Педагогический проект «Шахматная Страна» старшая группа
Автор проекта: Домченко М.Р. 2024 МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД № 20 «ЗОЛУШКА»
Методический паспорт проекта.
- Тема Педагогический проект «Шахматная Страна» для реализации в условиях дошкольного образовательного учреждения общего типа.
- Тип проекта Исследовательский. Групповой.
- Руководитель проекта Воспитатель- Домченко Марина Рашитовна
- Сроки реализации проекта октябрь 2023– апрель 2024 учебный год
- Участники проекта Дети старшей группы, их родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель.
Скачать конспект
Пояснительная записка:
Шахматы – это вид спорта, который помогает расширить круг общения детей старшего дошкольного возраста, предоставляет им возможность самовыражения, способствует развитию логики, мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. Экспериментально подтверждено, что у детей, вовлеченных в волшебный мир шахмат в раннем возрасте, лучшая успеваемость в школе, особенно по точным наукам. Мы предполагаем, что организация занятий шахматами в детском саду позволит решить комплекс задач по формированию у детей интереса к определенному виду спорта – шахматам.
Актуальность проекта:
Шахматы – интереснейшая игра с древнейшей историей, популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы людей и детей во всех уголках планеты. Учёными доказано, что игра в шахматы способствует развитию воображения и логического мышления, укрепляет память, учит сравнивать и планировать свою деятельность.
Неоспорима польза игры в шахматы для детей. Начиная увлекаться этой игрой в раннем возрасте, ребенок получает мощный толчок в развитии, как в интеллектуальном, так и в личностном плане.
Цель проекта:
Знакомство с шахматами и развитие интереса к шахматной игре.
- Задачи проекта: Активизировать познавательный интерес детей;
- Знакомить с историей игры Шахматы, ее правилами;
- Закреплять умение ориентироваться на плоскости;
- Развивать восприятие, внимание, память, логическое мышление, активизировать и расширять словарный запас;
- Воспитывать настойчивость, выдержку, уверенность в собственных силах;
- Привить интерес и любовь детей к игре
- Привлекать семьи воспитанников к участию в проекте.
Ожидаемые результаты:
В результате реализации данного проекта у родителей детей расширятся представления о возможностях игры в шахматы для полноценного интеллектуального развития ребенка. Будет создана предметно-развивающая среда для сотрудничества с семьями воспитанников по обучению детей игре в шахматы. Родители будут оказывать помощь своим детям в выполнении домашних заданий по шахматам. Родители и дети будут привлекаться к совместному творчеству в изготовлении занимательного материала по обучению игры в шахматы, к поиску и пополнению познавательного материала по шахматам в группе. Дети научиться играть в шахматы в соответствии с правилами игры. У детей появится интерес и желание научиться играть в шахматы. У детей будут развиваться познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений. У детей сформируется привычка к преодолению трудностей в процессе обучения игре. У детей сформируется усидчивость, творчество, фантазия и логика.
Форма и методы организации:
- беседы, дидактические игры и задания, компьютерные и интерактивные игры, художественно — творческая деятельность, чтение сказок и книг о шахматах, просмотр энциклопедий о шахматах, разучивание стихотворений о шахматных фигурах, создание альбома «Великие шахматисты», консультации для родителей, папки-передвижки с методическими рекомендациями по игре в шахматы, домашние задания для совместных занятий с детьми дома.
Материально – технические ресурсы, необходимые для реализации проекта.
Наименование оборудования и материала, Источник получения
- Методическая литература, Интернет- ресурсы
- Шахматная доска, Обеспечение группы
- Шахматные фигуры, Обеспечение группы
Этапы проекта
1. Подготовительный
На данном этапе мы определили тему проекта, поставили цель, составили план работы и обеспечили ребят шахматной доской и фигурами.
2. Практический (основной) этап
Данный этап включает в себя интеграцию образовательных областей: «Социально –коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно- эстетическое развитие».
Мы изучали информацию об истории игры в шахматы и шахматных фигурах.
