Организация среды обучения дошкольников с расстройствами аутистического спектра |
Педагогика | |||
Автор: Гуреева Ольга Владимировна | |||
25.07.2024 19:50 | |||
Организация среды обучения дошкольников с расстройствами аутистического спектра АУТИЗМ (РАС) – это крайняя форма нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний, постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, который заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие. В условиях группы компенсирующей направленности все педагоги стараются применять средства, которыепомогают нашим воспитанникам развиваться, расти и постоянно двигаться вперед. В реализации индивидуальных адаптированных образовательных программ мы сталкиваемся с трудностями, связанными с природой расстройства аутистического спектра. В группе воспитываются дети, у которых полностью отсутствует речь или развита на уровне отдельных слов. В основном, понимание обращённой речи доступно только в рамках бытовых стереотипов. Дети болезненно реагируют на перемены, самостоятельно не могут регулировать свою деятельность. Наши подопечные отстают от нормотипичных сверстников по всем показателям, но самые явные отставания имеют в развитии навыков коммуникации и социального взаимодействия. Процесс обучения затрудняется в связи с особенностями восприятия окружающей среды, искажённой обработки сенсорной информации. Перечисленные особенности сказываются, в свою очередь, на поведении.
Исходя из перечисленных проблем, сам собой напрашивается однозначный вывод: каждый ребёнок, посещающий группу, нуждается в индивидуальном подходе, в обеспечении наглядными подсказками, которые облегчат понимание происходящего. Любому ребёнку важно полноценно ощущать себя в пространстве и времени и самостоятельно планировать своё поведение. Для успешной интеграции детей с аутизмом необходимы специальные образовательные условия:
При создании среды для организации образовательного процесса с детьми мы учитываем такие особенности детей с РАС, как плохая ориентировка в пространстве, времени, проблемы коммуникации и социального поведения. Применяем основные компоненты структурированного обучения: структурирование пространства, визуальное расписание и визуальный план деятельности. Пространствопомещений группы условно делится на зоны, которые оборудованы в соответствие и их функциональным назначением. Мы стараемся сделать помещение для ребёнка привлекательным. Для этого любимые предметы и игрушки находятся в доступном месте (если не требуется обучать навыку просьбы). Обязательным условием при организации пространства является наличие средств коммуникации, помогающие общаться ребёнку и окружающим людям. Используем в качестве средств коммуникации наборы карточек подсказок:
Такие картинки дают ребенку возможность не только ориентироваться в окружающем мире, но и напоминают, какие социальные действия можно осуществлять в конкретном помещении / зоне. Они являются сигналом для выполнения определенных социальных действий. В качестве коммуникативных подсказок используются таблички с печатным текстом, которые размещаются в соответствующих местах. Исходя из опыта работы можем подтвердить, что многие дети с РАС очень быстро обучаются чтению, причем делают это самостоятельно. Это может быть связано с особенностями мозговых структур, особенностями восприятия информации. Примерыкоммуникативных табличек: «ПОМОГИ», «ДАЙ ПИТЬ», «ОТКРОЙ ДВЕРЬ» — на входной двери; В качестве социально-поведенческих подсказок используем:
Пространство группы организовано таким образом, чтобы ребёнок мог достаточно свободно перемещаться, располагаться для игр с игрушками, отдыхать. Игровая зона помогает чувствовать ребёнку себя комфортно, располагает к взаимодействию с другими детьми и педагогом. Диванчик у окна, столик и кресла из мобильных модулей игровые комплексы «Парикмахерская», «Кухня». Тут же, на коврике, можно разложить «Железную дорогу», создать постройки из конструктора. Таким образом, создано единое, объединяющее детей пространство. Кромка ковра отграничивает игровую зону от зоны приёма пищи и занятий за столом. Все материалы для сенсорного и моторного развития размещены на полках детской стенки. В предметно-развивающую среду включены наборы муляжей, крупные и мелкие игрушки по темам, конструкторы, кубики, пирамидки, матрёшки и настольные игры. Все игры расположены на своём месте для удобства использования детьми и наведения порядка. Педагоги следят, чтобы в поле зрения ребёнка не было большого количества игрового материала, вызывающего