ей важное значение как необходимому условию разностороннего развития детей. Список использованных источников
|