Прослушали сказки: «Король и Королева», «Шах и шахматы» Пантелеева М. А..
Ходили в театр «Мираж», на театральный спектакль – шоу «Мечта о Белой Королеве».
Рисовали и раскрашивали шахматные фигуры, доску.
Играли: в дидактические игры «Кто быстрее соберет фигуры для сражения», «По росту», «Волшебный мешочек», «Какой фигуры не хватает?»;
Сюжетно – ролевые игры: «Школа» (сюжет «Изучаем шахматные фигуры»), «Детский сад» (сюжет «Чудесный мешочек»);
Подвижная игра «Королевство шахматных фигур»;
Театрализованные игры: «Шахматный теремок», «Шахматный колобок», «Шахматная репка».
Просмотр мультфильмов: «Фиксики и Шахматы», «Герои мультяшек играют в шахматы», «Новые приключения Кота в сапогах в шахматном королевстве».
3. Аналитический (заключительный) этап
Цель работы была достигнута. Нам удалось заинтересовать детей этой интересной игрой и обогатить развивающую среду детского сада. Оформление альбома «Удивительный мир шахмат»: стихи, загадки, сказки (совместное речевое творчество родителей и воспитанников группы).
Взаимодействие с родителями
Общепризнанно, что семья, где воспитывается ребенок, является одним из наиболее существенных факторов, влияющих на интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Поэтому очень важно выстраивать с семьями партнерские отношения, основанные на доверии и взаимной информации о ребенке.
С целью популяризации шахматного образования при выстраивании взаимодействия с семьями воспитанников использовали следующие формы взаимодействия:
- буклеты;
- консультации: «Шахматы в дошкольном возрасте», «Развивающие игры», «Одарённые дети»;
- оформление альбома «Удивительный мир шахмат»;
- информационные стенды «Истории происхождения шахмат».
Эффективность реализации проекта.
В процессе составления проекта были поставлены следующие задачи:
- обогащать культурные навыки детей посредством систематизации и Активизировать познавательный интерес детей
Знакомить с историей игры Шахматы, ее правилами;
Закреплять умение ориентироваться на плоскости;
Развивать восприятие, внимание, память, логическое мышление, активизировать и расширять словарный запас;
Воспитывать настойчивость, выдержку, уверенность в собственных силах;
Привить интерес и любовь детей к игре;
В течение всего года велась активная работа по реализации данного проекта, а также реализации данных задач. В результате совместной деятельности дети познакомились и узнали историю возникновения игры в шахматы, научились называть и различать шахматные фигуры.
Участие родителей в проекте способствовало повышению эффективности детско-родительских отношений, улучшились отношения сотрудничества и взаимодействия с педагогическим коллективом.
По окончанию реализации данного проекта, поставленные задачи решены.
Перспективное планирование
Месяц
|
Тема
|
Задачи
|
Дидактическая игра,
игры - задания
|
Заучивание стихотворений
|
|
I Подготовительный этап.
Октябрь - ноябрь
|
«Шахматное королевство»
|
Познакомить детей с историей возникновения шахмат.
Пробудить интерес к шахматной игре. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты.
Познакомить с новыми понятиями — «шахматная доска», «белые и черные поля», «центр» шахматной доски.
|
|
«Шахматная доска и расстановка фигур» Прежде чем игру начать, Много правил надо знать! Знай, что справа от тебя Клетка белой быть должна. Приготовь всё для игры: По краям поставь ладьи. Рядом конница шагает, Слон коней тех охраняет. Вот осталось поля два. Для ферзя и короля. Пешки – смелые натуры, Прикрывают все фигуры. Заняли свои места, Начинается игра!
|
|
«Шахматные фигуры»
|
Познакомить детей с шахматными фигурами, белыми и черными (ладья, слон, конь, пешка, ферзь, король), учить сравнивать фигуры между собой, упражняться в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных.
|
«Волшебный мешочек», «Большая и маленькая», «Угадай-ка», «Куча мала».