сенсорную перегрузку детей. При организации учебного пространства в кабинете специалистов учителя-дефектолога и педагога-психолога применяется ограничение пространства. Сначала рабочий стол находится у стены, чтобы ребёнок полностью концентрировался на выполнении задания. Когда ребёнок готов к взаимодействию со взрослым, педагог занимает место напротив ребёнка, усиливается социальное взаимодействие. Как только ребёнок сможет распределять внимание между педагогом и выполнением задания, занятия можно проводить в малой группе. Обязательно используем переход от стола к столу, где ребёнок может самостоятельно выполнить несложные задания. Каждому ребёнку нужен отдых от контакта и смена видов деятельности. Из восьми детей, посещающих группу, четыре ребёнка могут пользоваться картинками для коммуникации: соотносят натуральные предметы и действия с изображением, воспринимают фотографии. Понимание пиктограмм еще не доступно. Воспитанники пользуется индивидуальным пособием «Сейчас-Потом». Цель работы с пособием: осознание ребенком последовательности действий с последующим поощрением. Пособие представляет собой отдельный лист. В двух выделенных прямоугольниках напечатаны слова «Сейчас», «Потом». От прямоугольника со словом «Сейчас» ведет стрелка к прямоугольнику со словом «Потом». Под каждым из слов расположены два квадрата, внутри квадратов наклеена лента «велкро» для крепления сменных фотографий. Под словом «Сейчас» закреплена картинка, с изображением занятия которое не всегда нравится ребёнку», под словом «Потом» закреплено приятное занятие, например, «гулять на участке детского сада». Дети начинали освоение карточки с двух приятных занятий. Это было необходимо для того, чтобы они понимали последовательность действий во времени и причинно-следственную связь выполненной ими работы с последующим поощрением. На следующем этапе мы ввели визуальное расписание. Оно составляется на более продолжительный период. Это последовательность картинок (фотографии детей в какой-либо деятельности), которые отражают этапы деятельности ребенка в режимных моментах на первую и вторую половины дня в группе детского сада. Цель опоры на визуальное расписание: развитие у детей возрастающей автономности и максимальной самостоятельности; предупреждение дезадаптивного поведения. Участие ребёнка — основа для его дальнейшей мотивации. Для детей с расстройствами аутистического спектра визуальное расписание — это способ удержать в поле внимания все занятия и действия, которые нужно совершать в течение дня. Это также удобный способ осваивать и осуществлять сложные комплексные навыки, например, умение пользоваться туалетом без помощи взрослых. Визуальное расписание качественно улучшает жизнь детей, потому что обладает преимуществами: – позволяет изучать новое и автоматизировать известное, опираясь на сильную сторону ребёнка; – можно возвращать детей к запланированным занятиям, которые они прервали или пропустили; – убирает из жизни ребёнка избыток речи от взрослых и необходимость реагировать на их изменчивые слова (удаляет ребёнка от сенсорных перегрузок); – не нужно запоминать быстро и сразу надолго — это позволяет детям осваивать новые комплексные навыки в индивидуальном ритме, ведь картинки всегда перед глазами; – снижение тревожности благодаря предсказуемости будущего, в том числе в новых обстоятельствах, такая предсказуемость снижает общую тревожность от неизвестности будущего; – рост самооценки — с помощью визуальных подсказок путь к самостоятельности становится кратким и наиболее безопасным; – первые посылы к обучению чтению — когда иллюстрации следуют слева направо, расписание может стать первым шагом на пути к чтению, когда слово сопровождается картинкой, научиться читать существенно легче. Использование визуального расписания поможет детям решать разнообразные задачи самообслуживания, переходить к самостоятельной деятельности без помощи взрослого. Визуализированный план занятий — это один из важнейших составных компонентов структурированной среды обучения. Структурированный подход в обучении и использование визуальных подсказок помогает направить самостоятельную инициативу ребёнка в нужное русло. Данная система помогает реализовать основные образовательные потребности детей с расстройствами аутистического спектра, такие как в создании условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребёнка; в дозированнии введения в жизнь ребёнка новизны и трудностей; в чётком соблюдении режима дня и упорядоченной предметно-пространственной образовательной среде.
|