Кто в «Теремочке» живет: реализация инновации в «Светлячке». |
Педагогика | |||
Автор: Якушенко Екатерина Анатольевна | |||
31.07.2024 23:04 | |||
Кто в «Теремочке» живет: реализация инновации в «Светлячке». В 2020 году детский сад Светлячок приступил к реализации инновационной программы «Теремок» в группе «Вишенка». Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет разработана в ответ на вызовы времени, изменяющие отношение взрослых к миру детства. Идея самоценности и уникальности раннего детства как важнейшего периода в жизни растущего человека позволяет очертить круг актуальных вопросов:
В поиске ответов на эти вопросы авторскому коллективу удалось по-новому взглянуть на современного ребенка и разработать инновационную образовательную программу, интегрирующую результаты научных исследований — классических и современных, отечественных и зарубежных — в области физиологии, нейрофизиологии, возрастной и педагогической психологии, педагогики раннего детства.
Специфика программы определяется тем, что образование осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду. Важный элемент программы образовательная среда. Узкие специалисты детского сада и воспитатели группы применяют в работе с малышами методические пособия от авторского коллектива разработчиков образовательной программы «Теремок», одним из главных элементов которого являются арт-методики. АРТ-методику можно назвать «рецептом творчества», которая помогает решить задачи по социально-коммуникативному, художественно-эстетическому, речевому, познавательному и физическому развитию. Один из главных аспектов: проектирование образовательной среды или пространства, построенного изначально на основе интеграции образовательных областей. Воспитатели группы «Вишенка» стали первыми жителями Теремка: ими было составлено перспективное планирование по всем образовательным областям. В помощь воспитателям организовано методическое сопровождение, которое объединило в «Теремке» всех узких специалистов: инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, хореографа. Универсальным средством всестороннего гармоничного развития ребёнка раннего возраста являются игровые музыкально-ритмические упражнения, которые имеют особую значимость, поскольку являются неизменным инструментом общения детей и взрослых, а также инструментом их эмоционального взаимодействия. Если внимательно посмотреть музыкальный – ритмический материал и предлагаемые упражнения для детей от года до трех лет, то нетрудно увидеть, что упражнения проводятся на игровой основе. Наталья Геннадьевна выразительно и четко показывают детям ритмические композиции и упражнения, малыши с удовольствием выполнять упражнения вместе с педагогом под музыку. Надо помнить, что в этом возрасте слово имеет особое значение. Музыка и слово наполняют смыслом движения детей раннего возраста. Несомненным преимуществом хореографических занятий, является четко выстроенная работа в развитии чувства ритма. Чувства ритма напрямую связано со слухом человека. Развитие чувства ритма положительно сказывается на общем развитии малыша. В частности, участвуя в формировании фонематического слуха и дальнейшем развитие речи. Интерес детей к двигательной активности на занятиях физкультуры поддерживается при помощи игрушек, которые нуждаются в помощи ребят. Игровые ситуации в которые физкультурное оборудование превращаются в «поезд», «лошадку» и т.д. Дети по-новому воспринимают инвентарь, овладевают возможными вариантами действий с ними, пытаются воспроизвести наблюдаемый ими способ использования предметов. Детям нравятся физические занятия, они активны и с большим интересом занимаются, двигательная активность приобретает ярко положительную окраску. Малыши занимаются с каждым специалистом по очереди, у каждого из них в неделе есть своя «пятиминутка», которая доставляет детям много радости и позволяет развиваться. Главная задача специалистов на занятиях это- установление контакта с каждым ребёнком, создание психологического комфорта для малыша, радостные эмоции, интерес к двигательной и игровой активности под музыкальное сопровождение. Одним из важнейших «элементов» образовательной среды является взаимодействие взрослых. Эти два «поля» взаимодействия, несомненно, связаны между собой и оказывают взаимное влияние. Родители в качестве равноправных партнеров могут принимать участие в планировании образовательных мероприятий, их подготовке и реализации; могут быть инициаторами и организаторами разных форматов досуговой деятельности детей; участвовать в совместных воспитательных форматах (беседах, рассказывании и чтении художественной литературы и т.п.). Используются интерактивные методы организации взаимодействия, ориентированные на более широкое взаимодействие родителей с педагогами и друг с другом. Для того, чтобы родители включались в интерактивное взаимодействие, осваивали необходимые модели поведения, преодолевали затруднения в общении, используется технология фасилитации. Родители воспитанников – активные помощники в реализации программы. Педагоги информируют их о происходящих событиях, а они вносят свою лепту в создание условий, позволяющих осуществлять все направления деятельности. Таким образом, прирастает жителями наш Теремок. А самое главное, детям в нем уютно и интересно!
|