|
|
«Удивительные клетки»
|
Продолжать знакомство с шахматной доской. Учить правильно располагать доску между партнерами. Познакомить с новыми понятиями: горизонтальная и вертикальная линии, «диагональ». Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий.
|
«Выложи из кубиков фрагмент шахматной доски», «Вспомни и скажи», «Раскрась лист бумаги, как шахматная доска».
|
|
«Шахматные фигуры»
|
Закрепить знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Учить определять ту или иную шахматную фигуру в ряду остальных. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий.
|
«Полна горница», «Прятки», «Что общего?».
|
|
|
«Начальное положение»
|
Познакомить детей с новыми понятиями: «начальное положение или начальная позиция», запомнить правило «ферзь любит свой цвет». Закрепить новый материал посредством дидактических игр-заданий.
|
«Войско из мешочка», «Соседи», «Лови – не лови», «Шахматные классики».
|
«Ладья» А ладья – то тяжела. Раньше башнею была. Сверху лучник там стоит, Королевство сторожит. Ходит вдоль и поперёк. Шаг ладьи тяжёл и строг. Может сделать рокировку – Короля упрятать ловко. Будет домик охранять, Часовым в дверях стоять.
|
|
II
Организационный этап
Декабрь
|
«Шахматная фигура Ладья»
|
Познакомить детей с шахматной фигурой «ладья», новым понятием «ход фигуры».
|
«На одну клетку», «Через клетку», «Через 2 клетки».
|
|
«Шахматная фигура Ладья»
|
Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ладья», вспомнить место ладьи в начальном положении, ход фигуры, познакомить с новым понятием «взятие». Закрепить новые знания посредством дидактических игр.
|
«Большой прыжок», «Поворот».
|
|
«Шахматная фигура Ладья»
|
Закрепить полученные знания детей о шахматной фигуре «ладья» в игровой практике на шахматной доске; упражняться в умении ходить ладьей, отслеживать взаимодействие между белой и черной ладьей на шахматной доске, учиться предвидеть события на шахматной доске на один ход вперед.
|
«Туда - сюда», «Длинный ход», «По всем углам».
|
|
«Шахматная фигура Слон»
|
Познакомить детей с шахматной фигурой «слон». Место слона в начальном положении. Белопольные и чернопольные слоны. Ход слона.
|
«Выложи из кубиков косую дорожку - диагональ»
|
«Слон»
Слон и воин на спине
Важны в шахматной игре.
Белопольный, чернопольный
Слон, конечно, подневольный.
Ходит он наискосок,
Делает большой бросок.
Но слонов двоих пути
Пересечься не должны.
|
|
«Шахматная фигура Слон»
|
Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «слон», вспомнить место слона в начальном положении, ход слона, что такое белопольные и чернополъные слоны. Показать детям, как слон выполняет взятие. Закрепить полученные знания посредством дидактических игр.
|
«Раскрась в клетчатой тетради чёрную диагональ из 2, 3, 4 клеток».
|
|
«Шахматная фигура Ферзь»
|
Познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь». Место ферзя в начальной позиции. Ход ферзя.
|
«На одну клетку», «Через клетку», «Через две клетки».
|
«Ферзь»
Представляю вам ферзя –
Он помощник короля.
У него своя игра:
Под контролем вся доска.
Но вступать в бой не спешит-
За позицией следит.
После конницы,
слонов
Он начать войну готов.
|
|
Январь
|
«Шахматная фигура Ферзь»
|
Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ферзь», вспомнить место ферзя в начальной позиции, как ходит ферзь. Познакомить детей с правилами взятия ферзем. Закрепить полученные знания посредством дидактических игр.
|
«Большой прыжок», «Поворот».
|
|
«Шахматная фигура Конь»
|
Познакомить детей с шахматной фигурой «конь». Место коня в начальной позиции. Ход коня, взятие.
|
|
«Конь» Конь – коварная фигура.
|
|
|
«Шахматная фигура Конь» (продолжение темы)
|
Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «конь», вспомнить полученные знания на предыдущем занятии (место коня в начальной позиции, ход коня). Упражняться в ходе коня и во взятии.
|
У него своя натура. Прыг да скок, и сразу в бок, Через головы прыжок! Делает такой
|
|
«Пешка»
|
Познакомить детей с «пешкой». Место пешки в начальном положении. Ход пешки.
|
«Чемпион», «Кто первый?».
|
Кульбит - Взвиться в небо норовит! Вот стоял на поле белом, Перепрыгнул между делом- Поле чёрное под ним. За конём следи чужим!
|
|
«Пешка»
А пехота, как всегда,
Впереди идёт она!
Пешка с пешкою плечом
Движутся всегда ладком.
Все мечтают, как одна,
Дослужиться до ферзя!
Одному лишь я не рад –
Ей нельзя ходить назад.
Ходит прямо, рубит в бок,
Не бывает ход широк.
Лишь однажды, первым ходом,
Через клетку переходит.
На проходе может сбить.
Будут знать куда ходить!
|
|
«Шахматная фигура Пешка»
|
Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки. Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-заданий.
|
«На второй и третьей», «Весь отряд – восемь в ряд».
|
|
Февраль
|
«Шахматная фигура Король»
|
Познакомить детей с шахматной фигурой «король». Место короля в начальной позиции. Ход короля.
|
«Поворот».
|
«Король»
Вот король – он войском правит,
Соблюдает много правил:
Он не ходит далеко
Шаг лишь делает всего.
Встаёт рядом он на клетку,
Отдаёт приказы метко.
Лишь дебют закончит ловко
Может сделать рокировку.
А без войска остаётся,
То врагам он не сдаётся.
В рукопашную идёт,
Лично всем отпор даёт.
|
|
«Шахматная фигура Король»
|
Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «король», вспомнить знания, полученные на предыдущем занятии (место короля в начальной позиции, ход короля). Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-упражнений: учить детей правильно понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
|
«Туда - сюда», «по всем углам», «Прямо и наискосок».
|
|
«Шах»
|
Познакомить детей с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха. Учить находить позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет. Закреплять новые знания посредством индивидуальных игр-заданий, учить детей правильно понимать поставленную задачу и самостоятельно ее решать.
|
|
«Шах и мат»
Шах и мат не путай брат.
Знает каждый – стар и млад:
Если спасся падишах-
Это будет только шах.
Если ж королю не скрыться,
Перекрыты все границы,
Значит это точно мат.
А противник будет рад!
|
|
«Шах и мат»
|
Вспомнить значение понятия «шах». Познакомить с новым понятием «мат». Учить находить позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно ее решать.
|
|
Март
|
«Ничья и пат»
|
Познакомить детей с новыми понятиями — «ничья» и «пат». Показать несколько вариантов шахматной игры, которые приводят к ничейной позиции.
Учить находить позиции, в которых есть пат, в ряду остальных, где пата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать учебную задачу и самостоятельно ее решать.
|
|
|
«Рокировка»
|
Познакомить детей с новыми понятиями: «рокировка», «длинная и короткая рокировка». Познакомить с правилами рокировки. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий.
|
«Рокировка»
Рокировку делай смело:
Шаг, ещё один шажок
Короля уводим в бок.
А теперь ладьёй шагаем,
Короля так прикрываем,
Чтобы он спокоен был –
Домик штабом послужил.
|
|
«Шахматная партия»
|
Познакомить детей с новыми понятиями — «дебют», «миттельшпиль», «эндшпиль», «ценность фигур» (выгодный и невыгодный размен фигур или пешек). Учить детей во время шахматной игры действовать в соответствии с принятыми правилами поведения партнеров во время шахматной игры.
|
За шахматной доскою
Я целый час сижу.
Игра ведь не простая,
Но я её люблю!
|
|
«Шахматная партия»
|
Продолжать знакомить детей с правилами ведения шахматной игры, показать несколько вариантов разыгрывания дебютов, закреплять полученные знания с помощью индивидуальных игр-заданий
|
|
Апрель
|
1 неделя
«Шахматная партия»
|
Продолжать знакомить детей с правилами ведения партии, с основными дебютными принципами, познакомить с новыми понятиями «ловушка», «детский мат».
|
|
2 неделя
«Шахматные часы»
|
Познакомить детей с часами, которыми пользуются шахматисты во время партии. Познакомить с новыми понятиями: «шахматные» часы, «время, отведенное на партию», «контроль времени».
|
«Шахматные часы»
А еще нужны часы нам,
Чтобы время узнавать,
Не успеешь мат поставить,
Значит можешь проиграть!
|
|
3 неделя
Шахматный досуг
|
Активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы.
|
|
|
4 неделя
Шахматный карнавал
|
Создать у детей ощущение загадочности, неожиданности доставить радость от игры в шахматы; развивать умение сосредотачивать внимание на заданиях; активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы; учить анализировать игру.
|
|
|
Дидактические игры
«Волшебный мешочек». По очереди прячьте в непрозрачный мешочек шахматные фигуры и просите малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребенку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы «не угадаете», и малыш с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребенок на ощупь ищет определенную фигуру.
«Большая и маленькая». Поставьте перед ребенком шесть разных шахматных фигур. Попросите выбрать самую высокую, назвать ее, отставить в сторону. Потом малыш выделит самую высокую из оставшихся фигур и т. д.
«Запретная фигура». Поставьте шахматные фигуры перед ребенком в один ряд. По вашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме «запретной», которая выбирается заранее. Вместо названия «запретной» фигуры надо сказать «секрет». Затем поменяйтесь ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда «ошибайтесь». Если ребенок не заметит вашу ошибку, сами укажите на нее.
«По росту». Попросите ребенка по росту расставить шесть разных шахматных фигур одного цвета, называя эти фигуры.
«Кто быстрее соберет фигуры для сражения».
Скажите детям, что больше всего на свете шахматные фигуры любят проводить сражения. Перед сражением войска выстраиваются в строгом порядке. Попросите детей запомнить расположение фигур на доске. В первом ряду в углах доски должны стоять ладьи, за ними кони, слоны, в середине король и ферзь. Ферзь стоит всегда на поле своего цвета. Во втором ряду выстраиваем пешки. Затем попросите убрать войска в коробочку и по сигналу самим расставить их, кто быстрее.
«Какой фигуры не хватает?». Правильно расставьте все фигуры на доску. Затем попросите детей закрыть глаза и уберите одну фигуру. Дети должны угадать, какой фигуры не хватает.
«Первый – второй». Расставьте фигуры на доске. Затем, рассчитывая их на первый – второй, попеременно с ребёнком проговаривайте названия фигур.
Театрализованные игры
«Шахматный теремок». Сделайте из деревянной шахматной доски «теремок». Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на «теремок» и уронить его, а остальные фигуры помогут «теремок» «построить» – поднять.
«Шахматный колобок». Дидактическую игру-инсценировку сказки «Колобок» можно провести так: «Дед» – король, «Баба» – ферзь, «Заяц» – пешка, «Лиса» – конь, «Волк» – слон, «Медведь» – ладья, а Колобок – шарик или клубок. Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает Колобок. Но в конце сказки «Лиса» Колобка не съест – он от нее убежит.
«Шахматная репка». Посадите «репку» – клубок. Около него малыш по росту выстраивает белые или черные фигуры, поясняя: «Дедка» – это король, «Бабка» – ферзь, «Внучка» – слон, «Жучка» – конь, «Кошка» – ладья, «Мышка» – пешка.
«Приглашение на бал». Скажите, что в шахматном королевстве часто устраивают балы. Вот и сегодня все приглашены на бал, попросите ребят помочь фигурам украсить себя. Предложите взять листочки с изображением контуров фигур и фломастеры.
|